Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 16 октября 2009 г. N Ф03-5254/2009
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от ФНС России: Малев А.Н., представитель по доверенности от 20.11.2009 б/н от ГУ "Хабаровское региональное отделение Фонда социального страхования РФ": Лаврентьева Т.В., представитель по доверенности от 11.01.2009 N 2, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Федеральной налоговой службы на определение от 16.06.2009, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 10.08.2009 по делу N А73-2552/2005 Арбитражного суда Хабаровского края, по заявлению открытого акционерного обществ "Амурлитмаш" о признании его несостоятельным (банкротом).
Резолютивная часть постановления объявлена 13 октября 2009 года. Полный текст постановления изготовлен 16 октября 2009 г.
Открытое акционерное общество "Амурлитмаш" (далее - общество, должник) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением должника о признании общества несостоятельным (банкротом).
Определением от 25.03.2005 в отношении общества введено наблюдение.
Решением суда от 14.12.2005 общество признано несостоятельным (банкротом) и в отношении него открыто конкурсное производство, конкурсным управляющим утвержден Трегубов А.А.
Определением суда первой инстанции от 16.06.2009 конкурсное производство в отношении общества завершено на основании статьи 149 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (здесь и далее в редакции, действовавшей до 31.12.2008, Закон о банкротстве).
Постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 10.08.2009, определение от 16.06.2009 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Федеральная налоговая служба (далее - ФНС России, уполномоченный орган) просит определение суда первой инстанции от 16.06.2009 и постановление апелляционного суда от 10.08.2009 отменить как незаконные, поскольку считает завершение конкурсного производства преждевременным.
В обоснование жалобы приведены доводы о ненадлежащем исполнении конкурсным управляющим Трегубовым А.А. возложенных на него обязанностей, о продаже им имущества должника по цене ниже утвержденной собранием кредиторов, что привело к нарушению прав и законных интересов уполномоченного органа. По мнению заявителя жалобы, суд первой инстанции необоснованно отклонил ходатайство ФНС России об отложении рассмотрения вопроса о завершении конкурсного производства, а апелляционный суд не рассмотрел доводы уполномоченного органа, изложенные в апелляционной жалобе.
Отзывы на кассационную жалобу не поступили.
В судебном заседании арбитражного суда кассационной инстанции представитель ФНС России поддержал изложенные в жалобе доводы и настаивал на ее удовлетворении.
Представитель государственного учреждения "Хабаровское региональное отделение Фонда социального страхования РФ" поддержал позицию уполномоченного органа.
Представители должника, конкурсного управляющего Трегубова А.А. и других участвующих в деле лиц, извещенных о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, в судебное заседание не явились.
Проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ законность определения от 16.06.2009 и постановления от 10.08.2009, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа считает, что основания для их отмены, предусмотренные статьей 288 АПК РФ, отсутствуют.
В соответствии с пунктом 2 статьи 124 Закона о банкротстве конкурсное производство вводится сроком на год. Срок конкурсного производства может продлеваться по ходатайству лица, участвующего в деле, не более чем на шесть месяцев.
Как разъяснено в пункте 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 08.04.2003 N 4 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", по смыслу пункта 2 статьи 124 Закона о банкротстве по истечении установленного годичного срока конкурсное производство может быть продлено судом в исключительных случаях с целью завершения конкурсного производства по мотивированному ходатайству конкурсного управляющего.
Арбитражными судами установлено, что после открытия конкурсного производства в отношении общества решением от 14.12.2005 его срок неоднократно продлевался и окончательно определен до 16.06.2009 определением суда от 09.12.2008.
В судебном заседании арбитражного суда первой инстанции 16.06.2009 конкурсный управляющий представил отчет о своей деятельности по состоянию на 08.06.2009 и заявил ходатайство о завершении конкурсного производства в отношении ОАО "Амурлитмаш".
Согласно пункту 1 статьи 149 Закона о банкротстве после рассмотрения арбитражным судом отчета конкурсного управляющего о результатах проведения конкурсного производства арбитражный суд выносит определение о завершении конкурсного производства.
Рассмотрев отчет конкурсного управляющего Трегубова А.А., арбитражные суды обеих инстанций установили, что в ходе процедуры конкурсного производства в соответствии с нормами главы VII Закона о банкротстве проведена инвентаризация имущества должника, в результате которой выявлено имущество должника балансовой стоимостью 46680488 руб. 61 коп. Рыночная стоимость указанного имущества определена в размере 9163071 руб. 70 коп., включая 3193 тыс. руб. дебиторской задолженности.
Собранием кредиторов от 10.09.2008 утверждены порядок, сроки и условия продажи имущества должника. По результатам торгов от 20.03.2009 реализовано имущество должника на сумму 657000 руб. На основании прямых договоров реализовано имущество должника на сумму 4696958 руб. 87 коп., а также взыскана дебиторская задолженность на сумму 3184490 руб. 24 коп. Все поступившие от продажи конкурсной массы денежные средства израсходованы в ходе процедуры конкурсного производства.
Исходя из этого суды пришли к выводу о том, что конкурсным управляющим Трегубовым А.А. приняты необходимые меры по выявлению имущества должника, его реализации, и по возврату дебиторской задолженности. Доказательств, свидетельствующих о наличии или возможном выявлении другого имущества должника и дальнейшей его реализации в целях проведения расчетов с кредиторами, участвующие в деле лица, в том числе ФНС России, судам не представили.
С учетом установленного и принимая во внимание, что требования кредиторов не удовлетворялись в связи с недостаточностью имущества должника и считаются погашенными в силу пункта 9 статьи 142 Закона о банкротстве, арбитражный суд первой инстанции пришел к правильному выводу о необходимости завершения процедуры конкурсного производства.
Апелляционный суд обоснованно поддержал указанные выводы суда первой инстанции по мотиву нецелесообразности продления срока конкурсного производства, поскольку это повлечет увеличение расходов по делу о банкротстве.
При таких обстоятельствах завершение конкурсного производства в отношении ОАО "Амурлитмаш" соответствует статье 149 Закона о банкротстве, установленным судами обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Доводы кассационной жалобы о нарушении конкурсным управляющим Трегубовым А.А. норм Закона о банкротстве и решения собрания кредиторов от 10.09.2008 при продаже имущества должника приводились ФНС России в судах обеих инстанций и обоснованно отклонены ими как несостоятельные и не имеющие в данном случае правового значения.
Оспаривание кредитором действий конкурсного управляющего Трегубова А.А. не является основанием для продления процедуры банкротства. По этим же основаниям арбитражный суд первой инстанции обоснованно отклонил ходатайство уполномоченного органа об отложении рассмотрения дела, поскольку подача жалобы на действия арбитражного управляющего в порядке статьи 60 Закона о банкротстве не препятствует рассмотрению судом вопроса о завершении конкурсного производства в отношении должника по правилам статьи 149 Закона о банкротстве.
Доводы ФНС России о нарушении апелляционным судом норм процессуального права, которое выразилось в нерассмотрении доводов уполномоченного органа, опровергаются содержанием мотивировочной части постановления от 10.08.2009, поэтому судом кассационной инстанции отклоняются.
С учетом изложенного оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
По смыслу статей 90, 96 АПК РФ в связи с рассмотрением кассационной жалобы ФНС России и принятием судом кассационной инстанции настоящего постановления подлежат отмене принятые определением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 17.09.2009 обеспечительные меры в виде запрета Инспекции ФНС России по г. Комсомольску-на-Амуре Хабаровского края вносить в Единый государственный реестр юридических лиц запись о ликвидации ОАО "Амурлитмаш".
Руководствуясь статьями 90, 96, 284, 286-290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Определение от 16.06.2009, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 10.08.2009 по делу N А73-2552/2005 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Обеспечительную меру в виде запрета Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Комсомольску-на-Амуре Хабаровского края вносить запись в Единый государственный реестр юридических лиц о ликвидации ОАО "Амурлитмаш", принятую определением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 17.09.2009, отменить.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Оспаривание кредитором действий конкурсного управляющего Трегубова А.А. не является основанием для продления процедуры банкротства. По этим же основаниям арбитражный суд первой инстанции обоснованно отклонил ходатайство уполномоченного органа об отложении рассмотрения дела, поскольку подача жалобы на действия арбитражного управляющего в порядке статьи 60 Закона о банкротстве не препятствует рассмотрению судом вопроса о завершении конкурсного производства в отношении должника по правилам статьи 149 Закона о банкротстве.
...
По смыслу статей 90, 96 АПК РФ в связи с рассмотрением кассационной жалобы ФНС России и принятием судом кассационной инстанции настоящего постановления подлежат отмене принятые определением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 17.09.2009 обеспечительные меры в виде запрета Инспекции ФНС России по г. Комсомольску-на-Амуре Хабаровского края вносить в Единый государственный реестр юридических лиц запись о ликвидации ОАО "Амурлитмаш"."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 16 октября 2009 г. N Ф03-5254/2009
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания