Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 19 октября 2009 г. N Ф03-5525/2009
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации на решение от 22.06.2009, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 12.08.2009 по делу N А04-1728/2009 Арбитражного суда Амурской области, по иску общества с ограниченной ответственностью "Жилищно-коммунальное хозяйство Томское" к Министерству финансов Амурской области, муниципальному учреждению здравоохранения "Серышевская центральная районная больница", муниципальному общеобразовательному учреждению средняя общеобразовательная школа с. Лебяжье, муниципальному дошкольному образовательному учреждению детский сад "Солнышко" с. Томское, муниципальному общеобразовательному учреждению средняя общеобразовательная школа с. Томское, филиалу муниципального общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа с.Томское, Министерству финансов Российской Федерации, третьи лица: финансовый отдел администрации Свободненского района, о взыскании 92752,61 руб.
Резолютивная часть постановления объявлена 15 октября 2009 г. Полный текст постановления изготовлен 19 октября 2009 г.
Общество с ограниченной ответственностью "Жилищно-коммунальное хозяйство Томское" (далее - ООО "ЖКХ Томское", истец) обратилось в Арбитражный суд Амурской области с иском к Министерству финансов Амурской области, муниципальному учреждению здравоохранения "Серышевская центральная районная больница" (далее - МУЗ Серышевская ЦРБ), муниципальному общеобразовательному учреждению средняя общеобразовательная школа с. Лебяжье (далее - МОУ СОШ с. Лебяжье), муниципальному дошкольному образовательному учреждению детский сад "Солнышко" с.Томское (далее - МДОУ ДС "Солнышко" с. Томское), муниципальному общеобразовательному учреждению средняя общеобразовательная школа с. Томское (далее - МОУ СОШ с. Томское), филиалу муниципального общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа с. Томское (далее - филиал МОУ СОШ с. Томское) о взыскании с Амурской области, в лице Министерства финансов Амурской области за счет средств казны Амурской области убытков в связи с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг на основании Закона Амурской области от 05.12.2005 N 99-03 "О социальной поддержке граждан отдельных категорий" (далее - Закон N 99-03) и Федерального закона от 13.01.2006 N 12-ФЗ "Об образовании" (далее - Закон об образовании), статей 16, 1069 ГК РФ за декабрь 2007 года в сумме 92752,61 руб., в т.ч. медицинским работникам в сумме 8586,37 руб., педагогическим работникам в сумме 84166,24 руб.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены финансовое управление администрации Серышевского района, Министерство финансов Российской Федерации (далее - Минфин РФ).
Решением суда от 22.06.2009, исковые требования, с учетом уточнения, удовлетворены в полном объеме. С Амурской области, в лице Министерства финансов Амурской области за счет средств казны Амурской области в пользу ООО "ЖКХ Томское" взысканы убытки в связи с предоставлением льгот медицинским работникам за период с 01.12.2007 по 31.12.2007 в сумме 8586,37 руб., с Российской Федерации в лице Минфина РФ за счет средств казны Российской Федерации в пользу истца взысканы убытки в связи с предоставлением льгот педагогическим работникам за этот же период в сумме 84166,24 руб. В отношении МУЗ Серышевская НРБ, МОУ СОШ с.Лебяжье, МДОУ ДС "Солнышко" с.Томское, МОУ СОШ с. Томское, филиала МОУ СОШ с. Томское производство по делу прекращено в связи с отказом истца от иска к данным ответчикам.
Апелляционная жалоба Минфина РФ на решение суда от 22.06.2009 в части взыскания с Российской Федерации в лице Минфина РФ за счет средств казны Российской Федерации в пользу истца убытков в сумме 84166,24 руб. постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 12.08.2009 оставлена без удовлетворения, решение суда - без изменения.
Судебные акты мотивированы тем, что из областного и федерального бюджета в спорный период денежные средства на реализацию льгот отдельным категориям граждан, предусмотренных Законом N 99-03 и Законом об образовании, не передавались.
Законность принятых судебных актов в части взыскания с Российской Федерации в лице Минфина РФ за счет средств казны Российской Федерации в пользу истца убытков в сумме 84166,24 руб. проверяется в порядке и пределах, установленных статьями 284, 286 АПК РФ, по кассационной жалобе Минфина РФ, полагающего, что судебные акты приняты с неправильным применением норм материального права.
В обоснование жалобы заявитель указывает на то, что компенсация расходов организациям, предоставляющим коммунальные услуги, должна осуществляться за счет средств областного бюджета.
Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, однако своих представителей в судебное заседание не направили, отзывы на жалобу не представили.
Изучив материалы дела, обсудив обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы исходя из следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судами, согласно заключенным истцом с МОУ СОШ с. Лебяжье, МДОУ ДС "Солнышко" и МОУ СОШ с.Томское договорам о возмещении недополученных доходов, связанных с предоставлением гражданам льгот по жилищно-коммунальным услугам от 01.01.2007 NN 4, 15 и 19, ООО "ЖКХ Томское" предоставляло гражданам - педагогическим работникам льготы по оплате жилья и коммунальных услуг, в соответствии с Законом N 99-03 и Законом об образовании.
Невозмещение расходов за предоставленные льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг педагогическим работникам за декабрь 2007 года в сумме 84166,24 руб. послужило основанием для обращения с настоящим иском в арбитражный суд.
В соответствии с пунктом 5 статьи 55 Закона об образовании пенсионеры и педагогические работники образовательных учреждений имеют право на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа).
Согласно статье 2 Федерального закона от 06.05.2003 N 52-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об основах жилищной политики" и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг" размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных абзацем 3 пункта 5 статьи 55 Закона об образовании, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации и учитываются в межбюджетных отношениях.
При рассмотрении спора суды правомерно, руководствуясь вышеназванными законами, с учетом действующего в спорный период законодательства о разграничении расходных полномочий между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации, исходили из того, что финансовое обеспечение предоставления льгот педагогическим работникам должно осуществляться за счет субвенций из федерального бюджета.
Согласно пункту 1 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей с 01.01.2005) (далее - БК РФ) расходные обязательства субъектов Российской Федерации возникают в результате принятия законов и иных нормативных правовых актов субъектов Федерации при осуществлении полномочий по предметам ведения субъектов Федерации и по предметам совместного ведения, указанных в пунктах 2 и 5 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Между тем, статья 26.3 названного Федерального закона не относит к полномочиям субъекта Российской Федерации, подлежащим финансированию за счет собственных средств бюджета субъекта Российской Федерации, финансирование расходов в связи с предоставлением педагогическим работникам в сельской местности льгот по оплате жилья и коммунальных услуг.
Нормативно-правовых актов субъекта Российской Федерации по отнесению названного вопроса к полномочиям, финансируемым за счет собственных средств регионального бюджета, также не принималось.
В связи с чем, финансирование рассматриваемых льгот, исходя из положений статьи 84 БК РФ, как обязательство, возникшее в результате принятия Федерального закона при осуществлении федеральными органами государственной власти полномочий по предметам совместного ведения, не отнесенным Федеральным законом от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ) к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, относится к расходным обязательствам Российской Федерации.
В силу пункта 7 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ полномочия Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации, а также предметам совместного ведения субъектов РФ и Российской Федерации, не предусмотренные пунктом 2 названной статьи, могут передаваться для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации федеральными законами. При этом финансовое обеспечение осуществления указанных отдельных полномочий, переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета.
Судами установлено, что из федерального бюджета в 2007 году денежные средства на компенсацию спорных расходов субъекту Российской Федерации не передавались.
Довод заявителя кассационной жалобы о том, что финансирование расходов на возмещение педагогическим работникам льгот по оплате жилья и коммунальных услуг предусмотрено за счет средств областного бюджета, судом кассационной инстанции не может быть принят во внимание, поскольку указанные обстоятельства не являются основанием для освобождения Российской Федерации от исполнения ее собственных бюджетных обязательств.
Поскольку Минфином РФ не доказано обеспечение субъекта Федерации - Амурскую область финансовыми средствами в полном объеме, а последний в свою очередь не смог обеспечить для этого финансированием муниципальный бюджет, поэтому суд правомерно возместил понесенные истцом убытки в размере 84166,24 руб. за счет казны Российской Федерации в лице Минфина РФ на основании статей 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного оснований для отмены принятых по делу судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 274, 284-289 АПК РФ, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 22.06.2009 в обжалуемой части, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 12.08.2009 по делу N А04-1728/2009 Арбитражного суда Амурской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу пункта 7 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ полномочия Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации, а также предметам совместного ведения субъектов РФ и Российской Федерации, не предусмотренные пунктом 2 названной статьи, могут передаваться для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации федеральными законами. При этом финансовое обеспечение осуществления указанных отдельных полномочий, переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета.
...
Поскольку Минфином РФ не доказано обеспечение субъекта Федерации - Амурскую область финансовыми средствами в полном объеме, а последний в свою очередь не смог обеспечить для этого финансированием муниципальный бюджет, поэтому суд правомерно возместил понесенные истцом убытки в размере 84166,24 руб. за счет казны Российской Федерации в лице Минфина РФ на основании статей 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 19 октября 2009 г. N Ф03-5525/2009
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания