Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 9 октября 2009 г. N Ф03-5132/2009
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от ответчика: А.Е.Кузина, юрисконсульт, доверенность от 06.10.2008 N 610, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" на решение от 21.04.2009, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 23.06.2009 по делу N А73-1822/2009 Арбитражного суда Хабаровского края, по иску открытого акционерного общества "Находкинский морской торговый порт" к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" о взыскании 30494 руб. 34 коп.
Резолютивная часть постановления объявлена 06 октября 2009 г. Полный текст постановления изготовлен 09 октября 2009 г.
Открытое акционерное общество "Находкинский морской торговый порт" (далее - ОАО "НМТП", порт) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД", дорога) о взыскании пеней за просрочку доставки грузов в сумме 30494 руб. 34 коп.
Решением арбитражного суда от 21.04.2009, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 23.06.2009, исковые требования удовлетворены полностью.
В кассационной жалобе ОАО "РЖД" просит отменить судебные акты арбитражных судов как принятые с неправильным применением норм материального права, несоответствием выводов суда обстоятельствам дела и отказать в удовлетворении исковых требований. Указывает на то, что вина в задержке вагонов по причине устранения коммерческой неисправности подтверждается грузоотправителем в письме от 09.07.2009 N 017-307.
В отзыве на кассационную жалобу порт выразил несогласие с изложенными в ней доводами. Считает решение арбитражного суда от 21.04.2009 законным и обоснованным, а жалобу - не подлежащей удовлетворению.
В судебном заседании кассационной инстанции представитель ОАО "РЖД" поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, дав по ним пояснения.
ОАО "НМПТ", участвующее в деле, надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного разбирательства, явку своих представителей в судебное заседание кассационной инстанции не обеспечило.
Проверив законность обжалуемых судебных актов с учетом доводов кассационной жалобы, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа не усматривает оснований, предусмотренных в статье 288 АПК РФ, для их отмены.
Как следует из материалов дела, ОАО "РЖД" по договору с грузоотправителем - ОАО "Западно-Сибирский металлургический комбинат" осуществляло перевозку слябов (заготовки стальные) повагонной отправкой по накладной N ЭЛ 356446 со станции Новокузнецк-Северный Зап.-Сиб.ж.д. до станции Мыс Астафьева ДВЖД, грузополучатель - ОАО "Находкинский морской торговый порт". Вагон N 52821295 по указанной накладной прибыл на станцию назначения с просрочкой 6 суток.
Отклонение претензии от 03.03.2008 N Пр-223/08-ж.д. о взыскании пеней за просрочку доставки грузов послужило основанием для обращения ОАО "НМТП" в арбитражный суд с настоящим иском.
В соответствии со статьей 97 УЖТ РФ за просрочку доставки грузов или не принадлежащих перевозчику порожних вагонов, контейнеров перевозчик (при перевозках в прямом смешанном сообщении - перевозчик соответствующего вида транспорта, выдавший груз) уплачивает пени в размере девяти процентов платы за перевозку грузов, доставку каждого порожнего вагона, контейнера за каждые сутки просрочки (неполные сутки считаются за полные), но не более чем в размере платы за перевозку данных грузов, доставку каждого порожнего вагона, контейнера, если не докажет, что просрочка произошла вследствие предусмотренных частью первой статьи 29 настоящего Устава обстоятельств.
Согласно статье 29 УЖТ вследствие обстоятельств непреодолимой силы, военных действий, блокады, эпидемии или иных не зависящих от перевозчиков и владельцев инфраструктур обстоятельств, препятствующих осуществлению перевозок, погрузка и перевозка грузов, грузобагажа могут быть временно прекращены либо ограничены перевозчиком или владельцем инфраструктуры с немедленным уведомлением в письменной форме руководителя федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта о таком прекращении или об ограничении. Указанный руководитель устанавливает срок действия прекращения или ограничения погрузки и перевозки грузов, грузобагажа и уведомляет об этом перевозчиков и владельцев инфраструктур.
Пунктом 6.3 Правил исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом предусмотрено, что сроки доставки грузов увеличиваются на все время задержки вагонов, контейнеров в пути следования, связанной с исправлением их технического или коммерческого состояния, возникшей по не зависящим от перевозчика причинам.
При разрешении спора установлено следующее: вагон N 52821295 с грузом - слябы (заготовки стальные), отправленный в адрес грузополучателя - ОАО "НМТП" 25.01.2008 со станции Новокузнецк-Северный Зап.-Сиб.ж.д. по железнодорожной накладной N ЭЛ 356446 в составе повагонной отправки, подан дорогой под выгрузку на станцию назначения - Мыс Астафьева ДВЖД 13.02.2008.
Установлено, что указанный вагон задерживался на станции Новокузнецк-Северный Зап.-Сиб.ж.д. (акт общей формы от 28.01.2008 N 4/49), о чем имеется соответствующая отметка в накладной.
В деле представлен акт общей формы N 4/49, согласно которому причиной задержки вагона на станции Новокузнецк-Северный Зап.-Сиб.ж.д. указана коммерческая неисправность (слом упорного бруска).
Суд, оценив согласно статье 71 АПК РФ представленный в деле акт общей формы, правомерно не принял его в качестве доказательства, подтверждающего отсутствие вины перевозчика в просрочке доставки груза, в связи с чем данный акт в силу пункта 6 Правил исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом не принят судом в качестве оснований увеличения срока доставки груза.
В этой связи суд, установив просрочку доставки груза в количестве 6 суток, проверив расчет суммы пеней за просрочку доставки грузов, обоснованно сделал вывод о наличии правовых оснований для взыскания пеней в сумме 30494 руб. 34 коп.
Выводы суда сделаны с правильным применением норм материального права, с учетом положений статьи 71 АПК РФ, на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, которые переоценке, к чему фактически сводятся доводы кассационной жалобы, в суде кассационной инстанции не подлежат в силу положений статьи 286 АПК РФ.
Нарушений судом норм процессуального права, в том числе влекущих безусловную отмену судебного акта, кассационной инстанцией не установлено.
При таких обстоятельствах основания для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 21.04.2009, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 23.06.2009 по делу N А73-1822/2009 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно статье 29 УЖТ вследствие обстоятельств непреодолимой силы, военных действий, блокады, эпидемии или иных не зависящих от перевозчиков и владельцев инфраструктур обстоятельств, препятствующих осуществлению перевозок, погрузка и перевозка грузов, грузобагажа могут быть временно прекращены либо ограничены перевозчиком или владельцем инфраструктуры с немедленным уведомлением в письменной форме руководителя федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта о таком прекращении или об ограничении. Указанный руководитель устанавливает срок действия прекращения или ограничения погрузки и перевозки грузов, грузобагажа и уведомляет об этом перевозчиков и владельцев инфраструктур.
Пунктом 6.3 Правил исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом предусмотрено, что сроки доставки грузов увеличиваются на все время задержки вагонов, контейнеров в пути следования, связанной с исправлением их технического или коммерческого состояния, возникшей по не зависящим от перевозчика причинам.
...
Суд, оценив согласно статье 71 АПК РФ представленный в деле акт общей формы, правомерно не принял его в качестве доказательства, подтверждающего отсутствие вины перевозчика в просрочке доставки груза, в связи с чем данный акт в силу пункта 6 Правил исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом не принят судом в качестве оснований увеличения срока доставки груза."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 9 октября 2009 г. N Ф03-5132/2009
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания