Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 26 октября 2009 г. N Ф03-5597/2009
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу прокурора Сахалинской области на решение от 10.04.2009, постановление Пятого арбитражногоапелляционного суда от 10.08.2009 по делу N А59-404/2009 Арбитражного суда Сахалинской области по иску прокурора Сахалинской области к администрации Невельского муниципального района, ОГУ "Управление капитального строительства администрации Сахалинской области", обществу с ограниченной ответственностью "Строительно-коммерческая фирма "Сфера"о признании недействительным муниципального контракта
Резолютивная часть постановления от 19 октября 2009 г. Полный текст постановления изготовлен 26 октября 2009 г.
Прокурор Сахалинской области (далее - Прокурор) обратился в Арбитражный суд Сахалинской области с иском к администрации Невельского муниципального района (далее - администрация), ОГУ "Управление капитального строительства администрации Сахалинской области" (далее - Управление капитального строительства), обществу с ограниченной ответственностью "Строительно-коммерческая фирма "Сфера" (далее - общество) о признании недействительным муниципального контракта N 17 на выполнение строительно-монтажных работ по объекту: "Группа жилых домов N 2 в квартире жилой застройки микрорайона "Северный" г. Невельск" от 17.11.2008 (далее муниципальный контракт N 17) и дополнительного соглашения N 1 к нему, а также применение последствий недействительности сделки.
Решением арбитражного суда от 10.04.2009, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 10.08.2009 в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе Прокурор просит судебные акты отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
В обоснование кассационной жалобы заявитель указывает на неправильное применение норм материального права (п. 2 ст. 170 АПК РФ). По мнению Прокурора, вывод судебных инстанций о непредставлении им доказательств, подтверждающих мнимость сделки, не соответствует фактическим обстоятельствам дела. Считает, что на момент объявления открытого аукциона и заключения муниципального контракта N 17 муниципальные нужды, предусмотренные данным контрактом, уже были выполнены либо выполнялись на основании иного муниципального контракта.
В отзывах на кассационную жалобу ООО "СКФ "Сфера" и администрация Невельского муниципального района выразили несогласие с изложенными в ней доводами, считают обжалуемые судебные акты законными и обоснованными, а кассационную жалобу - не подлежащей удовлетворению.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о месте и времени судебного разбирательства, явку своих представителей в судебное заседание кассационной инстанции не обеспечили.
Проверив законность судебных актов с учетом доводов кассационной жалобы, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа не усматривает предусмотренных в статье 288 АПК РФ оснований для их отмены.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что между администрацией Невельского муниципального района (заказчик) и ООО "СКФ "Сфера" (подрядчик) заключен муниципальный контракт N 6 на строительство жилых многоквартирных домов в г. Невельске (далее - муниципальный контракт N 6), по условиям контракта подрядчик обязуется по заданию заказчика, своим иждивением выполнить работы по строительству объекта: "Группа жилых домов N 2 в квартале жилой застройки микрорайона "Северный" г. Невельска Сахалинской области (пять 24 квартирных модульных дома, строительные номера NN 16, 19, 25, 26, 32; два модульных 12 квартирных дома строительные номера NN 23, 24), общей площадью 5335,39 кв.м, в объеме согласованном сторонами в смете и в сроки, предусмотренные календарным планом производства работ, а заказчик обязался создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их и уплатить обусловленную нестоящим договором цену.
Согласно пункту 2.1 муниципального контракта N 6 работы должны быть начаты, завершены и производиться в нормативные сроки, согласованные сторонами в календарном плане производства работ. Сроки строительства могут быть увеличены в случаях: нарушения заказчиком сроков оплаты по контракту по причине несвоевременного финансирования объекта; внесения изменений заказчиком в проектную документацию, если объем этих изменений по причинам, не зависящим от подрядчика, существенно влияет на срок выполнения работ; в случае, если работы на завершены в срок в связи с задержкой поставок необходимых для выполнения работ материалов по вине поставщика либо перевозчика и другим причинам, независящим от подрядчика, и если подрядчик предпринял все от него зависящие меря для соблюдения сроков выполнения работ. Срок продления работ рассчитывается сторонами в каждом отдельном случае с учетом фактического времени простоя, технологии и сезонности выполнения работ (п. 2.3 муниципального контракта N 6).
Цена работы устанавливается согласованным и подписанным сторонами расчетом договорной цены, и составляет 211014 675 руб., в том числе НДС 18% (пункт 3.1 муниципального контракта N 6).
В силу пункта 3.2 муниципального контракта N6 оплата осуществляется следующим образом: в течение 10 банковских дней со дня подписания настоящего договора заказчик перечисляет подрядчику в качестве аванса 30% от цены работ по заявке подрядчика.
Последующие расчеты производятся за фактически выполненный объем работ на основании форм КС-2, КС-3, за вычетом авансового платежа, и производится в течение 10 дней с момента получения от подрядчика форм КС-2, КС-3, счета и счета-фактуры. Окончательный расчет производится с подрядчиком не позднее 30 календарных дней после завершения работ, в том числе после устранения подрядчиком выявленных в ходе приемки работ дефектов на основании акта приемки выполненных работ и выставленного подрядчиком счета-фактуры (пункт 3.2 муниципального контракта N 6).
Судом установлено, что подрядчиком во исполнении муниципального контракта N 6 выполнены работы по строительству объекта, указанного в данном контракте. Утверждены акты приемки законченного строительством объекта приемочной комиссией от 31.03.2008, от 30.04.2008 акты о соответствии параметров построенного объекта капитального строительства проектной документации.
Постановлениями мэра Невельского муниципального района NN 351 от 03.04.2008, 509 от 06.05.2008, 671 от 11.06.2008, 672 от 11.06.2008 принят в эксплуатацию законченный строительством объект капительного строительства: "группа жилых домов N 2 в квартале жилой застройки микрорайона "Северный" г. Невельска" (жилые 24-х квартирные дома NN 16,19).
По результатам рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе от 07.11.2008 по объекту "группа жилых домов N 2 в квартале жилой застройки микрорайона "Северный" г. Невельска", в соответствии с пунктом 4 протокола N 1 от 07.11.2008 на основании части 6 статьи 26 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" победителем аукциона признано ООО "СКФ "Сфера".
В связи с этим между администрацией Невельского муниципального района (муниципальный заказчик), ОГУ "Управление капитального строительства администрации Сахалинской области" (Технический заказчик) и ООО "СКФ "Сфера" заключен муниципальный контракт N 17 от 17.11.2008 на выполнение строительно-монтажных работ по объекту "Группа жилых домов N 2" в квартале жилой застройки микрорайона "Северный г. Невельска" (далее - муниципальный контракт N 17).
Согласно пункту 2.1 предметом муниципального контракта N 17 являлось строительство и ввод в эксплуатацию объекта: "Группа жилых домов N 2 в квартале жилой застройки микрорайона "Северный" г. Невельска" и предусматривало выполнение строительных, монтажных и пусконаладочных работ по строительству жилых домов (общей площадью квартир без учета балконов - 5342,32 кв.м.) и иных неразрывно связанных со строящимся объектом работ, устранение недоделок и дефектов, выявленных в процессе гарантийной эксплуатации.
Цена муниципального контракта N 17 составила 245189920 руб. с учетом НДС за счет средств муниципального бюджета, сформированных за счет целевых средств областного бюджета. Цена контракта является твердой и не может изменяться в ходе его исполнения (пункты 3.1, 3.2).
В силу пункта 4.1 муниципального контракта N 17 продолжительность строительства объекта, согласно протоколу подведения итогов аукциона, не должна превышать 2-х месяцев, в соответствии с утвержденным муниципальным заказчиком календарным планом производства работ и согласованным техническим заказчиком.
Расчеты производятся сторонами по окончании производства работ в течение 10-ти рабочих дней после подписания Техническим заказчиком форм КС-2, КС-3 и предъявления счета подрядчиком. Окончательный расчет производится с подрядчиком не позднее 30 рабочих дней после завершения строительства, в том числе после устранения подрядчиком выявленных в ходе приемки объекта дефектов и освобождении территории объекта от принадлежащих подрядчику строительных машин, инвентаря, материалов, сносимых временных сооружений, другого имущества и строительного мусора на основании акта приемки Объекта и разрешения на ввод Объекта в эксплуатацию (пункты 5.1, 5.2 муниципального контракта N 17).
На основании пунктов 13.1, 13.5 муниципального контракта N 17 приемка завершенного строительством объекта осуществляется после выполнения сторонами всех обязательств, предусмотренных контрактом, и оформляется по акту формы КС-11 с приложением заключений о соответствии построенного объекта проекту и требованиям СНиП, а также справок о выполнении технических условий.
Дополнительным соглашением N 1 от 17.11.2008 к муниципальному контракту N 17 стороны внесли изменения в пункты 3.1, 3.3 контракта. Согласно новой редакции цена контракта составляет 221260000 руб. за счет средств федерального бюджета и средств муниципального бюджета, сформированных за счет целевых средств областного бюджета. Объем работ, поручаемый подрядчиком в 2008 г. составляет 221260000 руб. с учетом НДС за счет средств федерального бюджета и средств муниципального бюджета, сформированных за счет целевых средств областного бюджета.
Постановлениями мэра Невельского муниципального района NN 1423 от 17.12.2008, 1366 от 11.12.2008, 1365, 1364 принят в эксплуатацию законченный строительством объект капитального строительства: "Группа жилых домов N 2 в квартале жилой застройки микрорайона "Северный" г. Невельска - жилые 24-квартирные дома N 23, 24, 25, 26, 32.
Прокурор, считая муниципальный контракт N 17 ничтожной (мнимой) сделкой на основании статьи 170 ГК РФ, обратился в суд в порядке статьи 52 АПК РФ с настоящим иском.
В соответствии с пунктом 1 статьи 740 ГК РФ по договору строительного подряда подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные строительные работы, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную цену.
Согласно статье 763 ГК РФ подрядные строительные работы (ст. 740), проектные и изыскательские работы (ст. 758), предназначенные для удовлетворения государственных или муниципальных нужд, осуществляются на основе государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд. По государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд (далее - государственный или муниципальный контракт) подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату.
Судом установлено, что подрядчиком выполнены подрядные работы по муниципальному контракту N 17 в полном объеме на общую сумму 215368203 руб. 18 коп., и приняты заказчиком в установленном законом порядке. Выполненные подрядчиком работы оплачены заказчиком платежным поручением N 70 от 03.12.2008.
На основании статьи 166 ГК РФ сделка недействительна по основаниям, установленным настоящим Кодексом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
Согласно статье 168 ГК РФ сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
В силу пункта 1 статьи 170 ГК РФ мнимая сделка, то есть сделка, совершенная лишь для вида, без намерения создать соответствующие ей правовые последствия, ничтожна.
В этой связи судом установлено, что истец не представил бесспорных доказательств мнимости муниципального контракта N 17, дополнительного соглашения N 1 к нему, а также нарушения заключением данного контракта, дополнительным соглашением чьих-либо прав и интересов, причинение кому-либо ущерба.
Исследовав представленные в дело доказательства, и дав им оценку в соответствии со статьей 71 АПК РФ, суд пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для признания недействительными муниципальный контракт N 17 и дополнительного соглашения к нему, а также для удовлетворения требования о применения последствий недействительности сделки.
При этом апелляционный суд правомерно отклонил доводы Прокурора, аналогичные доводам кассационной жалобы о том, что работы указанные в муниципальном контракте N 17 были ранее выполнены.
Иные доводы жалобы, направленные на переоценку установленных арбитражным судом обстоятельств и имеющихся в деле доказательств, что в силу статьи 286 АПК РФ не допускается, подлежат отклонению.
Нарушений либо неправильного применения судом норм материального права, в том числе влекущих безусловную отмену судебных актов, кассационной инстанцией не установлено.
При таких обстоятельствах основания для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 10.04.2009, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 10.08.2009 по делу N А59-404/2009 Арбитражного суда Сахалинской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно статье 763 ГК РФ подрядные строительные работы (ст. 740), проектные и изыскательские работы (ст. 758), предназначенные для удовлетворения государственных или муниципальных нужд, осуществляются на основе государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд. По государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд (далее - государственный или муниципальный контракт) подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату.
...
На основании статьи 166 ГК РФ сделка недействительна по основаниям, установленным настоящим Кодексом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
Согласно статье 168 ГК РФ сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
В силу пункта 1 статьи 170 ГК РФ мнимая сделка, то есть сделка, совершенная лишь для вида, без намерения создать соответствующие ей правовые последствия, ничтожна."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 26 октября 2009 г. N Ф03-5597/2009
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания