Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 30 сентября 2009 г. N Ф03-5020/2009
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Туристический центр "Афина-Паллада" на решение от 13.03.2009, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 25.06.2009 по делу N А51-1926/2009 Арбитражного суда Приморского края, по заявлению Управления государственного автодорожного надзора по Приморскому краю к обществу с ограниченной ответственностью "Туристический центр "Афина-Паллада" о привлечении к административной ответственности.
Резолютивная часть постановления объявлена 23 сентября 2009 года. Полный текст постановления изготовлен 30 сентября 2009 г.
Управление государственного автодорожного надзора по Приморскому краю (далее - УГАДН по Приморскому краю, административный орган) обратился в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Туристический центр "Афина-Паллада" (далее - ООО "ТЦ "Афина-Паллада", общество) к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда первой инстанции от 13.03.2009, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 25.06.2009, общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, в виде наложения административного штрафа в размере 31000 руб.
Законность принятых судебных актов проверяется в порядке и пределах, установленных статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, по кассационной жалобе ООО "ТЦ "Афина-Паллада", полагающего, что судебные акты приняты с нарушением норм материального и процессуального права, в связи с чем просит судебные акты отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении требований общества.
По мнению заявителя жалобы, в действиях общества отсутствует вина и признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП.
УГАДН по Приморскому краю в отзыве против доводов общества, изложенных в кассационной жалобе, возражает, просит судебные акты оставить без изменения как законные и обоснованные.
Участвующие в деле лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
Проверив обоснованность доводов и возражений, изложенных в кассационной жалобе и отзыве на нее, а также проверив в порядке и пределах статей 284, 286 АПК РФ правильность применения судами норм материального права, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа не находит правовых оснований для отмены или изменения судебных актов.
Как следует из материалов дела, ООО "ТЦ "Афина-Паллада" выдана лицензия от 12.12.2006 N АСС-25-204587 на право осуществления перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозки более 8 человек, сроком действия с 12.12.2006 по 11.12.2011.
В период с 20.01,2008 по 06.02.2009 УГАДН по Приморскому краю проведена плановая проверка общества по вопросу соответствия деятельности лицензионным требованиям и условиям.
По результатам проведения проверочных мероприятий составлен акт проверки от 06.02.2009 N 8, в котором отражено, что у общества отсутствуют акты обследования маршрутов перевозок пассажиров на осенне-зимний период эксплуатации 2008-2009 годов, на схемах туристических маршрутов г. Владивостока не указаны опасные участки, показания одометра в путевых листах N 937 от 03-05.01.2009, N 938 от 03-05.01.2009, N 968 от 05.02.2009 не заверены штампами или подписями уполномоченных должностных лиц с указанием фамилий и инициалов, не организовано проведение межрейсовых медосмотров водителей в г. Арсеньев, не организовано проведение ежемесячных сверок по фактам ДТП с органами ГИБДД, поскольку не проведена сверка за ноябрь 2008 года.
06.02.2009 старшим государственным инспектором УГЛДН по Приморскому краю Бухан истцом составлен протокол об административном правонарушении N 2316 по признакам состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ. Заявление и материалы административного дела направлены административным органом в Арбитражный суд Приморского края в порядке части 3 статьи 23.1 КоАП РФ, который решением от 13.03.2009 привлек общество к административной ответственности.
Арбитражный суд, оценив представленные лицами, участвующими в деле, доказательства в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) правомерно привлек общество к административной ответственности, при этом суд руководствовался законодательством, определяющим лицензионные требования и условия деятельности по осуществлению перевозок пассажиров автомобильным транспортом, в том числе статьями 20, 23 Федерального закона N 196-ФЗ от 10.12.1995 "О безопасности дорожного движения", пунктом 5.2.1 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами и пунктами 3.3.1 - 3.3.3, 5.7.2, 5.7.4 Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, утвержденных приказами Министерства транспорта Российской Федерации, соответственно, N 2 от 08.01.1997 и N 27 от 09.03.1995 (далее - Положение N 2.7)
Согласно пунктам 2.1, 5.4 названного Положения, обеспечение безопасности дорожного движения заключается, в частности, в обеспечении водителей необходимыми путевыми документами, в том числе графиками движения установленной формы. При этом в силу пункта 5.7.2 Правил на каждый маршрут регулярных пассажирских перевозок должен быть составлен паспорт и схема маршрута с указанием опасных мест и каждый водитель, выполняющий городские, пригородные, междугородные и туристские рейсы с пассажирами, должен быть обеспечен графиком движения на маршруте с указанием времени прохождения остановок, населенных пунктов и других ориентиров, схемой маршрутов с указанием опасных участков (п. 5.7.4).
Аналогичная обязанность предусмотрена в Положении об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденном Приказом Министра транспорта РФ от 08.01.1997 N 2, согласно которому владелец автобуса обязан обеспечить водителя, выполняющего регулярные автобусные перевозки, графиком движения на маршруте с указанием времени и мест остановок в пути, составить и утвердить на каждый маршрут регулярных автобусных перевозок паспорт и схему маршрута с указанием опасных участков, а также разрабатывать графики (расписания) движения - на основе определения нормативных значений скоростей движения автобусов на маршруте и отдельных его участках между остановочными пунктами, с учетом соблюдения режимов труда и отдыха водителей, регламентируемых действующими нормативными документами, что является неотъемлемой частью организации перевозочного процесса, обеспечивающего безопасные условия перевозок пассажиров.
Обстоятельства дела, установленные судами обеих инстанций, свидетельствуют о том, что общество осуществляло городские маршруты экскурсий при отсутствии на схемах маршрута указаний опасных участков, что является нарушением вышеуказанных положений.
Кроме того правомерно отклонен судами довод заявителя жалобы об отсутствии вины общества в неосуществлении межрейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств в г. Арсеньев, как противоречащий требованиям статьи 23 Федерального закона "О безопасности дорожного движения", согласно которому юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны, в частности, организовывать и проводить с привлечением работников органов здравоохранения предрейсовые медицинские осмотры водителей, мероприятия по совершенствованию водителями навыков оказания доврачебной медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях.
Обязанность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих предпринимательскую деятельность по перевозке пассажиров, обеспечить контроль за состоянием здоровья водителей, в том числе путем организации проведения предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров, предусмотрена пунктом 3.3.3 Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, утвержденного приказом Министра транспорта Российской Федерации от 09.03.1995 N 27, и пунктом 2.2 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденного приказом Минтранса Российской Федерации от 08.01.1997 N 2 (далее - Положение о безопасности перевозок).
Отсутствие в г. Арсеньев на базе отдыха "Салют" организаций либо медицинских работников, обладающих соответствующими полномочиями на осуществление таких медицинских осмотров, не является основанием для освобождения общества от административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ, в обязанности которого как перевозчика входит обеспечение осуществления указанных осмотров.
Факт нарушения обществом пункта 18 Правил учета дорожно-транспортных происшествий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.06.199.5 N 647; пункта 2.2 Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, утвержденного Приказом Минтранса РФ от 09.03.1995 N 27, устанавливающих обязанность проводить ежемесячные сверки сведений о дорожно-транспортных происшествиях с участием транспортных средств, принадлежащих обществу, с территориальными органами внутренних дел, подтверждается журналом учета дорожно-транспортных происшествий, согласно которому сверка указанных сведений проводилась 23.10.2008 и 08.1 2.2008, т.е не проведена сверка за ноябрь 2008 года.
Иные доводы кассационной жалобы, были предметом рассмотрения суда первой инстанции, оценивались при апелляционном рассмотрении, получили надлежащую правовую оценку, поэтому у суда кассационной инстанции, в силу статьи 286 АПК РФ, отсутствуют правовые основания для переоценки установленных судами обстоятельств дела, в связи с чем жалоба общества удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 274, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 13.03.2009, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 25.06.2009 по делу N А.51-1926/2009 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу- без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Отсутствие в г. Арсеньев на базе отдыха "Салют" организаций либо медицинских работников, обладающих соответствующими полномочиями на осуществление таких медицинских осмотров, не является основанием для освобождения общества от административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ, в обязанности которого как перевозчика входит обеспечение осуществления указанных осмотров.
Факт нарушения обществом пункта 18 Правил учета дорожно-транспортных происшествий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.06.199.5 N 647; пункта 2.2 Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, утвержденного Приказом Минтранса РФ от 09.03.1995 N 27, устанавливающих обязанность проводить ежемесячные сверки сведений о дорожно-транспортных происшествиях с участием транспортных средств, принадлежащих обществу, с территориальными органами внутренних дел, подтверждается журналом учета дорожно-транспортных происшествий, согласно которому сверка указанных сведений проводилась 23.10.2008 и 08.1 2.2008, т.е не проведена сверка за ноябрь 2008 года."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 30 сентября 2009 г. N Ф03-5020/2009
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании