Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 13 октября 2009 г. N Ф03-4749/2009
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу ОАО "Российские железные дороги" на решение от 10.06.2009 по делу N А51-2565/2009 Арбитражного суда Приморского края, по иску открытого акционерного общества "Российские железные дороги" к обществу с ограниченной ответственностью "Восточная стивидорная компания" о взыскании 647618 руб. 93 коп.
Резолютивная часть постановления объявлена 06 октября 2009 г. Полный текст постановления изготовлен 13 октября 2009 г.
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Восточная стивидорная компания" (далее - ООО "ВСК") о взыскании платы за пользование вагонами в общей сумме 647618 руб.93 коп. по договору от 07.12.2004 N 705 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования.
Решением суда от 10.06.2009 в иске отказано со ссылками на наличие в актах общей формы сведений о том, что спорные вагоны истцу не принадлежат, и в договоре от 07.12.2004 N 705 не определен размер оплаты за пользование вагонами, не являющимися собственностью истца.
В суде апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
Истец заявил кассационную жалобу, мотивированную несоответствием решения суда статье 39 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации (далее - УЖТ РФ) и пункту 1 Правил применения ставок платы за пользование вагонами и контейнерами, утвержденными ФЭК РФ от 19.06.2002 N 35/12 (далее - Правила применения ставок платы) и пункту 4.1 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных Приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 26.
Из кассационной жалобы следует, что в заключенном сторонами договоре не предусмотрен перечень документов, которые перевозчик должен представить клиенту при взыскании платы за пользование вагонами, а расчет иска соответствует ведомостям подачи и уборки вагонов (первичным документам).
В отзыве на кассационную жалобу доводы заявителя отклонены ввиду их несоответствия нормативным правовым актам и имеющимся в деле доказательствам.
При проверке законности обжалуемого судебного акта с учетом доводов заявителя судом кассационной инстанции установлено, что основания, предусмотренные статьей 288 АПК РФ для отмены судебных актов, отсутствуют в связи со следующим.
Между ОАО "РЖД" и ООО "ВСК" заключен договор от 02.12.2004 N 705 со сроком действия до 15.12.2009 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования владельца (ООО "ВСК") в рамках которого локомотивом перевозчика (ОАО "РЖД") осуществлялась подача, расстановка на места погрузки, выгрузки и уборка вагонов.
Согласно пунктам 19, 24 данного договора оплата услуг перевозчика производится в соответствии с Тарифным руководством N 2, а по всем вопросам, не предусмотренным договором, стороны руководствуются Федеральным законом от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - УЖТ РФ), нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Спор возник в связи с тем, что на промежуточной станции Губерово в период с 26.03.2008 по 08.04.2008 в ожидании приема станцией Находка-Восточная были брошены 66 вагонов, отгруженных в адрес ООО "ВСК" 17.03.2008 со станции Вожжой Горьковской ЖД по отправке N ЭН 110061 (срок доставки - 31.12.2007).
Указанные факты зафиксированы истцом в актах общей формы NN 627916, 630072, ведомости подачи и уборки вагонов N 910418 и дорожной ведомости N 741100, а также направлением в адрес грузополучателя извещений о задержке вагонов на промежуточной станции от 23.03.2008, от 08.4.2008 на основании распоряжений НОД-ДС Губерово NN 727, 728.
Данные обстоятельства, установленные судом первой инстанции, в рамках настоящего кассационного производства по делу не оспариваются.
На основании статей 39, 119 УЖТ РФ и раздела 3 Правил составления актов при перевозках грузов на железнодорожном транспорте, утвержденных Приказом МПС России от 18.06.2003 N 43 (далее - Правила составления актов) суд первой инстанции установил, что задержка вагонов на станции назначения в ожидании их выгрузки по причинам, зависящим от получателя грузов и владельца железнодорожного пути, удостоверяется актом общей формы, в котором указывается причина, начало и окончание задержки вагона.
В этой связи судом правомерно установлено, что продолжительность спорных простоев вагонов следует определять по представленным истцом актам общей формы.
Из решения суда следует, что в данных актах имеются номера вагонов, наименования грузов, причины, время начала и окончания задержки вагонов на путях необщего пользования, а также вагонов, а надлежащие отметки перевозчика об отказе ООО "ВСК" от подписания ведомостей подачи и уборки вагонов без указания причин отказа.
Отклонение иска в основной части связано с наличием в актах общей формы сведений о подаче ответчику вагонов, не принадлежащих ОАО "РЖД" на праве собственности.
Исходя из данного обстоятельства, суд установил, что размер оплаты спорных услуг должен подтверждаться договором, заключенным истцом с собственником вагонов, поскольку в заключенном сторонами договоре на эксплуатацию железнодорожного пути соответствующая плата не предусмотрена, а Тарифное руководство N 2, регламентирующее размер платы за подачу железнодорожного транспорта, к спорным правоотношениям не применимо.
Данный вывод суда соответствует статье 39 УЖТ РФ, статье 8 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации и статей 4, 6 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях", в силу которых Тарифное руководство N 2, разработанное на основании Правил применения ставок, действует только в отношении собственного железнодорожного транспорта ОАО "РЖД".
С учетом изложенного, доводы заявителя кассационной жалобы о неправильном применении судом норм материального права подлежат отклонению.
Судом кассационной инстанции признается неосновательной ссылка истца на ошибочность вывода суда относительно оценки ведомостей подачи и уборки вагонов. По мнению заявителя, данные первичные документы являются надлежащими доказательствами по факту простоя вагонов и размера иска, поскольку предоставление актов общей формы для взыскания платы за пользование вагонами не обязательно.
Как правомерно указано в обжалуемом судебном акте, обстоятельства, свидетельствующие о наличии вины перевозчика или владельца пути, могут подтверждаться только актами общей формы (пункт 3.2.4 Правил составления актов), поэтому имеющаяся в решении суда оценка доказательств истца соответствует правилам статьи 68 АПК РФ о допустимости доказательств.
С учетом изложенного основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 10.06.2009 по делу N А51-2565/2009 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"На основании статей 39, 119 УЖТ РФ и раздела 3 Правил составления актов при перевозках грузов на железнодорожном транспорте, утвержденных Приказом МПС России от 18.06.2003 N 43 (далее - Правила составления актов) суд первой инстанции установил, что задержка вагонов на станции назначения в ожидании их выгрузки по причинам, зависящим от получателя грузов и владельца железнодорожного пути, удостоверяется актом общей формы, в котором указывается причина, начало и окончание задержки вагона.
...
Исходя из данного обстоятельства, суд установил, что размер оплаты спорных услуг должен подтверждаться договором, заключенным истцом с собственником вагонов, поскольку в заключенном сторонами договоре на эксплуатацию железнодорожного пути соответствующая плата не предусмотрена, а Тарифное руководство N 2, регламентирующее размер платы за подачу железнодорожного транспорта, к спорным правоотношениям не применимо.
Данный вывод суда соответствует статье 39 УЖТ РФ, статье 8 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации и статей 4, 6 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях", в силу которых Тарифное руководство N 2, разработанное на основании Правил применения ставок, действует только в отношении собственного железнодорожного транспорта ОАО "РЖД"."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 13 октября 2009 г. N Ф03-4749/2009
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания