Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 26 октября 2009 г. N Ф03-5551/2009
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от заявителя: общества с ограниченной ответственностью "Юлия" - Зиманина Я.В., директор, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Юлия" на решение от 29.04.2009, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 06.07.2009 по делу N А59-1381/2009 Арбитражного суда Сахалинской области, по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Юлия" к Комитету природных ресурсов и охраны окружающей среды Сахалинской области о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении N 017/09 от 17.03.2009.
Резолютивная часть постановления объявлена 21 октября 2009 г. Полный текст постановления изготовлен 26 октября 2009 г.
Общество с ограниченной ответственностью "Юлия" (далее - ООО "Юлия", общество) обратилось в Арбитражный суд Сахалинской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды Сахалинской области (далее - комитет, административный орган) по делу об административном правонарушении N 017/09 от 17.03.2009, которым общество привлечено к административной ответственности по статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда от 29.04.2009, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 06.07.2009, в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебные акты мотивированы тем, что материалами дела подтверждено наличие состава вменяемого административного правонарушения в действиях общества.
Не согласившись с состоявшимися по делу судебными актами, общество обратилось с кассационной жалобой, в которой предлагает их отменить и принять решение об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование своих доводов заявитель жалобы указывает на то, что административным органом допущены существенные процессуальные нарушения при рассмотрении дела об административном правонарушении, вследствие чего общество было лишено предоставленных КоАП РФ гарантий защиты и не могло квалифицированно возражать и давать объяснения по существу вменяемого правонарушения. Кроме того, общество полагает, что оно не осуществляет негативного воздействия на окружающую среду, поскольку его деятельность не связана с обращением с отходами. Доводы жалобы поддержаны представителем заявителя в судебном заседании.
В отзыве на жалобу комитет отклонил доводы, изложенные в кассационной жалобе, и просит состоявшиеся по делу судебные акты оставить без изменения, как соответствующие нормам действующего законодательства.
Административный орган извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, однако своего представителя для участия в судебном заседании не направил.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на нее, заслушав мнение представителя общества, проверив в порядке и пределах статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации применение судами норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции считает жалобу подлежащей удовлетворению.
Как установлено судом и следует из материалов дела, в ходе проведения плановой проверки деятельности общества по вопросу соблюдения природоохранного законодательства комитетом установлено, что общество, состоящее на учете как природопользователь, в процессе хозяйственной деятельности которого образуются отходы производства и потребления, не имеет согласованного в установленном порядке Проекта нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов производства и потребления.
По факту правонарушения комитетом 17.03.2009 составлены акт проверки и протокол об административном правонарушении.
По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении комитетом 17.03.2009 вынесено постановление N 017/09, которым общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100000 руб.
Общество, не согласившись с названным постановлением, оспорило его в судебном порядке.
Удовлетворяя заявленные требования, суд посчитал доказанным наличие в действиях общества состава вменяемого административного правонарушения. При этом суд пришел к выводу о соблюдении комитетом порядка привлечения общества к административной ответственности.
Между тем, судом не учтено следующее.
Существенное нарушение процедуры наложения административного взыскания свидетельствует о том, что взыскание применено незаконно, независимо от того, совершило или нет лицо, привлекаемое к ответственности, административное правонарушение.
Согласно части 1 статьи 25.1 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с названным Кодексом.
Как следует из материалов дела, правонарушение выявлено административным органом 17.03.2009, о чем составлен акт проверки, в тот же день в 10 часов 40 минут был составлен протокол об административном правонарушении, в котором директор общества Зиманина Я.В. указала о своем несогласии с протоколом, однако комитетом в тот же день вынесено постановление о привлечении общества к административной ответственности.
В силу части 2 статьи 25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
О времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, должно быть извещено надлежащим образом и заблаговременно, что является гарантией соблюдения прав и законных интересов лица, привлекаемого к ответственности.
Составив протокол и рассмотрев административное дело в один день, административный орган нарушил права юридического лица, которое не смогло в должной мере воспользоваться своими правами и обязанностями, ознакомиться с материалами проверки, представить необходимые документы, квалифицированно возражать и давать объяснения по существу предъявленных обвинений, а также воспользоваться помощью защитника.
Указанные процессуальные нарушения являются существенными, так как не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении. Возможность устранения этих недостатков отсутствует.
Аналогичная правовая позиция изложена в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 03.08.2004 N 5960/04.
В силу части 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 17 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" и пункта 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" подобные нарушения порядка привлечения к административной ответственности являются основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа.
В силу изложенного судебные акты подлежат отмене, как принятые с нарушением норм материального права.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 29.04.2009, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 06.07.2009 по делу N А59-1381/2009 Арбитражного суда Сахалинской области отменить.
Постановление Комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды Сахалинской области N 017/09 по делу об административном правонарушении от 17.03.2009 о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Юлия" к административной ответственности по статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях признать незаконным и отменить.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Составив протокол и рассмотрев административное дело в один день, административный орган нарушил права юридического лица, которое не смогло в должной мере воспользоваться своими правами и обязанностями, ознакомиться с материалами проверки, представить необходимые документы, квалифицированно возражать и давать объяснения по существу предъявленных обвинений, а также воспользоваться помощью защитника.
Указанные процессуальные нарушения являются существенными, так как не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении. Возможность устранения этих недостатков отсутствует.
Аналогичная правовая позиция изложена в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 03.08.2004 N 5960/04.
В силу части 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 17 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" и пункта 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" подобные нарушения порядка привлечения к административной ответственности являются основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 26 октября 2009 г. N Ф03-5551/2009
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания