Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 1 октября 2009 г. N Ф03-5025/2009
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Департамента финансов Приморскою края на решение от 31.03.2009, постановление Пятою арбитражного апелляционного суда от 15.07.2009 по делу N A51-2170/2008 Арбитражного суда Приморского края, по иску общества с ограниченной ответственностью "Н-Лайн" к Департаменту финансов Приморского края, Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю, третье лицо Администрация Находкинского городского округа, о взыскании 1894640 руб. 05 коп.
Резолютивная часть постановления от 24 сентября 2009 г. Полный текст постановления изготовлен 01 октября 2009 г.
Общество с ограниченной ответственностью "Н-Лайн" (далее - общество, ООО "Н-Лайн") обратилось в Арбитражный суд Приморского края с иском к Департаменту финансов Приморского края, Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Приморскому краю о взыскании 1894640 руб. 50 коп. убытков, причиненных в результате неисполнения ответчиком обязанности по компенсации расходов по перевозке льготных категорий пассажиров, относящихся к краевому регистру, в автобусах городского сообщения в период с февраля по июль 2005 года.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Администрация Находкинского городского округа.
Решением суда от 31.03 2009, оставленным без изменения постановлением Пятою арбитражного апелляционного суда от 15 07.2009, исковые требования удовлетворены в полном объеме за счет казны Приморского края.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Департамент финансов Приморского края обратился с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, поскольку выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. В обоснование жалобы заявитель приводит доводы о том, что расходы на обеспечение равной доступности транспортных услуг отдельных категорий граждан, включенных в федеральный и краевой регистры, подлежат возмещению за счет средств федерального бюджета.
Общество и Управление Федерального казначейства по Приморскому краю в отзывах на кассационную жалобу, отклонили изложенные в пей доводы, просили оставить обжалуемые судебные акты без изменения как законные и обоснованные.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте слушания кассационной жалобы, своих представителей для участия в судебном заседании не направили. Общество ходатайствовало о рассмотрении жалобы в его отсутствие
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и отзывов на нее, проверив в порядке и пределах статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены принятых по делу судебных актов.
Как следует из материалов дела и установлено судом, во исполнение договора от 17.12.2004 N 2, заключенного с Администрацией г. Находки, и на основании постановления администрации Приморского края от 28.01.2005 N 20-па "О предоставлении дополнительных мер социальной поддержки населению Приморского края" истец осуществлял перевозку в пределах муниципального образования г.Находка пассажиров, в том числе льготных категорий пассажиров, входящих в краевой и федеральные регистры.
Во исполнение договора истцом в период с февраля по июль 2005 года осуществлялась перевозка пассажиров, в том числе льготных категорий граждан, включенных в федеральный и краевой регистры лиц, имеющих право на меры социальной поддержки на автомобильном транспорте общего пользования г.Находка, на сумму 3020480 руб. 50 коп., из которых 1651200 руб. в связи с реализацией социальных месячных проездных билетов, а 1369280 руб. 50 коп. от льготного проезда граждан с 50% скидкой.
Находкинским городским округом произведена оплата в 2005 году 1125840 руб. в счет возмещения расходов, связанных с предоставлением льгот на оплату проезда в общественном транспорте на городских и пригородных маршрутах в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" за счет федерального бюджета. Оплата в указанном размере произведена муниципальным образованием за счет средств, выделенных району в 2005 году из краевого бюджета на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта для отдельных категорий граждан, включенных в федеральный и краевой регистры лиц, имеющих право на получение ежемесячной денежной выплаты.
Сумма невозмещенных истцу расходов по отдельным категориям граждан, включенных как в федеральный, так и в краевой регистры лиц, имеющих право на получение ежемесячной денежной выплаты составила 1894640 руб. 50 коп.
Поскольку оплата выполненных истцом услуг в полном объеме не произведена, образовалась задолженность в сумме 1894640 руб. 50 коп., за взысканием которой ООО "Н-Лайн" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском без разделения задолженности по виду льготников.
При рассмотрении спора суд исследовал обстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы материального права.
В силу статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые то лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено.
Как установлено судами, факт реализации билетов по льготной цене и размер убытков истца за период с февраля по июль 2005 года подтверждаются представленными в материалы дела накладными на отпуск товара на сторону, отчетами по билетной кассе, журналами проводок, проезда льготных категорий граждан, установленного приказом руководителя ООО "Н-Лайн" N 3 от 14.02.2005; суточными отчетами, билетно-учетными листами; отчетами об объемах транспортной работы по перевозкам граждан, включенных в федеральный и краевой регистры лиц, имеющих право на меры социальной поддержки на автомобильном транспорте общего пользования в муниципальном образовании г. Находка.
Оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказательства, представленные сторонами в материалы дела, суды пришли к обоснованному выводу, что они подтверждают как факт понесенных истцом убытков в сумме 3020480 руб. 50 коп., так и частичное погашение указанной суммы в размере 1125840 руб. за счет средств федерального бюджета.
Кроме того, судебные инстанции установили, что убытки, понесенные истцом от перевозки льготных категорий граждан, включенных в федеральный регистр, составляют 723064 руб., а от перевозки граждан, включенных в краевой регистр - 2297416 руб. 50 коп. При этом за счет средств федерального бюджета истцу было выплачено 1125840 руб., то есть убытки от перевозки лиц, включенных в федеральный регистр, возмещены в полном объеме. Доказательств, опровергающих указанные расчеты в материалах дела не имеется.
Пунктом "ж" статьи 71 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты населения, включая социальное обеспечение, отнесены к совместном) ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Оценив расходные обязательства бюджетов федерального и краевого уровней, суд правомерно принял во внимание и применил вступившие в действие с 01.01.2005 новые редакции статей 84, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации, а также нормы Федерального закона от 17.07.1999 N 179-ФЗ "О государственной социальной помощи", согласно которым оказание мер социальной поддержки предусмотрено как за счет средств Российской Федерации, гак и за счет региональных программ субъектов Российской Федерации.
Так согласно статье 43 Федерального закона от 23.12.2004 N 173-ФЗ "О федеральном бюджете на 200.5 год" субъектам Российской Федерации предусмотрены дотации на поддержку мер но обеспечению сбалансированности региональных бюджетов, распределение которых утверждается Правительством Российской Федерации.
Распоряжениями Правительства Российской Федерации от 28.01.2005 N 80-р, от 06.04.2005 N 360-р предусмотренные Законом о бюджете на 2005 год дотации распределены между субъектами Российской Федерации и направлены на осуществление расходов бюджетов субъектов Российской Федерации по обеспечению равной доступности транспортных услуг на территории субъекта Российской Федерации для отдельных категорий граждан, в отношении которых оказание мер социальной поддержки относится к ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Тем самым арбитражными судами, с учетом указанных выше распоряжений Правительства Российской Федерации, сделан правильный вывод о характере целевого назначения переданных в течение 2005 года из федерального бюджета денежных средств - обеспечение равной транспортной доступности граждан, включенных как в федеральный, так и в краевой регистры лиц, имеющих право на получение единой социальной выплаты из федерального и краевого бюджетов.
Как установлено судом, во исполнение приведенных выше распоряжений Правительства Российской Федерации в спорный период с февраля по июль 2005 года (1 и 2 кварталы) из федерального бюджета субъекту Российской Федерации - Приморскому краю перечислено 42172,2 тыс. руб. При этом денежные средства в размере 66596, 6 тыс. руб. предоставленные муниципальным образованиям на возмещение расходов организаций, осуществляющих пассажирские перевозки на территории муниципального образования - являются средствами поступившими из федерального бюджета на обеспечение равной доступности транспортных услуг на территории Приморского края для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации и субъекта Российской Федерации, собственные средства краевого бюджета на указанные цели муниципальным образованиям в 2005 году не выделялись.
Законом Приморского края от 29.12.2004 N200 "О краевом бюджете на 2005 год" на 2005 год были предусмотрены средства в сумме 108 343,9 тыс. руб. на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта на территории Приморского края для отдельных категорий граждан, включенных в федеральный и краевой регистры лиц, имеющих право на получение ежемесячной денежной выплаты, в том числе, в составе расходов краевого бюджета - в сумме 41747,28 тыс. руб., однако, доказательств фактического расходования собственных средств краевого бюджета в материалы дела не представлено.
Кроме того, как установлено судом в спорный период с февраля по июль 2005 года Находкинскому муниципальному образованию на данные цели из краевого бюджета денежные средства (за исключением дотации из федерального бюджета в сумме 1833,208 тыс. руб.) не выделялись.
Учитывая, что факт исполнения обязательств перед истцом за счет федерального бюджета в сумме 1125840 руб., го есть в пределах, выделенных в спорный период дотаций, установлен и не оспаривается сторонами, судебные инстанции правомерно сочли, что оснований для взыскания убытков за счет федерального бюджета не имеется. Вместе с тем, суд" посчитал, что требования о взыскании 1894640 руб. 50 коп. убытков, связанных с перевозкой граждан, включенных в краевой регистр, подлежат удовлетворению за счет казны Приморского края.
При таких обстоятельствах выводы судов основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах, оцененных судом в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Доводы кассационной жалобы были предметом рассмотрения в судах обеих инстанций, получили надлежащую правовую оценку и фактически сводятся к иной, чем у суда оценке доказательств по делу, поэтому в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации они не учитываются судом кассационной инстанции при проверке законности принятых судебных актов
На основании изложенного, у суда кассационной инстанции отсутствуют правовые основания для отмены законно принятых по делу судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 31.03.2009, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 15.07.2009 по делу N А5 1-2170/2008 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Оценив расходные обязательства бюджетов федерального и краевого уровней, суд правомерно принял во внимание и применил вступившие в действие с 01.01.2005 новые редакции статей 84, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации, а также нормы Федерального закона от 17.07.1999 N 179-ФЗ "О государственной социальной помощи", согласно которым оказание мер социальной поддержки предусмотрено как за счет средств Российской Федерации, гак и за счет региональных программ субъектов Российской Федерации.
Так согласно статье 43 Федерального закона от 23.12.2004 N 173-ФЗ "О федеральном бюджете на 200.5 год" субъектам Российской Федерации предусмотрены дотации на поддержку мер но обеспечению сбалансированности региональных бюджетов, распределение которых утверждается Правительством Российской Федерации.
Распоряжениями Правительства Российской Федерации от 28.01.2005 N 80-р, от 06.04.2005 N 360-р предусмотренные Законом о бюджете на 2005 год дотации распределены между субъектами Российской Федерации и направлены на осуществление расходов бюджетов субъектов Российской Федерации по обеспечению равной доступности транспортных услуг на территории субъекта Российской Федерации для отдельных категорий граждан, в отношении которых оказание мер социальной поддержки относится к ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 1 октября 2009 г. N Ф03-5025/2009
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании