Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 30 октября 2009 г. N Ф03-5621/2009
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от ответчика: Касутина М.Н., представитель по доверенности от 06.10.2008 N 6/9, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" на постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 10.08.2009 по делу N А73-2126/2009 Арбитражного суда Хабаровского края, по иску открытого акционерного общества "Находкинский морской торговый порт" к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" о взыскании 40800 руб.
Резолютивная часть постановления объявлена 26 октября 2009 г. Полный текст постановления изготовлен 30 октября 2009 г.
Открытое акционерное общество "Находкинский морской торговый порт" (далее - ОАО "НМТП") обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД") с иском о взыскании 40800 руб. - штрафа за использование ответчиком пути необщего пользования, принадлежащего истцу, без согласия последнего.
Решением от 19.06.2009 в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 10.08.2009 решение отменено, с ОАО "РЖД" в пользу ОАО "НМТП" взыскано 40800 руб. штрафа.
В кассационной жалобе ОАО "РЖД" просит отменить постановление, оставить в силе решение. Считает, что судом первой инстанции сделан правильный вывод о том, что в данном случае имела место задержка уборки вагонов с мест выгрузки на железнодорожных путях необщего пользования, ответственность за которую предусмотрена статьей 100 УЖТ РФ, следовательно, к спорному правоотношению не могут быть применены нормы статьи 63 УЖТ РФ. Считает, что вывод апелляционного суда о том, что факт принадлежности вагонов перевозчику является основанием для возложения предусмотренной статьей 63 УЖТ РФ ответственности на перевозчика, противоречит действующему законодательству, так как в статье 63 УЖТ РФ не содержится норма, определяющая применение указанной статьи в зависимости от принадлежности спорных вагонов.
В отзыве на кассационную жалобу ОАО "НМТП", возражая относительно доводов жалобы, просит оставить ее без удовлетворения.
До рассмотрения кассационной жалобы от ОАО "НМТП" поступило ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие своего представителя.
В судебном заседании кассационной инстанции представитель ОАО "РЖД" поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, дав по ним пояснения.
Проверив законность обжалуемого судебного акта, с учетом доводов кассационной жалобы, отзыва на нее, выступления в судебном заседании представителя ОАО "РЖД", Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа правовых оснований для его отмены не установил.
Как следует из материалов дела, между ОАО "РЖД" (перевозчик) и ОАО "НМТП" (владелец) в 2005 году заключен договор на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ОАО "НМТП" по станции Находка, Мыс Астафьева. Пунктом 10 договора срок на уборку вагонов с мест погрузки, выгрузки устанавливается на основании Технологии работы станций Находка и Мыс Астафьева и составляет: станция Находка - 5,5 часов; станция Мыс Астафьева - 4,5 часа.
Согласно представленным в материалах дела ведомости подачи и уборки вагонов N 900487, памятке приемосдатчика N 804812 на станции Мыс Астафьева на пути необщего пользования владельца перевозчиком осуществлена подача, расстановка на места выгрузки и уборка двух вагонов заN 66031725, N 68364.371.
ОАО "НМТП", ссылаясь на превышение установленного договором нормативного срока уборки вагонов, и, соответственно, на использование пути необщего пользования без согласия владельца, направило в адрес ОАО "РЖД" претензию об оплате штрафа согласно статьям 63, 99 УЖТ РФ. Отклонение дорогой претензии послужило основанием для обращения ОАО "НМТП" в арбитражный суд с настоящим иском.
При разрешении спора судом первой инстанции установлено, что спорные вагоны поданы на выставочный путь станции Мыс Астафьева под выгрузку 20.02.2008; уведомление о завершении грузовой операции получено 20.02.2008; уборка вагонов осуществлена - 24.02.2008, в связи с чем время задержки уборки вагонов составило по каждому вагону - 102 часа. Данное подтверждается представленными в деле памятками приемосдатчика, уведомлениями и не оспаривается сторонами. Иного в деле не представлено.
В этой связи суд первой инстанции, установив, что в данном случае имела место задержка уборки вагонов с мест выгрузки, за которую статьей 100 УЖТ РФ установлена самостоятельная ответственность в виде штрафа, о применении которой истцом не заявлено в рамках настоящего дела; отсутствие предоставления истцом согласно статьи 65 АПК РФ доказательств использования ответчиком путей необщего пользования, сделал вывод об отсутствии оснований для взыскания штрафа на основании статьи 63 УЖТ РФ, отказав в удовлетворении заявленных требований.
Апелляционная инстанция, отменяя решение и удовлетворяя исковые требования, исходила из следующего.
Установлено, что собственником пути необщего пользования по станциям Находка, Мыс Астафьева является ОАО "НМТП", с которым перевозчиком ОАО "РЖД" заключен договор на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования. Договором стороны установили срок на уборку вагонов, который составляет по станции Находка - 5,5 часов, по станции Мыс Астафьева - 4,5 часа.
Судом апелляционной инстанции правомерно указано, что в договоре на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования отсутствует условие о возможности нахождения вагонов на путях владельца после окончания согласованного срока на уборку вагонов с мест выгрузки.
В этой связи вывод суда апелляционной инстанции о том, что после истечения установленного договором времени на уборку вагонов имело место использование пути необщего пользования без согласия владельца, соответствует установленным по делу обстоятельствам, условиям договора и является правильным.
Далее судом установлено, что спорные вагоны принадлежат ОАО "РЖД", что следует из ведомостей подачи и уборки вагонов, памяток приемосдатчика. Данный факт сторонами не оспаривается.
Суд апелляционной инстанции, оценив представленные в деле доказательства согласно статье 71 АПК РФ, с учетом требований пункта 2 статьи 784 ГК РФ, пункта 1.5 Правил эксплуатации и пономерного учета собственных грузовых вагонов (указание МПС РФ от 16.08.2001 N 163у), сделал обоснованный вывод о наличии оснований для возложения предусмотренной статьей 63 УЖТ РФ ответственности на перевозчика. При этом судом проверен расчет штрафа с учетом требований статей 99, 100 УЖТ РФ и признан правильным, оснований для применения статьи 333 ГК РФ не установлено.
При изложенном основания для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 10.08.2009 по делу N А73-2126/2009 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"При разрешении спора судом первой инстанции установлено, что спорные вагоны поданы на выставочный путь станции Мыс Астафьева под выгрузку 20.02.2008; уведомление о завершении грузовой операции получено 20.02.2008; уборка вагонов осуществлена - 24.02.2008, в связи с чем время задержки уборки вагонов составило по каждому вагону - 102 часа. Данное подтверждается представленными в деле памятками приемосдатчика, уведомлениями и не оспаривается сторонами. Иного в деле не представлено.
В этой связи суд первой инстанции, установив, что в данном случае имела место задержка уборки вагонов с мест выгрузки, за которую статьей 100 УЖТ РФ установлена самостоятельная ответственность в виде штрафа, о применении которой истцом не заявлено в рамках настоящего дела; отсутствие предоставления истцом согласно статьи 65 АПК РФ доказательств использования ответчиком путей необщего пользования, сделал вывод об отсутствии оснований для взыскания штрафа на основании статьи 63 УЖТ РФ, отказав в удовлетворении заявленных требований.
...
Суд апелляционной инстанции, оценив представленные в деле доказательства согласно статье 71 АПК РФ, с учетом требований пункта 2 статьи 784 ГК РФ, пункта 1.5 Правил эксплуатации и пономерного учета собственных грузовых вагонов (указание МПС РФ от 16.08.2001 N 163у), сделал обоснованный вывод о наличии оснований для возложения предусмотренной статьей 63 УЖТ РФ ответственности на перевозчика. При этом судом проверен расчет штрафа с учетом требований статей 99, 100 УЖТ РФ и признан правильным, оснований для применения статьи 333 ГК РФ не установлено."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 30 октября 2009 г. N Ф03-5621/2009
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания