Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 14 октября 2009 г. N Ф03-5331/2009
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от заявителя: Межрегионального территориального управления технологического и экологического надзора Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Дальневосточному федеральному округу - Ищенко Н.С., заместитель начальника отдела правового обеспечения, доверенность от 08.07.2009, Асламов А.В., ведущий специалист-эксперт отдела правового обеспечения, доверенность от 08.07.2009 от общества с ограниченной ответственностью "Зенит" - Яныпин В.В., представитель, доверенность от 10.12.2008 N 2, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Зенит" на решение от 16.07.2009 по делу N А73-5287/2009 Арбитражного суда Хабаровского края, по заявлению Межрегионального территориального управления технологического и экологического надзора Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Дальневосточному федеральному округу к обществу с ограниченной ответственностью "Зенит" о взыскании задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду в сумме 28095421,30 руб.
Резолютивная часть постановления объявлена 07 октября 2009 г. Полный текст постановления изготовлен 14 октября 2009 г.
Межрегиональное территориальное управление технологического и экологического надзора Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Дальневосточному федеральному округу (далее - управление Ростехнадзора, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Зенит" (далее - ООО "Зенит", общество) задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду в сумме 28095421,30 руб.
Решением суда от 16.07.2009 заявленные требования удовлетворены в полном объеме. Суд пришел к выводу о том, что ООО "Зенит" осуществляло хозяйственную деятельность, связанную с природопользованием и оказывало негативное воздействие на окружающую среду, в связи с чем должно вносить соответствующую плату.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
Законность принятого судебного акта проверяется в порядке и пределах, установленных статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) по кассационной жалобе общества, поддержанной его представителем в заседании суда кассационной инстанции, полагающего, что суды неправильно применили нормы материального права, в связи, с чем просит судебный акт отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления.
В обоснование жалобы общество ссылается на то, что "Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632 (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632), может применяться только к хозяйствующим субъектам, являющимися водопользователями, имеющими разрешение или договор о предоставлении водного объекта в пользование. Также указывает, что общество, исходя из особенностей канализационной системы, не имеет реальной возможности регулировать сброс в реку стоков, поступающих от абонентов, присоединенных к сети, взыскиваемая сумма включает оплату за весь объем сбросов, производимых населением и организациями города, несмотря на то, что экспертным заключением указаны конкретные источники сбросов, а хозяйственная деятельность общества сводится к аварийному ремонту и текущему техническому обслуживанию магистральных трубопроводов канализационной сети.
Управление Ростехнадзора согласно представленному отзыву и его представители в судебном заседании против доводов, изложенных в жалобе, возражают, считают принятый судебный акт законным и обоснованным.
Изучив материалы дела, обсудив обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе и отзыве на нее, заслушав мнение представителей лиц, участвующих в деле, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы исходя из следующего.
В соответствии с пунктами 7, 19 статьи 1 Водного кодекса Российской Федерации (далее - ВК РФ) под водоотведением понимается любой сброс вод, в том числе сточных вод и (или) дренажных вод, под сточными водами понимаются воды, сброс которых в водные объекты осуществляется после их использования или сток которых осуществляется с загрязненной территории.
Аналогичное понятие водоотведения дано в пункте 7 статьи 1 ВК РФ.
В пункте 1 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167, раскрыто понятие "организации водопроводно-канализационного хозяйства" - это предприятие (организация), осуществляющее отпуск воды из системы водоснабжения и (или) прием сточных вод в систему канализации и эксплуатирующее эти системы; "канализационная сеть" - это система трубопроводов, коллекторов, каналов и сооружений на них для сбора и отведения сточных вод.
Статьей 3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ) предусмотрено, что хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде.
Платность негативного воздействия на окружающую среду установлена и статьей 16 Закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ. Согласно этой же норме формы платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами. К видам негативного воздействия на окружающую среду, в частности, относятся выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; размещение отходов производства и потребления.
Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, согласно статье 16 Закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ, установлены постановлениями Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632 и от 12.06.2003 N 344.
Как следует из материалов дела и установлено судом, в соответствии с договором аренды от 31.10.2006 N 299, актом приема-передачи имущества в аренду Комитет по управлению имуществом Николаевского муниципального района (арендодатель) передал из казны района, а ООО "Зенит" (арендатор) приняло в арендное пользование имущество, в том числе передаточные устройства по г.Николаевску-на-Амуре, в которые входят 77 канализационных сетей и 2 аварийных коллектора.
Пунктом 1.3 договора аренды предусмотрено, что передаваемое арендодателем имущество используется арендатором в первоочередном порядке для целей водоснабжения и водоотведения. В соответствии с пунктом 3.2.2 договора арендатор (общество) принял на себя обязательство использовать имущество в соответствии с функциональным назначением, указанным в договоре аренды.
ООО "Зенит" является организацией водопроводно-канализационного хозяйства, основным видом деятельности которого является удаление сточных вод. В своей хозяйственной деятельности общество эксплуатирует находящиеся у него в арендном пользовании канализационные сети, предназначенные для сбора и отведения сточных вод.
Согласно статье 11 ВК РФ предоставление водного объекта в пользование для сброса сточных вод осуществляется на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование.
ООО "Зенит" решение о предоставлении водного объекта в пользование в отношении данного общества не имеет, вместе с тем осуществляет хозяйственную деятельность с использованием водного объекта - реки Амур (фактическое водопользование) для сброса сточных вод (водоотведение).
Факт водопользования ООО "Зенит" без забора (изъятия) водных ресурсов из водного объекта подтверждается информацией Амурского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов от 06.07.2009 N 08-19/637, которому общество предоставляет отчетность федерального государственного статистического наблюдения по форме N 2-ТП (водхоз).
В результате своей хозяйственной деятельности общество оказывает негативное воздействие на окружающую среду посредством выбросов в атмосферный воздух, сбросов загрязняющих веществ в водные объекты, а также размещения отходов, в связи с чем является плательщиком платы за негативное воздействие на окружающую среду.
На основании заявления от 12.02.2007 общество поставлено Управлением Ростехнадзора в качестве плательщика за негативное воздействие на окружающую среду, при подаче заявления о постановке на учет в сведениях о хозяйственной деятельности организации общество указало основной вид деятельности водоотведение сточной жидкости, эксплуатация сетей водоотведения.
С даты постановки на учет в качестве плательщика платы за негативное воздействие на окружающую среду общество представляет расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду в Управление Ростехнадзора, а также вносит частичную плату за выбросы, сбросы, размещение отходов.
Согласно расчетам платы за негативное воздействие на окружающую среду за периоды 4 квартал 2006 года, 2007 года (1-4 кварталы), 2008 года (1-4 кварталы) обществом начислено платежей в общей сумме 28181320,93 руб., фактически уплачено 85899,63 руб.
Наличие задолженности по указанным платежам явилось основанием для обращения Управления Ростехнадзора в арбитражный суд с заявлением о ее взыскании.
Судом установлено, что размер платы за негативное воздействие на окружающую среду определены в соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632, от 12.06.2003 N 344 на основании расчетов общества.
При изложенных обстоятельствах суд правомерно взыскал с ООО "Зенит" предъявленную управлением Ростехнадзора к взысканию задолженность по плате за негативное воздействие на окружающую среду.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, выводы суда не опровергают и направлены на переоценку доказательств и установленных судом фактических обстоятельств дела, поэтому в силу статьи 286 АПК РФ подлежат отклонению.
Учитывая изложенное, оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения кассационной жалобы у суда кассационной инстанции не имеется.
Поскольку ООО "Зенит" при подаче кассационной жалобы не уплатило государственную пошлину и его жалоба оставлена судом без удовлетворения, то по правилам статьи 110 АПК РФ с общества подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 1000 руб. за рассмотрение кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289, 110 АПК РФ, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 16.07.2009 по делу N А73-5287/2009 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Зенит" в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1000 руб. за рассмотрение кассационной жалобы. Исполнительный лист выдать Арбитражному суду Хабаровского края.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Платность негативного воздействия на окружающую среду установлена и статьей 16 Закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ. Согласно этой же норме формы платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами. К видам негативного воздействия на окружающую среду, в частности, относятся выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; размещение отходов производства и потребления.
Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, согласно статье 16 Закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ, установлены постановлениями Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632 и от 12.06.2003 N 344.
...
Согласно статье 11 ВК РФ предоставление водного объекта в пользование для сброса сточных вод осуществляется на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование.
...
Судом установлено, что размер платы за негативное воздействие на окружающую среду определены в соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632, от 12.06.2003 N 344 на основании расчетов общества."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 14 октября 2009 г. N Ф03-5331/2009
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания