Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 20 октября 2009 г. N Ф03-5281/2009
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от заявителя: открытого акционерного общества "Промсвязь" - Маслова М.А., представитель по доверенности от 28.06.2009 б/н; от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Хабаровскому краю - Саутина А.Г., представитель по доверенности от 07.11.2008 N 42юр/281/16323.1-08, Кочетова А.Г., представитель по доверенности от 14.10.2009 N 64юр/541/21756.1-08, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Промсвязь" на постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 29.07.2009 по делу N А73-5082/2009 Арбитражного суда Хабаровского края, по заявлению открытого акционерного общества "Промсвязь" к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Хабаровскому краю о признании незаконными действий и понуждении к заключению договора.
Резолютивная часть постановления объявлена 14 октября 2009 г. Полный текст постановления изготовлен 20 октября 2009 г.
Открытое акционерное общество "Промсвязь" (далее - ОАО "Промсвязь", общество) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Хабаровскому краю (далее - территориальное управление Росимущества) о признании незаконными действий по требованию дополнительных документов и действий для приобретения права собственности на земельный участок с кадастровым номером 27:23:050203:95 общей площадью 38324 кв.м по ул. Павловича, 13 в г. Хабаровске, выраженных в письме от 30.03.2009 N 6817.1-08, а также об обязании принять решение о предоставлении в собственность обществу названного земельного участка.
Решением суда первой инстанции от 02.06.2009 заявленные требования общества удовлетворены в полном объеме: арбитражный суд признал незаконными оспоренные действия и обязал территориальное управление Росимущества принять решение о предоставлении обществу в собственность указанный выше земельный участок, направив обществу договор его купли-продажи по цене, определенной в соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 29.07.2009 решение суда от 02.06.2009 отменено, в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что при подаче заявления о приобретении в собственность спорного земельного участка заявителем не были приложены все необходимые документы, в том числе распорядительный акт, в соответствии с которым произведен раздел земельного участка, что препятствовало принятию решения о предоставлении участка в собственность заявителю.
Не согласившись с постановлением апелляционного суда, общество обратилось с кассационной жалобой, в которой просит его отменить и оставить в силе решение суда. По мнению заявителя жалобы, поддержанному его представителем в судебном заседании, территориальное управление Росимущества не вправе было требовать от общества представления дополнительных документов, не поименованных в Перечне документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения, утвержденном Приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 30.10.2007 N 370.
Территориальным управлением Росимущества в отзыве на кассационную жалобу и его представителями в судебном заседании отклонены изложенные в жалобе доводы, постановление апелляционного суда предложено оставить без изменения, как законное и обоснованное.
Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, заслушав мнение представителей лиц, участвующих в деле, проверив в порядке и пределах статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как установлено судом и следует из материалов дела, общество, являясь собственником объектов недвижимого имущества, расположенных по адресу г. Хабаровск, ул. Павловича, 13, владело по договору аренды от 06.03.2006 N 183 земельным участком общей площадью 39111,5 кв.м. с кадастровым номером 27:23:050203:0080.
15.12.2008 общество обратилось в территориальное управление Росимущества с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка площадью 38323,7 кв.м., являющегося частью земельного участка с кадастровым номером 27:23:050203:0080, приложив ряд документов, в том числе кадастровый план на данный земельный участок. Территориальное управление Росимущества письмом от 11.01.2008 сообщило о невозможности принятия решения, по причине отсутствия кадастрового паспорта на испрашиваемый земельный участок площадью 38323,7 кв.м.
Изготовив кадастровый паспорт указанного земельного участка, общество направило его в территориальное управление Росимущества с просьбой рассмотреть заявление о предоставлении участка в собственность. В ответ на данное обращение территориальное управление Росимущества письмом от 30.03.2009 предложило обществу представить распорядительный акт о разделе земельного участка 27:23:050203:0080, а также кадастровый паспорт второго сформированного земельного участка, указав на возможность продажи участка только после регистрации на него права собственности Российской Федерации.
Полагая, что действия территориального управления Росимущества не соответствуют закону и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации организация вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий (бездействия) органов местного самоуправления, если полагает, что оспариваемое действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают ее права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на нее какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании действий (бездействия) органов местного самоуправления арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемых действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемое действие (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской (иной экономической) деятельности (часть 4 статьи 200 Кодекса).
В силу пункта 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения, предусмотрен Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 30.10.2007 N 370.
Исследовав документы, представленные обществом одновременно с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка, апелляционный суд пришел к выводу о том, что при обращении с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка площадью 38323,7 кв.м., имеющего кадастровый номер 27:23:050203:95, обществом не были представлены документы, подтверждающие факт того, что данный земельный участок сформирован в установленном порядке и поставлен на кадастровый учет.
Как установлено судом, ОАО "Промсвязь" согласно договору аренды занимает земельный участок площадью 39111,5 кв.м. с кадастровым номером 27:23:050203:0080, являющийся частью земельного участка с кадастровым номером 27:23:050203:0005 общей площадью 59683,0 кв.м. Проанализировав представленные в материалы дела выписки из государственного кадастра недвижимости, суд установил, что истребуемый обществом земельный участок образован в результате раздела земельного участка 27:23:050203:0080, который, в свою очередь, образован путем раздела земельного участка 27:23:050203:0005.
В соответствии с частью 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 ЗК РФ. Решения об образовании земельных участков, указанных в пункте 1 настоящей статьи, могут быть приняты на основании заявлений землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки (части 1, 2 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, для раздела земельного участка необходимо принятие решения исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления.
Между тем, как установлено судебными инстанциями, такого решения ни о разделе земельного участка площадью 59683,0 кв.м., ни о разделе земельного участка площадью 39111,5 кв.м. уполномоченным органом не принималось.
Учитывая, что обществом в территориальное управление Росимущества представлено лишь свидетельство о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 27:23:050203:0005 общей площадью 59683,0 кв.м., суд апелляционной инстанции правомерно счел, что доказательств того, что земельный участок, испрашиваемый обществом в собственность, на настоящее время сформирован в соответствии с нормами земельного законодательства не представлено.
Кроме того, руководствуясь статьей 24 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", апелляционный суд правомерно отклонил доводы общества о том, что внесение в государственный кадастр недвижимости сведений о постановке на учет земельного участка подтверждает существование нового земельного участка, поскольку названные сведения носят временный характер, который утрачивается со дня государственной регистрации права на образованный объект недвижимости. Если по истечении одного года со дня постановки на учет этого объекта недвижимости или, если этим объектом недвижимости является земельный участок, двух лет со дня постановки его на учет, не осуществлена государственная регистрация права на него, такие сведения аннулируются и исключаются из государственного кадастра недвижимости.
С учетом приведенных обстоятельств суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для признания оспариваемых действий территориального управления Росимущества незаконным и правомерно отказал обществу в удовлетворении заявленных требований.
Кроме того, общество не лишено возможности реализовать свое право на приобретение земельного участка в соответствии с земельным законодательством при условии соблюдения требований закона.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, отклоняются судом кассационной инстанции, поскольку рассматривались арбитражным судом апелляционной инстанции и им дана правильная правовая оценка. Переоценка выводов, касающихся обстоятельств дела, не входит в полномочия суда кассационной инстанции, установленные статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Учитывая, что дело рассмотрено апелляционным судом полно и всесторонне, выводы суда основаны на нормах действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, установленных обстоятельствах дела и имеющихся в нем доказательствах, у суда кассационной инстанции отсутствуют правовые основания для отмены законно принятого судебного акта и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 29.07.2009 по делу N А73-5082/2009 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Учитывая, что обществом в территориальное управление Росимущества представлено лишь свидетельство о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 27:23:050203:0005 общей площадью 59683,0 кв.м., суд апелляционной инстанции правомерно счел, что доказательств того, что земельный участок, испрашиваемый обществом в собственность, на настоящее время сформирован в соответствии с нормами земельного законодательства не представлено.
Кроме того, руководствуясь статьей 24 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", апелляционный суд правомерно отклонил доводы общества о том, что внесение в государственный кадастр недвижимости сведений о постановке на учет земельного участка подтверждает существование нового земельного участка, поскольку названные сведения носят временный характер, который утрачивается со дня государственной регистрации права на образованный объект недвижимости. Если по истечении одного года со дня постановки на учет этого объекта недвижимости или, если этим объектом недвижимости является земельный участок, двух лет со дня постановки его на учет, не осуществлена государственная регистрация права на него, такие сведения аннулируются и исключаются из государственного кадастра недвижимости."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 20 октября 2009 г. N Ф03-5281/2009
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания