Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 23 ноября 2009 г. N Ф03-6318/2009
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от заявителя: ООО "Т" - Панасюк Ю.Б. - представитель, дов. б/нот 11.08.2009, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Владивостока на решение от 20.08.2009 по делу N А51-11301/2009 Арбитражного суда Приморского края, по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Т" к Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Владивостока о признании недействительным постановления.
Резолютивная часть постановления объявлена 23 ноября 2009 года. Полный текст постановления изготовлен 23 ноября 2009 г.
В соответствии со статьей 163 АПК РФ в судебном заседании объявлялся перерыв до 23.11.2009.
Общество с ограниченной ответственностью "Т" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Владивостока (далее - инспекция по налогам и сборам, налоговый орган) от 10.07.2009 N 333, которым общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде взыскания штрафа в размере 40000 руб.
Решением суда от 20.08.2009 заявленные требования удовлетворены, постановление налогового органа признано незаконным и отменено как несоответствующее КоАП РФ.
В апелляционном порядке законность и обоснованность решения суда не проверялись.
Не согласившись с решением суда, инспекция по налогам и сборам обратилась в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемый судебный акт отменить.
В судебном заседании представитель общества против доводов жалобы возражал, просил решение суда оставить без изменения.
Инспекция Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Владивостока надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, участия в судебном заседании не принимала.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, выслушав в судебном заседании пояснения представителя общества, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа считает обжалуемый судебный акт подлежащим отмене.
Как следует из материалов дела, 20.05.2009 заместителем начальника отдела Алексеевой О.В. и старшим госналогинспектором Поляковой Г.А. на основании распоряжения МИФНС России N 49 по г.Москве N 210 от 12.05.2009 и поручения заместителя начальника ИФНС России по Советскому району г.Владивостока N 824 от 20.05.2009 проведена проверка выполнения ООО "Т" Порядка ведения кассовых операций в РФ, утвержденного решением Совета Директоров Центрального Банка России N 40 от 22.09.1993 в зале игровых автоматов, принадлежащем обществу, расположенном по адресу: г.Владивосток, улица Русская, 46, в присутствии администратора ООО "Т" Христолюбовой Р.В.
В ходе осмотра сотрудниками налогового органа установлено, что в помещении для приема, выдачи и временного хранения денежных средств, расположенном в зале игровых автоматов, металлический сейф для хранения денежных средств не прикреплен к строительным конструкциям пола и стены, а установлен на рабочем столе кассира; в помещении отсутствует внутренняя дверь в виде стальной решетки, открывающейся в сторону внутреннего расположения кассы. Результаты осмотра зафиксированы в протоколе N 333 от 20.05.2009.
26.06.2009 заместителем начальника отдела оперативного контроля составлен протокол об административном правонарушении N 333/15.1 и принято постановление по делу об административном правонарушении N 333 от 10.07.2009, которым общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 15.1 КоАП РФ, в виде взыскания штрафа в размере 40000 руб.
На основании указанного постановления инспекция вынесла представление N 333/15.1 от 10.07.2009, которым обязало общество оборудовать кассу предприятия согласно единым требованиям по обеспечению надежной сохранности наличия денежных средств и ценностей в помещении кассы.
Не согласившись с постановлением налогового органа, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.
Удовлетворяя заявленные требования общества, арбитражный суд исходил из отсутствия объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.1 КоАП РФ и нарушением налоговым органом порядка привлечения к административной ответственности.
Однако данные вывода суда являются ошибочными.
Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации утвержден Решением Совета директоров Центрального банка РФ от 22.09.1993 N 40.
В силу требований пунктов 3, 29 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации для осуществления расчетов наличными деньгами каждое предприятие должно иметь кассу, при этом руководители предприятий обязаны оборудовать кассу (изолированное помещение, предназначенное для приема, выдачи и временного хранения наличных денег) и обеспечить сохранность денег в помещении кассы.
Согласно пункту 3 Единых требований по технической укрепленности и оборудованию сигнализацией помещений касс предприятий (приложение N 3 к Порядку ведения кассовых операций в Российской Федерации) для обеспечения надежной сохранности наличных денежных средств и ценностей помещение кассы должно отвечать следующим требованиям:
- быть изолированным от других служебных и подсобных помещений;
- располагаться на промежуточных этажах многоэтажных зданий. В двухэтажных зданиях кассы размещаются на верхних этажах. В одноэтажных зданиях окна кассового помещения оборудуются внутренними ставнями;
- иметь капитальные стены, прочные перекрытия пола и потолка, надежные внутренние стены и перегородки;
- закрываться на две двери: внешнюю, открывающуюся наружу и внутреннюю, изготовленную в виде стальной решетки открывающейся в сторону внутреннего расположения кассы;
- оборудоваться специальным окошком для выдачи денег;
- иметь сейф (металлический шкаф) для хранения денег и ценностей, в обязательном порядке, прочно прикрепленным к строительным конструкциям пола и стены стальными ершами;
- располагать исправным огнетушителем.
Буквальное толкование указанных норм свидетельствует о том, что порядок хранения свободных денежных средств включает в себя и обязательное оборудование на предприятиях помещения кассы, отвечающего всем установленным законодательством требованиям.
Таким образом, нарушение требований по технической укрепленности образует объективную сторону.
Вместе с тем на момент проведения проверки помещение кассы для приема, выдачи и временного хранения наличных денежных средств у общества не было оборудовано должным образом.
На основании статьи 15.1 КоАП РФ нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся, в том числе в несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от четырехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда.
В данном случае не имеет правового значения наличие факта осуществления работы с денежной наличностью либо хранением свободных денежных средств, поскольку в качестве противоправного деяния, образующего объективную сторону правонарушения по статье 15.1 КоАП РФ, обществу вменено нарушение пункта 3 приложения 3 Порядка ведения кассовых операций.
Далее согласно части 2 статьи 27.8 КоАП РФ осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий и находящихся там вещей и документов осуществляется в присутствии представителя юридического лица и двух понятых.
В соответствии с пунктом 6 статьи 27.8 КоАП РФ протокол об осмотре принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий и находящихся там вещей и документов подписывается должностным лицом, его составившим, законным представителем юридического лица, либо в случаях, не терпящих отлагательства, иным представителем юридического лица, а также понятыми. В случае отказа законного представителя юридического лица или иного его представителя от подписания протокола в нем делается соответствующая запись. Копия протокола об осмотре принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий и находящихся там вещей и документов вручается законному представителю юридического лица или иному его представителю.
Таким образом, положения части 6 статьи 27.8 КоАП РФ допускают возможность составления указанного протокола в присутствии не только законного представителя юридического лица, но и иного его представителя при условии, что такой протокол составлен с участием двух понятых.
Кроме того, общество не было лишено соответствующих процессуальных гарантий при рассмотрении настоящего дела, при составлении протокола и рассмотрении дела об административном правонарушении, поскольку было надлежащим образом извещено о времени и месте составления протокола и рассмотрении дела об административном правонарушении и законный представитель общества был вправе представить объяснения и замечания, однако данной возможностью не воспользовался.
Учитывая изложенное решение суда подлежит отмене, как принятое с нарушением норм процессуального права.
Руководствуясь статьями 274, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 20.08.2009 по делу N А51-11301/2009 Арбитражного суда Приморского края отменить.
Обществу с ограниченной ответственностью "Таймс-Холдинг" в удовлетворении требований о признании недействительным постановления ИФНС России по Советскому району г.Владивостока N 333 от 10.07.2008 отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 6 статьи 27.8 КоАП РФ протокол об осмотре принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий и находящихся там вещей и документов подписывается должностным лицом, его составившим, законным представителем юридического лица, либо в случаях, не терпящих отлагательства, иным представителем юридического лица, а также понятыми. В случае отказа законного представителя юридического лица или иного его представителя от подписания протокола в нем делается соответствующая запись. Копия протокола об осмотре принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий и находящихся там вещей и документов вручается законному представителю юридического лица или иному его представителю.
Таким образом, положения части 6 статьи 27.8 КоАП РФ допускают возможность составления указанного протокола в присутствии не только законного представителя юридического лица, но и иного его представителя при условии, что такой протокол составлен с участием двух понятых."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 23 ноября 2009 г. N Ф03-6318/2009
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании