Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 16 ноября 2009 г. N Ф03-6010/2009
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Владивостокской таможни на решение от 22.06.2009, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 19.08.2009 по делу N А51-6247/2009 Арбитражного суда Приморского края, по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Дальконтракт" к Владивостокской таможне об обязании выплатить проценты за нарушение срока возврат излишне уплаченных таможенных платежей.
Резолютивная часть постановления от 11 ноября 2009 г. Полный текст постановления изготовлен 16 ноября 2009 г.
Общество с ограниченной ответственностью "Дальконтракт" (далее - ООО "Дальконтракт", общество) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением об обязании Владивостокской таможни (далее - таможня, таможенный орган) выплатить проценты за нарушение срока возврата излишне уплаченных таможенных платежей в размере 12059,10 руб.
Решением суда первой инстанции от 22.06.2009, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 19.08.2009, заявленные требования удовлетворены в полном объеме. Судебные акты мотивированы тем, что таможенным органом нарушен месячный срок для возврата сумм излишне уплаченных таможенных платежей, поэтому проценты в истребуемой сумме подлежат взысканию.
Не согласившись с принятыми судебными актами, таможня подала кассационную жалобу, в которой просит их отменить ввиду допущенных нарушений норм материального права и принять по делу новое решение. По мнению заявителя жалобы, отсутствует вина таможни в нарушении срока возврата излишне уплаченных таможенных платежей, поскольку последняя совершила все возложенные на нее Приказом Федеральной таможенной службы (далее - ФТС России) от 27.12.2004 N 439 "Об организации учета денежных средств на счетах таможенных органов" действия, необходимые для осуществления возврата заявителю излишне уплаченных таможенных платежей в срок, установленный таможенным законодательством.
Общество в отзыве на жалобу против ее доводов возражает, просит жалобу оставить без удовлетворения, принятые судебные акты - без изменения как законные и обоснованные.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, участия в судебном разбирательстве по делу не принимали.
Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы жалобы и отзыва на нее, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как усматривается из материалов дела, во исполнение внешнеторговых контрактов от 05.03.2008 и от 13.03.2008 NDZT-058 на заключенного между компанией "DONG ZHENG TRANSNATIONAL LIMITED" (Китай) и обществом, последнее переместило на таможенную территорию Российской Федерации по грузовым таможенным декларациям N 10702030/150308/0018184, N10702030/120508/0017081 (далее - ГТД N18184, N 17081) товар -акустические звукоусилительные системы, заявив таможенную стоимость по первому методу определения таможенной стоимости товаров.
Таможенный орган, не согласившись с заявленной декларантом таможенной стоимостью, произвел корректировку таможенной стоимости товаров, в связи с чем таможенные платежи по вышеуказанным ГТД составили 818865,90 руб. и 239204,52 руб., соответственно, уплаченные обществом дополнительно за счет сумм обеспечения таможенных платежей.
Решениями Арбитражного суда Приморского края от 09.02.2009 по делам N А51-13953/2008 34-287 и N А51-13955/2008 34-289 решения Владивостокской таможни по таможенной стоимости товаров по названным выше ГТД признаны недействительными, что послужило основанием для обращения общества 18.02.2008 в таможенный орган с заявлениями о возврате излишне уплаченных таможенных платежей по вышеназванным ГТД.
Письмом от 17.03.2009 N25-26/6237 таможня отказала обществу в возврате излишне уплаченных таможенных платежей, мотивировав свой отказ непредставлением документов, подтверждающих факт излишней уплаты таможенных платежей - копии третьего экземпляра КТС.
20.03.2009 общество повторно обратилось в таможенный орган с заявлениями о возврате вышеназванных излишне уплаченных таможенных платежей.
27.04.2009 на расчетный счет общества были зачислены денежные средства в сумме 818865,90 рублей и 245351,89 рубль.
Полагая, что возврат излишне уплаченных таможенных платежей произведен таможней с нарушением срока, установленного пунктом 4 статьи 355 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ), общество обратилось в арбитражный суд с заявлением обязать таможню выплатить проценты за нарушение срока возврата излишне уплаченных таможенных платежей, начисленных за период с 27.03.2009 по 27.04.2009.
Удовлетворяя заявленные обществом требования, арбитражный суд правомерно исходил из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 355 ТК РФ излишне уплаченной суммой таможенных пошлин, налогов является сумма фактически уплаченных в качестве таможенных пошлин, налогов денежных средств, размер которых превышает сумму, подлежащую уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим Кодексом.
Излишне уплаченные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату таможенным органом по заявлению плательщика. Указанное заявление подается в таможенный орган, на счет которого были уплачены указанные суммы, не позднее трех лет со дня их уплаты (пункт 2 статьи 355 ТК РФ).
Согласно пункту 4 этой же нормы права возврат излишне уплаченных таможенных пошлин, налогов производится по решению таможенного органа, на счет которого поступили суммы таможенных платежей. Общий срок рассмотрения заявления о возврате, принятия решения о возврате и возврата сумм излишне уплаченных таможенных пошлин, налогов не может превышать один месяц со дня подачи заявления о возврате и представления всех необходимых документов. При нарушении указанного срока на сумму излишне уплаченных таможенных пошлин, налогов, не возвращенную в установленный срок, начисляются проценты за каждый день нарушения срока возврата. Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации, действовавшей в период нарушения срока возврата.
Учитывая изложенное, суд кассационной инстанции считает правильным, соответствующим положениям пункта 4 статьи 355 ТК РФ, вывод судов обеих инстанций о том, что месячный срок применяется ко всей процедуре возврата излишне уплаченных платежей, включающей в себя принятие решения о возврате и фактический возврат излишне уплаченных платежей, при этом месячный срок исчисляется со дня подачи заявления и представления всех необходимых документов.
Материалами дела подтверждается, что первоначальные заявления общества от 18.02.2009 о возврате таможенных платежей поступили в таможню 26.02.2009. Их возврат следовало осуществить в срок до 26.03.2009, однако фактическое перечисление денежных средств на счет общества осуществлено 27.04.2009 (согласно платежным поручениям N 821 и N 840), то есть с нарушением установленного таможенным законодательством срока.
Довод таможенного органа о том, что фактический возврат денежных средств производится централизованно на основании направляемых таможней в ФТС России реестров платежных документов на возврат денежных средств, в связи с чем нет вины таможни в нарушении срока, установленного пунктом 4 статьи 355 ТК РФ, был предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции и обосновано отклонен, поскольку статья 355 ТК РФ прямо предусматривает, что излишне уплаченные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату тем таможенным органом, на счет которого были уплачены указанные суммы, и ссылка таможенного органа на Приказ ФТС России от 27.12.2004 N 439 "Об организации учета денежных средств на счетах таможенных органов" необоснована.
При изложенных обстоятельствах, судами обеих инстанций правомерно удовлетворены требования ООО "Дальконтракт" о взыскании с таможни процентов в сумме 12059,10 руб. за каждый день с 27.03.2009 по 27.04.2009 нарушения срока возврата излишне уплаченных таможенных платежей.
Учитывая, что суды первой и апелляционной инстанций правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, у суда кассационной инстанции отсутствуют правовые основания для отмены или изменения обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 22.06.2009, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 19.08.2009 по делу N А51-6247/2009 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 4 этой же нормы права возврат излишне уплаченных таможенных пошлин, налогов производится по решению таможенного органа, на счет которого поступили суммы таможенных платежей. Общий срок рассмотрения заявления о возврате, принятия решения о возврате и возврата сумм излишне уплаченных таможенных пошлин, налогов не может превышать один месяц со дня подачи заявления о возврате и представления всех необходимых документов. При нарушении указанного срока на сумму излишне уплаченных таможенных пошлин, налогов, не возвращенную в установленный срок, начисляются проценты за каждый день нарушения срока возврата. Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации, действовавшей в период нарушения срока возврата.
Учитывая изложенное, суд кассационной инстанции считает правильным, соответствующим положениям пункта 4 статьи 355 ТК РФ, вывод судов обеих инстанций о том, что месячный срок применяется ко всей процедуре возврата излишне уплаченных платежей, включающей в себя принятие решения о возврате и фактический возврат излишне уплаченных платежей, при этом месячный срок исчисляется со дня подачи заявления и представления всех необходимых документов.
...
Довод таможенного органа о том, что фактический возврат денежных средств производится централизованно на основании направляемых таможней в ФТС России реестров платежных документов на возврат денежных средств, в связи с чем нет вины таможни в нарушении срока, установленного пунктом 4 статьи 355 ТК РФ, был предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции и обосновано отклонен, поскольку статья 355 ТК РФ прямо предусматривает, что излишне уплаченные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату тем таможенным органом, на счет которого были уплачены указанные суммы, и ссылка таможенного органа на Приказ ФТС России от 27.12.2004 N 439 "Об организации учета денежных средств на счетах таможенных органов" необоснована."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 16 ноября 2009 г. N Ф03-6010/2009
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании