Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 6 ноября 2009 г. N Ф03-5910/2009
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу администрации Артемовского городского округа на решение от 07.04.2009 на постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 12.08.2009 по делу N А51-12527/2007 Арбитражного суда Приморского края, по иску администрации Артемовского городского округа к Федеральному государственному унитарному предприятию "Кирпичный завод N 2 Тихоокеанского флота" Министерства обороны Российской Федерации о взыскании 524359,3 руб.
Резолютивная часть постановления от 03 ноября 2009 г. Полный текст постановления изготовлен 06 ноября 2009 г.
Администрация Артемовского городского округа (далее - Администрация) обратилась в Арбитражный суд Приморского края с иском, с учетом уточнения требований, к Федеральному государственному унитарному предприятию "Кирпичный завод N 2 Тихоокеанского флота" Министерства обороны Российской Федерации (далее - Предприятие) о взыскании задолженности по договору аренды от 04.11.2004 N 50.3 в размере 447507,67 руб. и пени - 54088,63 руб. исходя из ставки рефинансирования ЦБ РФ равной 10%.
Определениями от 31.03.2008, от 12.11.2008 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Территориальное управление Федерального агентства по Управлению государственным имуществом по Приморскому краю (далее - ТУ ФАУГИ по Приморскому краю), Управление Федеральной регистрационной службы но Приморскому краю (далее - У ФРС по Приморскому краю).
Решением от 07.04.2009, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 12.08.2009, в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с названными судебными актами, Администрация обратилась с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
В обоснование своей правовой позиции заявитель жалобы указывает на неправомерный вывод суда том, что спорный земельный участок является федеральной собственностью.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о месте и времени судебного разбирательства, явку своих представителей в суд кассационной инстанции не обеспечили.
Проверив законность обжалуемых судебных актов с учетом доводов кассационной жалобы, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа не усматривает оснований, предусмотренных статьей 288 АПК РФ, для их отмены.
Как следует из материалов дела, 20.08.2004 администрацией города Артема Приморского края принято постановление N 989 "О прекращении права постоянного (бессрочного) пользования и предоставлении на праве аренды земельного участка, расположенного по адресу: Приморский край, поселок Угловое, улица Орджоникидзе, 17".
В соответствии с пунктом 2 данного постановления Предприятию предоставлен в аренду сроком на 25 лет для промышленных нужд земельный участок площадью 31535 кв.м, расположенный по адресу: Приморский край, город Артем, поселок Узловое, улица Орджоникидзе, 17 (далее - спорный земельный участок).
В дальнейшем 04.11.2004 между Администрацией города Артема (арендодатель) и Предприятием (арендатор) заключен договор аренды земельного участка N 503, согласно которому арендатор принял в аренду спорный земельный участок. Срок договора установлен с 20.08.2004 по 19.08.2029 года. Данный договор зарегистрирован в установленном законом порядке 26.09.2005, что подтверждается проставленным на договоре штемпелем Артемовского отдела главного управления Федеральной регистрационной службы по Приморскому краю.
Согласно пункту 3.2 договора размер арендной платы не зависит от хозяйственной деятельности арендатора и пересматривается по независящим от арендатора причинам. Арендная плата вносится на счета органов федерального казначейства с момента подписания сторонами акта приема-передачи ежемесячно, не позднее 15 числа текущего месяца, а в конце периода аренды - не позднее даты окончания договора (пункт 3.3).
Неисполнение Предприятием в период с 01.07.2005 по 31.11.2007 обязательств по внесению арендных платежей явилось основанием для обращения Администрации в арбитражный суд с настоящим иском.
Согласно статье 17 Земельного кодекса Российской Федерации в федеральной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами, либо земельные участки, право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю.
В соответствии с пунктом 1 статьи 93 Земельного кодекса Российской Федерации землями обороны и безопасности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции по вооруженной защите целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, защите и охране Государственной границы Российской Федерации, информационной безопасности, другим видам безопасности в закрытых административно-территориальных образованиях, и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами и пунктом 10 статьи 1 Федерального закона от 31.05.1996 N 61-ФЗ "Об обороне" определено, что земли, леса, воды и другие природные ресурсы, предоставленные Вооруженным Силам РФ, другим войскам, воинским формированиям и органам, находятся в федеральной собственности.
Арбитражный суд, исследовав материалы дела, установил, что земельный участок площадью 3,4 га (в состав которого входит спорный земельный участок), расположенный по адресу: Приморский край, город Артем, поселок Узловое, улица Орджоникидзе, 17 предоставлен отделению 1976 Морской инженерной службы города Владивостока Приморского края для размещения кирпичного завода N 2, что подтверждается Государственным актом на право пользования землей от 26.06.1985, в связи с чем находится в федеральной собственности.
Наряду с указанным судом приняты во внимание следующие обстоятельства.
Согласно статьям 209, 608 ГК РФ право сдачи имущества в аренду принадлежит его собственнику, а также лицам, управомоченным законом или собственником сдавать имущество в аренду.
Таким образом, установив отсутствие права муниципальной собственности на переданный в аренду земельный участок и в связи с этим - отсутствие у Администрации права распоряжаться им, арбитражный суд обеих инстанций правомерно признал, договор аренды от 04.11.2004 N 503 недействительным (ничтожным) в силу статьи 168 ГК РФ.
С учетом изложенного, арбитражный суд обеих инстанций пришел к обоснованному выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований Администрации.
Выводы суда в соответствии со статьей 71 АПК РФ сделаны на основе полного и всестороннего исследования всех доказательств по делу с правильным применением норм материального права и переоценке, к чему фактически сводятся доводы кассационной жалобы, не подлежат в силу положений статьи 286 АПК РФ.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебных актов, кассационной инстанцией не установлено.
При таких обстоятельствах основания для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 07.04.2009, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 12.08.2009 по делу N А51-12527/2007 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 1 статьи 93 Земельного кодекса Российской Федерации землями обороны и безопасности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции по вооруженной защите целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, защите и охране Государственной границы Российской Федерации, информационной безопасности, другим видам безопасности в закрытых административно-территориальных образованиях, и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами и пунктом 10 статьи 1 Федерального закона от 31.05.1996 N 61-ФЗ "Об обороне" определено, что земли, леса, воды и другие природные ресурсы, предоставленные Вооруженным Силам РФ, другим войскам, воинским формированиям и органам, находятся в федеральной собственности.
...
Согласно статьям 209, 608 ГК РФ право сдачи имущества в аренду принадлежит его собственнику, а также лицам, управомоченным законом или собственником сдавать имущество в аренду.
Таким образом, установив отсутствие права муниципальной собственности на переданный в аренду земельный участок и в связи с этим - отсутствие у Администрации права распоряжаться им, арбитражный суд обеих инстанций правомерно признал, договор аренды от 04.11.2004 N 503 недействительным (ничтожным) в силу статьи 168 ГК РФ."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 6 ноября 2009 г. N Ф03-5910/2009
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании