Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 27 ноября 2009 г. N Ф03-6236/2009
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационные жалобы общества с ограниченной ответственность "Ф", Инспекции Федеральной налоговой службы по Фрунзенскому району г. Владивостока на решение от 10.06.2009, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 11.08.2009 по делу N А51-5786/2009 Арбитражного суда Приморского края, по заявлению общества с ограниченной ответственность "Ф" к Инспекции Федеральной налоговой службы по Фрунзенскому району г. Владивостока о признании недействительным решения.
Резолютивная часть постановления объявлена 25 ноября 2009 г. Полный текст постановления изготовлен 27 ноября 2009 г.
Общество с ограниченной ответственностью "Ф" (далее - общество, ООО "Ф") обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Фрунзенскому району г. Владивостока (далее - инспекция, налоговый орган) от 23.12.2008 N 1874 06-12/9299.
Решением суда от 10.06.2009 в удовлетворении заявленных требований отказано в связи с тем, что ООО "Ф" в нарушение подпункта 1 пункта 1 статьи 146 и подпункта 5 пункта 1 статьи 148 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) не исчислило и не уплатило налог на добавленную стоимость (далее - НДС) с реализации услуг по договору аренды судна СРТМ-к "Оптимист" с экипажем за пределами территориальных вод. Суд счел, что решение налогового органа о взыскании штрафа за непредставление в определенный требованием срок документов, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, соответствует положениям части 1 статьи 126 НК РФ.
Постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 11.08.2009 решение суда изменено. Оспариваемый ненормативный акт налогового органа признан недействительным в части привлечения общества к ответственности по пункту 1 статьи 126 НК РФ.
Законность состоявшихся по делу судебных актов проверяется по кассационным жалобам ООО "Ф" и налогового органа.
Общество в кассационной жалобе просит указанные судебные акты в части отказа в удовлетворении заявленных требований отменить, принять новое решение о признании недействительным решения инспекции. Как полагает заявитель жалобы, судебные инстанции неправильно применили нормы материального права, определив местом реализации указанных услуг территорию Российской Федерации, в связи с чем обжалуемые судебные акты в части признания правомерным доначисление обществу НДС в спорной сумме нельзя признать законными и обоснованными.
Инспекция в кассационной жалобе, поддержанной ее представителем в суде кассационной инстанции, просит постановление апелляционной инстанции отменить в части признания недействительным оспариваемого решения налогового органа, которым общество привлечено к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 126 НК РФ.
Общество в отзыве на кассационную жалобу инспекции против отмены постановления суда апелляционной инстанции в обжалуемой части возражает, считая его законным и обоснованным.
ООО "Ф" и налоговый орган извещены в надлежащем порядке о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, однако явку своих представителей в судебное заседание кассационной инстанции не обеспечили.
Проверив обоснованность доводов жалобы, отзыва на жалобу, кассационная инстанция не находит оснований для отмены или изменения постановления апелляционного суда.
Как следует из материалов дела, инспекцией проведена камеральная налоговая проверка уточненной налоговой декларации по НДС за июль 2006 года, по результатам которой составлен акт проверки от 18.11.2008 N 5588 06-12/8422 и выставлено требование о представлении документов от 04.09.2008 N 06-03/1790.
По результатам рассмотрения акта проверки, возражений налогоплательщика инспекцией принято решение от 23.12.2008 N 1874106-12/9299. В соответствии с названным решением общество привлечено к ответственности по пункту 1 статьи 126 НК РФ за непредставление в установленный срок документов, необходимых для осуществления налогового контроля. Установив смягчающие ответственность обстоятельства, инспекция предъявила ко взысканию штраф в сумме 40 руб. Этим же решением доначислен НДС в сумме 109850 руб.
Основанием доначисления НДС в сумме 109850 руб. послужил вывод налоговго органа о неуплате обществом НДС по операциям предоставления морского судна в аренду с экипажем.
Не согласившись с решением налогового органа, общество, в порядке статьи 139 НК РФ, обжаловало его в вышестоящий налоговый орган. Решением Управления Федеральной налоговой службы по Приморскому краю от 26.03.2009 N 10-02-11/172/07035, принятым по жалобе ООО "Ф", решение налогового органа от 23.12.2008 N 18744806-12/9299 оставлено без изменения.
Общество, полагая, что решение от 23.12.2008 N 18744806-12/9299 не соответствует закону и нарушает его права и законные интересы в сфере осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности обратилось в суд с настоящим заявлением.
Суды, отказывая в удовлетворении заявленных обществом требований по эпизоду, связанному с доначислением НДС, правомерно исходили из следующего.
Подпунктом 1 пункта 1 статьи 146 НК РФ предусмотрено, что объектом налогообложения по НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
Порядок определения места реализации работ (услуг) в целях налогообложения НДС регламентируется положениями статьи 148 НК РФ. Согласно подпункту 5 пункта 1.1 статьи 148 НК РФ место реализации услуг по представлению в пользование судна (в том числе морского судна) с экипажем по договору аренды определяется по месту осуществления деятельности организации, оказывающей такие услуги.
Местом осуществления деятельности организации, согласно абзацу 1 пункта 2 данной статьи, считается территория Российской Федерации в случае присутствия этой организации на территории Российской Федерации на основе государственной регистрации. При этом пунктом 2 названной статьи установлено, что местом осуществления деятельности организации, которая предоставляет в пользование, в том числе морские суда или суда внутреннего плавания по договору аренды (фрахтования на время) с экипажем, а также услуги по перевозке, не признается территория Российской Федерации, если перевозка осуществляется между портами, находящимися за пределами территории Российской Федерации.
Из изложенного следует, что услуги по предоставлению во временное пользование (фрахтование на время) морского судна с экипажем освобождаются от обложения НДС при условии использования арендуемого судна для перевозок между портами, находящимися за пределами территории Российской Федерации.
Судом установлено, что между обществом, зарегистрированным на территории Российской Федерации, и ФГУП "ТИНРО-Центр" 08.02.2006 заключен договор аренды N А-01-06 судна СРТМ-к "Оптимист" с экипажем для научно-исследовательских работ и вылова краба за пределами таможенной территории Российской Федерации. Арендная плата, полученная по данному договору, обществом не включена в налогооблагаемую базу при исчислении НДС.
Суды, оценивая представленные в деле доказательства, пришли к правильному выводу, что оказанные обществом услуги не отвечают признакам перевозки (транспортировки), а также не являются услугами, непосредственно связанными с транспортировкой или фрахтованием, следовательно, местом реализации услуг общества являлась территория Российской Федерации вне зависимости от того, что фрахтователь пользовался судном за пределами территории Российской Федерации.
Таким образом, суды обоснованно признали общество лицом, обязанным учесть стоимость услуг по сдаче судна во временное пользование с экипажем при исчислении налога на добавленную стоимость.
Отказывая в удовлетворении требований общества о признании недействительным решения инспекции по эпизоду привлечения к налоговой ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 126 НК РФ, суд первой инстанции исходил из непредставления налогоплательщиком в установленный требованием о предоставлении документов от 04.09.2008 N 06-03/1790 срок истребуемых налоговым органом документов.
Апелляционный суд, считая вывод суда о правомерном привлечении общества к налоговой ответственности за непредставление документов ошибочным, исходил из требований статьи 88 НК РФ, в редакции, действующей с 01.01.2007, которой ограничены права налоговых органов на истребование документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов.
В частности в пункте 7 статьи 88 НК РФ содержится запрет на подобные действия, в силу которого при проведении камеральной налоговой проверки налоговый орган не вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы, если иное не предусмотрено указанной статьей или если представление таких документов вместе с налоговой декларацией (расчетом) не предусмотрено НК РФ.
Правовое обоснование со ссылкой на нормы НК РФ о необходимости представления запрашиваемых документов инспекцией не приведено ни в оспариваемом решении, ни в кассационной жалобе.
На основании изложенного, постановление апелляционного суда соответствует закону, материалам дела и отмене не подлежит, в связи с чем кассационные жалобы общества и налогового органа подлежат оставлению без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 274, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 11.08.2009 по делу N А51-5786/2009 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Отказывая в удовлетворении требований общества о признании недействительным решения инспекции по эпизоду привлечения к налоговой ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 126 НК РФ, суд первой инстанции исходил из непредставления налогоплательщиком в установленный требованием о предоставлении документов от 04.09.2008 N 06-03/1790 срок истребуемых налоговым органом документов.
Апелляционный суд, считая вывод суда о правомерном привлечении общества к налоговой ответственности за непредставление документов ошибочным, исходил из требований статьи 88 НК РФ, в редакции, действующей с 01.01.2007, которой ограничены права налоговых органов на истребование документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов.
В частности в пункте 7 статьи 88 НК РФ содержится запрет на подобные действия, в силу которого при проведении камеральной налоговой проверки налоговый орган не вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы, если иное не предусмотрено указанной статьей или если представление таких документов вместе с налоговой декларацией (расчетом) не предусмотрено НК РФ.
Правовое обоснование со ссылкой на нормы НК РФ о необходимости представления запрашиваемых документов инспекцией не приведено ни в оспариваемом решении, ни в кассационной жалобе."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 27 ноября 2009 г. N Ф03-6236/2009
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании