Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 18 ноября 2009 г. N Ф03-6175/2009
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в составе, при участии от заявителя: общества с ограниченной ответственностью "Хабаровская топливная компания" - Лещенок Д.Н., представитель, доверенность от 09.01.2007, от Ванинской таможни - Пугач О.В., главный государственный таможенный инспектор, доверенность от 24.02.2009 N 11-12/919, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Ванинской таможни на решение от 01.06.2009, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 06.08.2009 по делу N А73-5823/2009 Арбитражного суда Хабаровского края, по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Хабаровская топливная компания" к Ванинской таможни о признании незаконными действий.
Резолютивная часть постановления объявлена 11 ноября 2009 года. Полный текст постановления изготовлен 18 ноября 2009 г.
Общество с ограниченной ответственностью "Хабаровская топливная компания" (далее - ООО "Хабаровская топливная компания", общество, декларант) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании незаконными действий Ванинской таможни (далее - таможенный орган, таможня), выразившихся в отказе произвести возврат (зачет) 1670000 руб. излишне уплаченных таможенных сборов за таможенное оформление, обязании таможни произвести возврат излишне уплаченных таможенных сборов за таможенное оформление в указанной сумме путем зачета в счет предстоящих таможенных платежей.
Решением суда от 01.06.2009, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 06.08.2009, заявленные обществом требования удовлетворены.
Законность принятых судебных актов проверяется в порядке и пределах, установленных статьями 284, 286 АПК РФ по кассационной жалобе таможенного органа, поддержанной его представителем в заседании суда кассационной инстанции, полагающего, что судами неправильно применены нормы материального права, в связи с чем просит их отменить.
В обоснование жалобы таможенный орган указывает на то, что подача временной и полной таможенных деклараций представляет собой не единый порядок декларирования товаров, а единый порядок их таможенного оформления, в рамках которого имеют место два самостоятельных факта декларирования. По мнению таможни, при применении периодического временного декларирования товаров таможенные сборы за таможенное оформление должны уплачиваться как при подаче временной таможенной декларации, так и при подаче полной таможенной декларации. Кроме того заявитель жалобы, ссылаясь на положения статьи 4 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ), полагает, что судами неправильно применены положения постановления Правительства Российской Федерации от 10.03.2009 N 220 "О внесении изменения в постановление Правительства РФ от 28.12.2004 N 863" (далее - постановление от 10.03.2009 N 220).
Общество согласно представленному отзыву и его представитель в судебном заседании против доводов, изложенных в жалобе, возражают, считают принятые судебные акты законными и обоснованными.
Изучив материалы дела, обсудив обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе и отзыве на нее, заслушав мнение представителей лиц, участвующих в деле, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы исходя из следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судами, при подаче в таможенный орган временных таможенных деклараций для таможенного оформления в режиме экспорта нефтепродуктов общество оплатило 1520000 руб. таможенных сборов.
При подаче полных таможенных деклараций на тот же товар таможенные сборы в сумме 1670000 руб. были начислены таможенным органом и уплачены обществом повторно.
Посчитав, что у общества отсутствовала обязанность по уплате названной суммы, декларант обратился в таможенный орган с заявлением от 08.04.2009 о возврате указанной суммы как излишне уплаченной.
Письмом от 16.04.2009 N 08-07/2048 таможня сообщила обществу об отсутствии факта излишней уплаты таможенных платежей.
Не согласившись с указанными действиями таможенного органа, общество оспорило их в судебном порядке.
Статьей 357.10 ТК РФ предусмотрено, что ставки таможенных сборов за таможенное оформление устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с названной нормой, постановлением Правительства Российской Федерации от 28.12.2004 N 863 "О ставках таможенных сборов за таможенное оформление товаров" (далее - постановление от 28.12.2004 N 863) определены ставки таможенных сборов.
Пункт 7 постановления от 28.12.2004 N 863 содержит положение о том, что в случае повторной подачи таможенной декларации на одни и те же товары при заявлении одного и того же таможенного режима (за исключением подачи полной таможенной декларации при периодическом временном декларировании) таможенные сборы за таможенное оформление уплачиваются в размере 500 рублей.
По делу о признании недействующим пункта 7 постановления от 28.12.2004 N 863 Верховный Суд Российской Федерации в решении от 24.05.2006 N ГКПИ06-495 и определении кассационной коллегии от 03.08.2006 N КАС06-267 отметил, что подача полной таможенной декларации по своей природе не может быть приравнена к подаче повторной таможенной декларации - и указал на отсутствие оснований для вывода о том, что оспариваемым пунктом регулируются условия и размер оплаты таможенного сбора при подаче полной таможенной декларации.
С учетом данного вывода установленная пунктом 7 постановления от 28.12.2004 N 863 обязанность по повторной уплате таможенного сбора не может быть распространена на случаи подачи полной таможенной декларации при периодическом временном декларировании.
Кроме того, как следует из подпункта 31 пункта 1 статьи 11 ТК РФ, к таможенным сборам относится платеж, уплата которого является одним из условий совершения таможенными органами действий, связанных с таможенным оформлением товаров.
Согласно статье 60 ТК РФ при вывозе товара таможенное оформление начинается в момент представления таможенной декларации и завершается совершением таможенных операций, необходимых в соответствии с Кодексом для применения к товарам таможенных процедур, для помещения товаров под таможенный режим или для завершения действия этого режима, если такой таможенный режим действует в течение определенного срока, а также для исчисления и взимания таможенных платежей.
Следовательно, представление временной и полной таможенных деклараций в совокупности с другими необходимыми таможенными операциями составляют таможенное оформление товара как единую таможенную процедуру.
В связи с этим уплата таможенного сбора за таможенное оформление товаров при подаче временной таможенной декларации является оплатой всех действий таможенных органов по таможенному оформлению товара в рамках периодического временного декларирования данных товаров и исключает повторную уплату таможенных сборов при представлении полной таможенной декларации.
Данная правовая позиция изложена в постановлении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.07.2008 N 4574/08.
Ссылка таможни на постановление Правительства Российской Федерации от 10.03.2009 N 220 "О внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 28.12.2004 N 863" обоснованно отклонена судами с учетом положений статьи 4 ТК РФ, поскольку данный нормативно-правовой акт не имеет обратной силы, так как это прямо не предусмотрено в самом постановлении и вступает в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования. В связи с чем, положения указанного нормативного акта не могут быть применены к обстоятельствам данного дела.
Таким образом, выводы судов об отсутствии обязанности повторной уплаты таможенного сбора за таможенное оформление товара при подаче полных таможенных деклараций является правомерным, основанным на правильном толковании норм права.
Доводы заявителя жалобы фактически направлены на переоценку исследованных судом доказательств и установленных на их основе обстоятельств дела, поэтому в силу статьи 286 АПК РФ, определившей полномочия суда кассационной инстанции, подлежат отклонению.
Учитывая изложенное, оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы у суда кассационной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 274, 284-289 АПК РФ, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
постановил:
решение от 01.06.2009, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 06.08.2009 по делу N А73-5823/2009 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно статье 60 ТК РФ при вывозе товара таможенное оформление начинается в момент представления таможенной декларации и завершается совершением таможенных операций, необходимых в соответствии с Кодексом для применения к товарам таможенных процедур, для помещения товаров под таможенный режим или для завершения действия этого режима, если такой таможенный режим действует в течение определенного срока, а также для исчисления и взимания таможенных платежей.
Следовательно, представление временной и полной таможенных деклараций в совокупности с другими необходимыми таможенными операциями составляют таможенное оформление товара как единую таможенную процедуру.
В связи с этим уплата таможенного сбора за таможенное оформление товаров при подаче временной таможенной декларации является оплатой всех действий таможенных органов по таможенному оформлению товара в рамках периодического временного декларирования данных товаров и исключает повторную уплату таможенных сборов при представлении полной таможенной декларации.
Данная правовая позиция изложена в постановлении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.07.2008 N 4574/08.
Ссылка таможни на постановление Правительства Российской Федерации от 10.03.2009 N 220 "О внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 28.12.2004 N 863" обоснованно отклонена судами с учетом положений статьи 4 ТК РФ, поскольку данный нормативно-правовой акт не имеет обратной силы, так как это прямо не предусмотрено в самом постановлении и вступает в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования. В связи с чем, положения указанного нормативного акта не могут быть применены к обстоятельствам данного дела."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 18 ноября 2009 г. N Ф03-6175/2009
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании