Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 7 октября 2009 г. N Ф03-5062/2009
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Магаданской области на решение от 24.04.2009 постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 26.06.2009 по делу N A37-2965/2008 Арбитражного суда Магаданской области, по заявлению Открытого акционерного общества "М" к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Магаданской области о признании частично недействительным решения.
Резолютивная часть постановления объявлена .30 сентября 2009 года. Полный текст постановления изготовлен 07 октября 2009 г.
Открытое акционерное общество "М" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Магаданской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Магаданской области (далее - инспекция по налогам и сборам, налоговый орган) от 01.12.2008 N 4175 в части предложения к уплате пени по единому социальному налогу за полугодие 2008 года в сумме 26025,19 руб.
Решением Арбитражного суда Магаданской области от 24.04.2009, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 26.06.2009, заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда, постановлением апелляционного суда, инспекция по налогам и сборам обратилась с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить как принятые с нарушением норм материального нрава. Заявитель считает, что уплата обществом пеней в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по причине несвоевременного перечисления страховых взносов па обязательное пенсионное страхование не освобождает ею от обязанности уплатить за этот же период и пени в связи с занижением суммы единого социального налога, поскольку у общества возникла задолженность как перед бюджетом Пенсионного фонда РФ, так и перед федеральным бюджетом.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, участия в судебном заседании не принимали. Инспекция по налогам и сборам заявила ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие ее представителя.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа оснований для отмены обжалуемых судебных актов не установил.
Как следует из материалов дела, инспекцией по налогам и сборам проведена камеральная налоговая проверка расчета авансовых платежей по единому социальному налогу за 1 полугодие 2008 года, представленного ОАО "МПДПМ". По результатам проверки составлен акт от 24.10.2008 N 13-10/477 и принято решение от 01.12.2008 N 4175 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. Этим же решением обществу предложено уплатить недоимку по единому социальному налогу в сумме 623607 руб. и начислены пени по ЕСН, зачисляемому в федеральный бюджет в сумме 26025,19 руб.
Не согласившись с решением налогового органа в части начисления и предложения к уплате пени по ЕСН в сумме 26025 руб., общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Удовлетворяя заявленное требование, арбитражный суд руководствовался статьями 75, 243 Налогового кодекса РФ, статьей 26 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 167-ФЗ) и исходил из того, что в связи с уплатой обществом пеней за несвоевременное перечисление страховых взносов у налогового органа отсутствовали основания для начисления за этот же период пеней по единому социальному налогу.
В соответствии со статьей 243 Налогового кодекса РФ сумма налога (сумма авансового платежа по налогу), подлежащая уплате в федеральный бюджет, уменьшается налогоплательщиками на сумму начисленных ими за тот же период страховых взносов (авансовых платежей по страховому взносу) па обязательное пенсионное страхование (налоговый вычет) в пределах таких сумм, исчисленных исходя из тарифов страховых взносов, предусмотренных Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации". При этом сумма налогового вычета не может превышать сумму налога (сумму авансового платежа по налогу), подлежащую уплате в федеральный бюджет, начисленную за тот же период. Если в отчетном (налоговом) периоде сумма примененного налогового вычета превышает сумму фактически уплаченного страхового взноса за тот же период, такая разница признается занижением суммы налога, подлежащего уплате, с 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который уплачены авансовые платежи по налог).
Из материалов дела усматривается, что при расчете единого социальною налога за полугодие 2008 года общество правильно применило налоговые вычеты в виде начисленных им за этот период страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, однако в установленные в пункте 2 статьи 24 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" сроки страховые взносы не уплатило.
Судом установлено, и налоговым органом не оспаривается, что в соответствии с требованием от 21.10.2008 N 8631 Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Магадану общество по платежным поручениям от 28.10.2008 N 869, 870 уплатило 30524,43 руб. пеней за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 1 полугодие 2008 года.
Согласно пунктам 3 и 4 статьи 75 Налогового кодекса РФ пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах дня уплаты налога; определяется в процентах от неуплаченной суммы налога; процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Такие же положения установлены в пунктах 4 и 5 статьи 26 Федерального закона N 167-ФЗ.
С учетом изложенного на сумму задолженности по страховым взносам, которая одновременно является недоимкой по единому социальному налогу, за один и тот же период времени не могут начисляться пени по статье 75 Налогового кодекса РФ и статье 26 Федерального закона N 167-ФЗ.
Из материалов дела видно, что пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за полугодие 2008 года общество уплатило до вынесения инспекцией по налогам и сборам решения от 01.12.2008 N 4175. Следовательно, указание налогового органа на наличие у него оснований для начисления налогоплательщику пеней по единому социальному налогу, невзирая на уплату за этот же период пеней в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, не основано на нормах налогового законодательства и приводит к уплате пеней в двойном размере.
Учитывая изложенное, арбитражный суд обоснованно удовлетворил требование общества.
Нормы материального права применены арбитражным судом правильно,. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены решения, не установлено.
Руководствуясь статьями 274, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 24.04.2009, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 26.06.2009 по делу N А37-2965/2008 Арбитражного суда Магаданской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Из материалов дела усматривается, что при расчете единого социальною налога за полугодие 2008 года общество правильно применило налоговые вычеты в виде начисленных им за этот период страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, однако в установленные в пункте 2 статьи 24 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" сроки страховые взносы не уплатило.
...
Согласно пунктам 3 и 4 статьи 75 Налогового кодекса РФ пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах дня уплаты налога; определяется в процентах от неуплаченной суммы налога; процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Такие же положения установлены в пунктах 4 и 5 статьи 26 Федерального закона N 167-ФЗ.
С учетом изложенного на сумму задолженности по страховым взносам, которая одновременно является недоимкой по единому социальному налогу, за один и тот же период времени не могут начисляться пени по статье 75 Налогового кодекса РФ и статье 26 Федерального закона N 167-ФЗ."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 7 октября 2009 г. N Ф03-5062/2009
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания