Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 25 ноября 2009 г. N Ф03-6428/2009
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от заявителя - индивидуального предпринимателя Мельникова Олега Юрьевича: Мельников О.Ю. от Управления лесным хозяйством Приморского края: Щербина О.В. - главный консультант по доверенности N 49 от 09.10.2009; рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления лесным хозяйством Приморского края на решение от 30.06.2009, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 17.09.2009 по делу N А51-4948/2009 Арбитражного суда Приморского края, по заявлению индивидуального предпринимателя Мельникова Олега Юрьевича к Управлению лесным хозяйством Приморского края о признании незаконными действий по отказу в предоставлении в аренду земельного участка.
Резолютивная часть постановления объявлена 20 ноября 2009 г. Полный текст постановления изготовлен 25 ноября 2009 г.
Индивидуальный предприниматель Мельников Олег Юрьевич (далее - предприниматель, ИП Мельников О.Ю.) обратился в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконными действий Управления лесным хозяйством Приморского края (далее - управление), выразившихся в отказе в принятии решения о предоставлении в аренду земельного участка площадью 35 га, расположенного в кварталах N 27, 28 Островного участкового лесничества Владивостокского лесничества и обязании управления принять такое решение.
Решением суда от 30.06.2009, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 17.09.2009, заявленные требования удовлетворены. Действия управления по отказу в предоставлении в аренду земельного участка площадью 32,30 га признаны незаконными.
Управление лесным хозяйством Приморского края обязывалось в 30-дневный срок с даты вступления решения в законную силу рассмотреть вопрос по вновь представленным документам и принять решение о предоставлении индивидуальному предпринимателю Мельникову О.Ю. в аренду земельного участка площадью 32,30 га для строительства гидротехнического сооружения.
В остальном в удовлетворении требований отказано.
Арбитражный суд пришел к выводу, что предпринимателем в полной мере был соблюден порядок предоставления земельного участка в аренду для строительства гидротехнических сооружений, регламентированного статьями 21, 44 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) и им были представлены все необходимые документы.
Поскольку для строительства и эксплуатации гидротехнических сооружений обоснованным является предоставление земельного участка площадью 32,30 га, в удовлетворении требований по предоставлению земельного участка площадью 2,7 га, необходимого для лесных троп и объектов жизнеобеспечения и соцкультбыта отказано.
Не согласившись с судебными актами, Управлением лесным хозяйством Приморского края подана кассационная жалоба, в которой предлагается судебные акты отменить, в удовлетворении требований предпринимателя отказать.
Управление полагает, что судебные акты приняты с нарушением норм материального права. Считает, что лесной участок не может использоваться с целью строительства гидротехнических сооружений, поскольку у заявителя отсутствуют необходимые для строительства разрешительные документы.
В отзыве на кассационную жалобу индивидуальный предприниматель указывает на законность судебных актов, просит их оставить без изменения. Считает довод управления об отсутствии необходимых для строительства разрешительных документов необоснованным, поскольку в силу прямых указаний Лесного, Градостроительного и Водного кодексов Российской Федерации вся дальнейшая разрешительная документация предоставляется соответствующими компетентными органами после предоставления земельного участка лесного фонда в пользование.
Исследовав материалы дела, выслушав доводы лиц, участвующих в деле, проверив в порядке и пределах требований статьей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) правильность применения арбитражным судом норм материального и процессуального права, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа установил.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 06.06.2007 ИП Мельников О.Ю. обратился в Управление лесного департамента по Приморскому краю с заявлением о заключении договора долгосрочной аренды земельного участка площадью 35 га на острове Рикорда под строительство специализированной порта для швартовки, стоянки, ремонта и пополнение запасов маломерных судов и плавсредств отделения по выращиванию, воспроизводству и научному исследованию аква-марикультуры. К заявлению была приложена копия плана испрашиваемого земельного участка.
В ответ Управление письмом от 06.07.2007 N 7-11/49/648 сообщило, что предпринимателю необходимо представить документы, подтверждающие, что планируемый объект относится к специализированному порту в соответствии с нормативными документами, а также заявление, оформленное в соответствии с Правилами подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности.
10.04.2008 Предприниматель вновь обратился с заявлением N 282/2 к Управлению о заключении договора аренды спорного земельного участка на острове Рикорда. К заявлению, в том числе, были приложены эскизный проект и программа планируемой деятельности на острове Рикорда, включающей схему функционального зонирования территории (генплан), топосъемка.
Одновременно предприниматель обратился с заявлением N 287/2 к вице-губернатору Приморского края с просьбой согласовать размещение специализированного порта на данном острове для обслуживания спортивных яхт, прогулочных, маломерных судов и катеров.
07.05.2008 Управление письмом N 7-11/49/949 сообщило Мельникову О.Ю., что представленный им пакет документов для заключения договора аренды лесного участка не соответствует требованиям, установленным пунктами 13-15 Правил подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности.
02.07.2008 Предприниматель сопроводительным письмом N302/2 представил необходимые документы, заверенные в нотариальном порядке.
01.08.2008 Управление письмом N 7-11/49/1727 пояснило, что оно примет соответствующее решение, в случае если Предприниматель представит положительное заключение государственной экологической экспертизы.
Предприниматель письмом N 348 от 27.08.2008 ответил, что получение разрешения на строительство и государственная экспертиза проектной документации производится на основании правоустанавливающих документов на земельный участок. При этом он указал, что положительный ответ на предпроектную документацию от Росприроднадзора он представил письмом от 04.03.2008 N 04-10-13/435.
26.09.2008 Управление письмом N 7-11/49/2145 вновь указало, что не может принять решение о передаче Предпринимателю испрашиваемого земельного участка в аренду, поскольку последний находится в зеленых зонах защитных лесов земель лесного фонда Островного участкового лесничества Владивостокского лесничества. Ссылаясь на пункт 3 статьи 105 Лесного кодекса Российской Федерации, Управление пояснило, что размещение объектов капитального строительства, за исключением лесных троп, гидротехнических сооружений, запрещается.
18.12.2008 Предприниматель вновь обратился в Управление с заявлением о предоставлении спорного лесного участка в аренду сроком на 49 лет. При этом пояснил, что разработан новый инвестиционный проект, изменено название объекта строительства.
17.02.2009 Управление письмом N 49-02-74/348 сообщило, что не может принять решение о передаче спорного земельного участка в аренду на том основании, что в силу статьи 11 Водного кодекса Российской Федерации при использовании водного объекта для строительства гидротехнического сооружения требуется заключение договора водопользования или принятие решения о предоставлении водного объекта в пользование. Одновременно с письмом Управление возвратило Предпринимателю ранее направленные документы.
Предприниматель обратился к Приморскому межрайонному природоохранному прокурору с просьбой принять меры прокурорского реагирования, на что прокуратура письмом от 12.03.2009 N 67ж-08 сообщила заявителю, что в адрес начальника Управления было вынесено предписание об устранении нарушений, допущенных отдельными должностными лицами.
04.03.2009 Предприниматель вновь обратился в Управление с заявлением N 44/2 о предоставлении в аренду лесного участка общей площадью 35 га, сроком на 49 лет, расположенного на территории Приморского края Владивостокского лесничества в квартале N 25 (выделы N N 21,22 и части выделов NN 3, 10, 14, 15, 16, 17, 18, 19), в квартале N 27 (выделы NN 1, 2, 4 и части выделов NN 3, 4, 5, 6, 15) Островного участкового лесничества. Вид использования лесов - строительство и эксплуатация гидротехнических сооружений и искусственного водного объекта. Одновременно Предприниматель представил следующие документы: заявление с указанием фамилии, имени, отчества, адреса, данных документа, удостоверяющего личность; местоположения и площади лесного участка, испрашиваемого в аренду; обоснованием цели, вида и срока использования лесов, расположенных на лесном участке, который предполагается взять в аренду; выписку из ЕГРИП, копию свидетельства о постановке на налоговый учет в налоговом органе, план-схему М 1:10000 запрашиваемого лесного участка; общие данные/основные технико-экономические показатели ГС (ОТЭП), план-схему "Причальная стенка"; генплан, согласование МЧС М 1:2000 Гидротехнические сооружения.
Письмом от 13.03.2009 N 49-02-74/591 Управление вновь возвратило Предпринимателю документы и отказало в предоставлении лесного участка в аренду, поскольку заявление не соответствовало требованиям Правил подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности. Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения ИП Мельникова О.Ю. в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Рассмотрев представленные доказательства, оценив их в соответствии с требованием статьи 171 АПК РФ арбитражный суд, правильно применил нормы материального права и сделал вывод, что предпринимателем в полной мере соблюден порядок предоставления земельного участка в аренду для строительства гидротехнических сооружений, регламентированный статьями 21, 44 ЛК РФ, им собраны все необходимые документы, поэтому у управления отсутствовали основания для отказа в предоставлении земельного участка площадью 32,30 га.
Вывод суда является правильным, соответствует собранным по делу доказательствам, нормы материального права судом не нарушены.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 44 Лесного кодекса Российской Федерации использование лесов для строительства и эксплуатации водохранилищ, иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, специализированных портов осуществляется в соответствии со статьей 21 указанного Кодекса. Как следует из подпункта 3 пункта 1 статьи 21 Лесного кодекса Российской Федерации строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях лесного фонда допускаются, в том числе, для использования водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений и специализированных портов. Лесные участки используются для строительства и эксплуатации водохранилищ, иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, специализированных портов в соответствии сводным законодательством.
В силу пункта 2 статьи 72 Лесного кодекса Российской Федерации объектом аренды могут быть только лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и прошедшие государственный кадастровый учет.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения аукциона в случаях, предусмотренных статьями 43-45 указанного кодекса.
Пунктом 1 статьи 4.1 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" установлено, что до 01.01.2010 допускается предоставление гражданам, юридическим лицам лесных участков в составе земель лесного фонда без проведения государственного кадастрового учета.
Согласно пункту 19 Правил подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и форма примерного договора аренды лесного участка, утвержденным постановлением Правительства РФ от 28.05.2007 N 324 (далее по тексту - Правила N 324), в случае принятия решения без проведения аукциона арендодателем обеспечивается проведение государственного кадастрового учета передаваемого в аренду лесного участка, после чего арендодатель и заявитель в течение 30 дней осуществляют подготовку и подписание договора по форме примерного договора аренды лесного участка.
Учитывая, что арбитражным судом установлено, что предпринимателем соблюден порядок предоставления в аренду земельного участка и предоставлены все необходимые для этого документы, а доводы кассационной жалобы не опровергают выводы суда о неправомерном отказе в предоставлении земельного участка в аренду, оснований для отмены судебных актов не имеется
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 30.06.2009, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 17.09.2009 по делу N А51-4948/2009 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Приостановление исполнения судебного акта, принятые определением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 29.10.2009 N 001085 отменить.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения аукциона в случаях, предусмотренных статьями 43-45 указанного кодекса.
Пунктом 1 статьи 4.1 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" установлено, что до 01.01.2010 допускается предоставление гражданам, юридическим лицам лесных участков в составе земель лесного фонда без проведения государственного кадастрового учета.
Согласно пункту 19 Правил подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и форма примерного договора аренды лесного участка, утвержденным постановлением Правительства РФ от 28.05.2007 N 324 (далее по тексту - Правила N 324), в случае принятия решения без проведения аукциона арендодателем обеспечивается проведение государственного кадастрового учета передаваемого в аренду лесного участка, после чего арендодатель и заявитель в течение 30 дней осуществляют подготовку и подписание договора по форме примерного договора аренды лесного участка."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 25 ноября 2009 г. N Ф03-6428/2009
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании