Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 7 октября 2009 г. N Ф03-5091/2009
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от истца: Кузнецова С.А., ведущий юрисконсульт, доверенность от 27.05.2009 N 339/09, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Аскольд" на решение от 09.02.2009, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 25.05.2009 по делу N А51-12254/2008 Арбитражного суда Приморского края, по иску Краевого государственного унитарного предприятия "Примтеплоэнерго" к открытому акционерному обществу "Аскольд" о взыскании 865146 руб. 32 коп.
Резолютивная часть постановления объявлена 06 октября 2009 года. Полный текст постановления изготовлен 07 октября 2009 года.
Краевое государственное унитарное предприятие "Примтеплоэнерго" (далее - КГУП "Примтеплоэнерго", предприятие) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с иском к открытому акционерному обществу "Аскольд" (далее - ОАО "Аскольд", общество) о взыскании 890294 руб. 21 коп. задолженности за произведенный в период с июля 2007 года по август 2008 года сброс в систему канализации сточных вод с превышением предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ на основании договора от 28.05.2007 N 84 на отпуск питьевой воды и прием сточных вод (с учетом уточнения исковых требований в соответствии со статьей 49 АПК РФ).
Решением от 09.02.2009, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 25.05.2009, с ОАО "Аскольд" в пользу КГУП "Примтеплоэнерго" взыскано 890294 руб. основного долга. Судебные акты мотивированы тем, что допущенные ответчиком превышения норм допустимых концентраций загрязняющих веществ, содержащихся в сточных водах, и размеры такого превышения подтверждаются материалами дела и являются основанием для взыскания с ответчика повышенной платы в размере, предъявленном ко взысканию.
В кассационной жалобе ОАО "Аскольд" просит решение от 09.02.2009 и постановление апелляционного суда от 25.05.2009 о взыскании с общества в пользу предприятия основного долга в размере 890294 руб. 21 коп. отменить и принять новый судебный акт о взыскании основного долга в размере 32270 руб. 88 коп., в остальной части иска отказать. В обоснование жалобы заявитель привел доводы о нарушении судами при принятии судебных актов норм материального и процессуального права. Указывает на то, что согласно полученным протоколам лабораторных испытаний у ответчика только в феврале 2008 года имеется превышение нормативов сброса загрязняющих веществ (ПДК) в систему канализации в связи с чем долг за период с 01.02.2008 по 29.02.2008 подлежит взысканию с ответчика в размере 32270 руб. 88 коп.
В отзыве на кассационную жалобу КГУП "Примтеплоэнерго", не согласившись с изложенными в ней доводами, просит оставить судебные акты без изменения.
В заседании суда кассационной инстанции представитель истца поддержал доводы, изложенные в отзыве на кассационную жалобу, и просил в ее удовлетворении отказать.
Представитель ОАО "Аскольд", надлежаще извещенного о времени и месте судебного разбирательства, в заседании суда кассационной инстанции участия не принимал.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа не усматривает предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 28.05.2007 между КГУП "Примтеплоэнерго" (предприятие) и ОАО "Аскольд" (абонент) заключен договор на отпуск питьевой воды и прием сточных вод N 84, предметом которого является отпуск питьевой воды абоненту из систем водоснабжения предприятия в соответствии с качественными требованиями, реальными возможностями предприятия по имеющемуся составу и состоянию основных фондов и прием сточных вод от абонента в канализацию предприятия согласно выданным техническим условиям. Срок действия договора установлен с 01.05.2007 по 30.04.2008 и считается продленным на следующий календарный год, если за месяц до окончания срока действия договора ни от одной из сторон не поступит заявления о его расторжении.
Пунктом 3.1.10 договора предусмотрена обязанность предприятия контролировать соблюдение абонентом нормативов водоотведения по составу сточных вод путем отбора проб сточных вод, отобранных в контрольных канализационных колодцах. Отбор проб производится в любое время суток в присутствии абонента. Отбор проб сточных вод удостоверяется актом, который подписывают представители предприятия и абонента. Полученный результат отобранной пробы считается действительным до следующего отбора проб.
В соответствии с пунктом 4.9 договора за превышение нормативов сброса загрязняющих веществ (ПДК) в систему канализации с абонента взимается повышенная плата. Сумма платы определяется в размере действующего тарифа за каждый кубометр сбрасываемых сточных вод, исходя из объема общего водоотведения и количества (кратности) определенной на основании анализов проб сточных вод.
Во исполнение условий договора истцом в период с июля 2007 года по август 2008 года произведен отбор проб сточных вод из контрольных канализационных колодцев ответчика, о чем составлены акты взятия пробы воды, подписанные представителем ОАО "Аскольд".
В результате проведенного истцом анализа проб сточных вод установлено превышение в них предельно допустимых концентраций (далее - ПДК) загрязняющих веществ по отдельным компонентам.
В связи с этим на основании пункта 4.9 договора КГУП "Примтеплоэнерго" выставило ответчику для оплаты за сброс загрязняющих веществ с превышением ПДК счета-фактуры на общую сумму 890294 руб. 21 коп., которые последним не оплачены.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения КГУП "Примтеплоэнерго" в арбитражный суд с настоящим иском.
В соответствии со статьей 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства, требованиями закона и иных правовых актов.
Согласно пункту 70 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.02.1999 N 167 (далее - Правила) расчеты абонентов с организацией водопроводно-канализационного хозяйства за прием (сброс) сточных вод и загрязняющих веществ сверх установленных нормативов загрязняющих веществ производятся в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 31.12.1995 N 1310 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов" установлено, что порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов определяется органами исполнительной власти субъектов РФ.
Такой порядок утвержден постановлением губернатора Приморского края от 23.05.2005 N 109-пг (утратило силу в связи с изданием постановления губернатора Приморского края от 22.01.2008 N 7-пг), в соответствии с которым нормативы количественного и качественного состава сточных вод абонентов, допустимая концентрация содержащихся в них загрязнений и условия приема этих стоков в систему канализации населенного пункта разрабатываются предприятиями, осуществляющими эксплуатацию системы канализации населенного пункта, и утверждаются органами местного самоуправления по согласованию с Управлением по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Приморскому краю.
Порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации Арсеньевского городского округа, а также допустимые концентрации загрязняющих веществ в сточных водах, сбрасываемых абонентами в систему канализации Арсеньевского городского округа утверждены постановлением главы Арсеньевского городского округа от 16.06.2006 N 270 "Об утверждении условий приема загрязняющих веществ в сточных водах абонентов, отводимых в систему канализации Арсеньевского городского округа, и отмене некоторых постановлений".
Исследовав и оценив представленные в дело доказательства в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ, арбитражные суды установили факт сброса ответчиком в канализацию сточных вод с превышением предельно допустимой концентрации загрязняющих веществ по отдельным компонентам.
Судами установлено также, что представителями сторон подписаны акты об установлении контрольных колодцев для отбора и дальнейшего химического анализа проб сточной воды, согласно приложению N 2 к договору от 28.05.2007, факт отбора проб из канализационных колодцев в спорный период подтверждены актами взятия пробы воды и ответчиком не оспариваются. При этом расчет платы за превышение нормативов сброса в систему канализации загрязняющих веществ правомерно произведен истцом в соответствии с постановлением главы Арсеньевского городского округа от 16.06.2006 N 270.
Исходя из установленного, суды пришли к правильному выводу о наличии оснований для взыскания с ответчика задолженности в размере 890294 руб. 21 коп. за произведенный им в спорный период сброс в систему канализации сточных вод с превышением предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ.
Довод заявителя жалобы о том, что согласно полученным протоколам лабораторных испытаний у ответчика не обнаружено превышение предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в отобранных пробах несостоятельны, поскольку как установлено судами, для определения количества загрязняющих веществ лабораторный центр использовал нормативы сброса загрязняющих веществ, установленные постановлением главы Арсеньевского городского округа от 27.03.2006 N 203-р для организаций, финансируемых из местного бюджета, к которым ответчик не относится.
Доводы заявителя жалобы о неправильном применении судами норм материального и процессуального права опровергаются материалами дела и поэтому подлежат отклонению судом кассационной инстанции.
С учетом изложенного решение от 09.02.2009, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 25.05.2009 соответствуют установленным по делу обстоятельствам и требованиям закона, в связи с чем кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 09.02.2009, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 25.05.2009 по делу N А51-12254/2008 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Постановлением Правительства РФ от 31.12.1995 N 1310 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов" установлено, что порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов определяется органами исполнительной власти субъектов РФ.
Такой порядок утвержден постановлением губернатора Приморского края от 23.05.2005 N 109-пг (утратило силу в связи с изданием постановления губернатора Приморского края от 22.01.2008 N 7-пг), в соответствии с которым нормативы количественного и качественного состава сточных вод абонентов, допустимая концентрация содержащихся в них загрязнений и условия приема этих стоков в систему канализации населенного пункта разрабатываются предприятиями, осуществляющими эксплуатацию системы канализации населенного пункта, и утверждаются органами местного самоуправления по согласованию с Управлением по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Приморскому краю.
...
Доводы заявителя жалобы о неправильном применении судами норм материального и процессуального права опровергаются материалами дела и поэтому подлежат отклонению судом кассационной инстанции.
С учетом изложенного решение от 09.02.2009, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 25.05.2009 соответствуют установленным по делу обстоятельствам и требованиям закона, в связи с чем кассационная жалоба удовлетворению не подлежит."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 7 октября 2009 г. N Ф03-5091/2009
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания