Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 14 октября 2009 г. N Ф03-5264/2009
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федеральною казначейства по Приморскому краю на решение от 08,04.2009, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 21..07.2009 по делу N А51-345/2009 Арбитражного суда Приморского края, по иску ОАО "Дальневосточная энергетическая компания" в интересах Уссурийского отделения филиала Дальэнергосбыт к Приморскому краю в лице Департамента финансов Приморского края, Министерству финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю, 3-и лица: Администрация Хорольского муниципального района, Департамент социальной защиты населения Приморского края о взыскании 53176 руб. 09 коп.
Резолютивная часть постановления объявлена 08 октября 2009 года. Полный текст постановления изготовлен 14 октября 2009 г.
ОАО "Дальневосточная энергетическая компания" (далее - ОАО "ДЭК") в интересах Уссурийского отделения филиала Дальэнергосбыт обратилось в Арбитражный суд Приморского края с иском к Приморскому краю в лице Департамента финансов Приморского края, Министерству финансов в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю о взыскании .53176 руб. 09 коп. - расходов, связанных с предоставлением льгот по оплате коммунальных услуг (электрической энергии) льготой категории граждан - многодетным семьям за период: январь-декабрь 2006 года, Уточнив требования, просило взыскать 52750,30 руб.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Администрация Хорольского муниципального района, Департамент социальной защиты населения Приморского края,.
До принятия судом решения истец отказался от иска в части требований к Приморскому краю в лице Департамента финансов Приморского края, в связи с чем производство по делу в этой части прекращено на основании пункта 4 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением суда от 08.04.2009, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 21.07.2009 заявленные требования удовлетворены и с Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ за счет казны Российской Федерации в пользу ОАО "ДЭК" взыскано 52750,30 руб.
Судебные акты мотивированы тем, что материалами дела подтверждается несение истцом расходов в связи с предоставлением льгот в спорный период, возмещение которых относится к расходным обязательствам Российской Федерации в силу Указа Президента РФ от 0.5.05.1992 N 431 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей" и норм Бюджетного кодекса РФ.
В кассационной жалобе Министерство финансов РФ просит решение и постановление апелляционного суда отменить. В обоснование жалобы приводит доводы о том, что средства на реализацию льгот по коммунальным услугам для многодетных семей должны предусматриваться в составе расходных обязательств бюджета субъекта Российской Федерации, Полагает, что при рассмотрении спора суды неверно применили статьи 7, 84, 85 БК РФ, статьи 3, 26.3 ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Отзывы на кассационную жалобу не поступили.
В судебное заседание арбитражного суда кассационной инстанции представители участвующих в деле лиц, извещенных о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, не явились.
Проверив законность решения и постановления апелляционного суда, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа считает, что основания для их отмены, предусмотренные статьей 288 АПК РФ, отсутствуют.
Арбитражные суды установили, что ОАО "ДЭК" с января по декабрь 2006 года оказывало услуги по электроснабжению гражданам, проживающим на территории Хорольского муниципального района. При этом общество предоставляло 30% скидку при оплате оказанных услуг многодетным семьям в соответствии с Указом Президента РФ от 05.05.1992 N 431 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей".
Размер невозмещенных истцу расходов, связанных с предоставлением этой льготы, составил 52750,30 руб.
Данные факты установлены судами на основе оцененных в соответствии со статьей 71 АПК РФ доказательств по делу, в том числе списков получателей льгот
Подпункт "б" пункта 1 Указа Президента РФ от 05.05.1992. N 431 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей" предусматривает предоставление многодетным, семьям скидки в размере не ниже 30 процентов установленной платы за пользование отоплением, водой, канализацией, газом и электроэнергией.
В пункте 3 данного Указа Министерству финансов РФ поручено совместно с Министерством социальной защиты населения РФ в месячный срок разработать порядок и условия возмещения расходов на осуществление мер, предусмотренных Указом.
В соответствии с пунктом 2 совместного письма Министерства финансов РФ N 51 и Министерства социальной защиты населения РФ N 1-2359-18 от 29.06.1992 "О финансировании мероприятий по социальной защите многодетных семей" предоставление многодетным семьям скидок по оплате за пользование отоплением, водой, газом и электроэнергией производится за счет местных бюджетов,
Решением Верховного Суда РФ от 2.6.03.03 JY" ГКПИ 03-139 пункт 2 названного письма признан недействующим. В дальнейшем порядок финансирования расходов на выплату компенсаций за предоставление многодетным семьям установленных льгот не определен.
Согласно правовой позиции, изложенной Конституционным судом РФ в определении от 09.04.02 N 68-O, до урегулирования федеральным законом правоотношений, схожих с рассматриваемыми, распределение расходов между бюджетами всех уровней должно производиться за счет средств федерального бюджета.
Поскольку суды установили факт' невыделения в спорный период из федерального бюджета Приморскому краю финансовых средств на осуществление государственных полномочий по предоставлению льгот многодетным семьям, требования истца правомерно удовлетворены за счет средств казны Российской Федерации.
Довод Министерства финансов РФ о том, что спорные расходы относятся на субъект РФ в силу статей 84, 85 Бюджетного кодекса РФ и статей 3, 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", кассационной инстанцией отклоняется. Данные нормы права не предусматривают положений, позволяющих возложить на субъект РФ обязанности по финансированию льгот, установленных федеральным законодательством.
Нормы материального и процессуального права применены судебными инстанциями правильно, в связи с чем решение и постановление апелляционного суда не подлежат отмене, а кассационная жалоба - удовлетворению.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 08.04.2009, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 21.07.2009 по делу N А51-345/2009 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Решением Верховного Суда РФ от 2.6.03.03 JY" ГКПИ 03-139 пункт 2 названного письма признан недействующим. В дальнейшем порядок финансирования расходов на выплату компенсаций за предоставление многодетным семьям установленных льгот не определен.
Согласно правовой позиции, изложенной Конституционным судом РФ в определении от 09.04.02 N 68-O, до урегулирования федеральным законом правоотношений, схожих с рассматриваемыми, распределение расходов между бюджетами всех уровней должно производиться за счет средств федерального бюджета.
...
Довод Министерства финансов РФ о том, что спорные расходы относятся на субъект РФ в силу статей 84, 85 Бюджетного кодекса РФ и статей 3, 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", кассационной инстанцией отклоняется. Данные нормы права не предусматривают положений, позволяющих возложить на субъект РФ обязанности по финансированию льгот, установленных федеральным законодательством."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 14 октября 2009 г. N Ф03-5264/2009
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания
Хронология рассмотрения дела:
23.12.2009 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-17663/09
14.10.2009 Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-5264/2009
21.07.2009 Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-2120/2009
08.04.2009 Решение Арбитражного суда Приморского края N А51-345/09