Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 1 декабря 2009 г. N Ф03-5487/2009
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от истца: А.В.Юн, представитель, доверенность от 15.10.2009 N 8.51; А.Е.Кузина, представитель, доверенность от 15.10.2009 N 85.5 от ответчика: В.Е.Скрипка, представитель, доверенность от 02.10.2009 N 173, рассмотрел в судебном заседании кассационные жалобы открытого акционерного общества "Российские железные дороги", открытого акционерного общества "Восточный порт" на решение от 14.07.2009 по делу N А51-13295/2008 Арбитражного суда Приморского края, по иску открытого акционерного общества "Российские железные дороги" к открытому акционерному обществу "Восточный порт" о взыскании 84891 руб. 80 коп.
Резолютивная часть постановления объявлена 24 ноября 2009 г. Полный текст постановления изготовлен 01 декабря 2009 г.
В порядке статьи 18 АПК РФ судья О.П.Дружина в связи с уходом в отпуск заменена на судью С.Н.Новикову. Судебное разбирательство начато сначала.
В судебном заседании 17.11.2009 объявлялся перерыв в порядке статьи 163 АПК РФ до 12 час. 30 мин. 24.11.2009.
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД", дорога) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с иском к открытому акционерному обществу "Восточный порт" (далее - ОАО "Восточный порт", порт) о взыскании на основании статьи 39 УЖТ РФ 84891 руб. 80 коп., составляющих плату за пользование вагонами, прибывшими в адрес ответчика на станцию назначения Находка-Восточная ДВЖД, за время ожидания вследствие невозможности их подачи под выгрузку с 24.03.2008 по 27.03.2008 (с учетом уточнения исковых требований в порядке статьи 49 АПК РФ).
Решением арбитражного суда от 14.07.2009 исковые требования удовлетворены частично. С ОАО "Восточный порт" взыскана плата за пользование вагонами в размере 71942 руб. 20 коп., в остальной части иска отказано.
В апелляционном порядке решение не проверялось.
Не согласившись с решением арбитражного суда от 14.07.2009, ОАО "Восточный порт" и ОАО "РЖД" подали кассационные жалобы.
В кассационной жалобе ОАО "Восточный порт" просит состоявшееся решение отменить, в удовлетворении иска отказать. В обоснование жалобы заявитель указывает на то, что истцом не представлены доказательства передачи уведомлений о времени подачи вагонов под выгрузку уполномоченному представителю грузополучателя и необоснованно составлены акты общей формы на спорные вагоны, факт простоя вагонов истцом не доказан.
В отзыве на кассационную жалобу порта ОАО "РЖД" выразило несогласие с изложенными в ней доводами.
ОАО "РЖД" в кассационной жалобе просит решение суда изменить, принять новый судебный акт об удовлетворении требований дороги в полном объеме. Указывает на то, что суд, удовлетворяя иск частично на сумму 71942 руб. 20 коп., не указал по каким актам общей формы взыскана указанная сумма. Ссылается на ошибочность вывода суда о применении налоговой ставки НДС 0%, полагая при этом, что в данном случаев НДС подлежит начислению по налоговой ставке 18%.
В судебном заседании кассационной инстанции представители ОАО "Восточный порт" и ОАО "РЖД" поддержали доводы, изложенные в кассационных жалобах и отзыве, дав по ним пояснения.
Проверив законность обжалуемого судебного акта, с учетом доводов кассационных жалоб, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа пришел к выводу о том, что решение суда подлежит отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в тот же арбитражный суд в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 287 ГК РФ.
Как следует из материалов дела, между ГУН "ДВЖД", правопреемником которого является ОАО "РЖД", и ОАО "Восточный порт" заключен договор от 30.10.2001 N 392 об эксплуатации подъездного железнодорожного пути порта.
В адрес ОАО "Восточный порт" в период с 24.03.2008 по 27.03.2008 прибывали вагоны с грузом, которые длительное время находились на путях станции Находка-Восточная ДВЖД вследствие невозможности их подачи под выгрузку, о чем составлены акты общей формы: N 2/681911, 2/681912, 2/681913, 2/681917, 2/681928, 2/681929, 2/681930, 2/681931, 2/681932, 2/681896, 2/681900, 2/681924, 2/681904. На основании данных актов истцом в соответствии с § 87 Инструкции по ведению станционной коммерческой отчетности составлены ведомости подачи и уборки вагонов: N 900963, 900978, в которых произведен расчет платы за простой, которая составила 96609 руб. 31 коп. На указанную сумму дорогой выставлен счет от 19.09.2008 N 277, который оплачен портом частично, в связи с чем образовалась задолженность в сумме 84891 руб. 80 коп.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения ОАО "РЖД" в арбитражный суд с настоящим иском.
Принимая решение о частичном удовлетворении исковых требований, арбитражный суд исходил из следующего.
В соответствии со статьей 119 УЖТ РФ обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности, в том числе грузополучателя, удостоверяются коммерческими актами, актами общей формы и иными актами.
Статьей 39 УЖТ РФ установлено, что за время ожидания подачи или приема вагонов, контейнеров по причинам, зависящим от грузополучателей, грузоотправителей, владельцев, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами. Порядок оформления задержки вагонов, контейнеров в ожидании их подачи или приема на железнодорожной станции назначения устанавливается правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом.
Разделом 3 Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом МПС России от 18.06.2003 N 45, предусмотрено, что задержка вагонов на станции назначения в ожидании подачи их под выгрузку по причинам, зависящим от грузополучателя, владельца железнодорожного пути, удостоверяется актом общей формы, в котором указывается причина задержки вагонов, контейнеров с указанием их номеров, времени начала и окончания задержки, фактического времени задержки вагонов, контейнеров.
Таким образом, акт общей формы является документом, удостоверяющим факт и продолжительность простоя.
Истцом в подтверждение обстоятельств, послуживших основанием для начисления ответчику платы за пользование вагонами, в соответствии со статьей 39 УЖТ РФ представлены вышеперечисленные акты общей формы, составленные на станции Находка-Восточная ДВЖД, по факту простоя вагонов в ожидании их приема. В данных актах перечислерш номера вагонов, прибывших в адрес ОАО "Восточный порт", указано наименование груза. Причиной задержки вагонов указан отказ ОАО "Восточный порт" в приеме вагонов под выгрузку на подъездные пути на объявленное время подачи вагонов; указано время начала и окончания задержки. Акты общей формы: N 2/681911, 2/681912, 2/681913, 2/681917, 2/681928, 2/681929, 2/681930, 2/681931, 2/681932, 2/681896, 2/681900, 2/681924, 2/681904 подписаны представителем порта с разногласиями; ведомости подачи и уборки вагонов: N 900963, 900978 представителем порта не подписаны ввиду отказа от их подписания; о данном факте дорогой оформлены акты общей формы, от подписания которых представитель порта также отказалась. Все вышеназванные документы: акты общей формы, ведомости подачи и уборки вагонов направлены в адрес порта заказной почтовой корреспонденцией.
Суд, принимая указанные документы в качестве допустимых доказательств по факту простоя вагонов, не опроверг доводы порта о наличии разногласий по актам общей формы, об отсутствии надлежащих уведомлений по факту простоя вагонов согласно нормам законодательства о перевозке грузов железнодорожным транспортом.
Тогда как в силу пункта 2 части 4 статьи 170 АПК РФ в мотивировочной части решения должны быть указаны доказательства, на которых основаны выводы суда об обстоятельствах дела и доводы в пользу принятого решения; мотивы, по которым суд отверг те или иные доказательства, принял или отклонил приведенные в обоснование своих требований и возражений доводы лиц, участвующих в деле.
Кроме того, арбитражный суд, установив, что спорные вагоны помещены под режим экспорта, с учетом положений статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации пришел к выводу о применении ставки НДС 0%, в связи с чем признал требования истца обоснованными в сумме 71942 руб. 20 коп.
При этом суд, полагая, что ожидание вагонов на путях общего пользования станции назначения до подачи их грузополучателю, услуги по подаче и уборке вагонов относятся к единому комплексу транспортно-экспедиционных и перевозочных услуг, сослался на постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 04.03.2008 N 16581/07.
Между тем при разрешении данного спора суд, ссылаясь на позицию, изложенную в указанном постановлении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, не определил правовую природу платы за оказанные услуги, на которую должна быть начислена соответствующая налоговая ставка.
При изложенных обстоятельствах решение суда подлежит отмене на основании статьи 288 (ч.ч. 1, 3) АПК РФ, а дело - направлению на новое рассмотрение в тот же суд.
При новом рассмотрении дела суду необходимо устранить отмеченные недостатки, установить существенные для дела обстоятельства, оценив их согласно статье 71 АПК РФ, разрешить спор в соответствии с действующим законодательством.
В соответствии со статьей 289 (ч. 3) АПК РФ арбитражному суду следует разрешить вопрос распределения государственной пошлины по кассационным жалобам.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 14.07.2009 по делу N А51-13295/2008 Арбитражного суда Приморского края отменить, дело направить на новое рассмотрение в тот же суд.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Тогда как в силу пункта 2 части 4 статьи 170 АПК РФ в мотивировочной части решения должны быть указаны доказательства, на которых основаны выводы суда об обстоятельствах дела и доводы в пользу принятого решения; мотивы, по которым суд отверг те или иные доказательства, принял или отклонил приведенные в обоснование своих требований и возражений доводы лиц, участвующих в деле.
Кроме того, арбитражный суд, установив, что спорные вагоны помещены под режим экспорта, с учетом положений статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации пришел к выводу о применении ставки НДС 0%, в связи с чем признал требования истца обоснованными в сумме 71942 руб. 20 коп.
При этом суд, полагая, что ожидание вагонов на путях общего пользования станции назначения до подачи их грузополучателю, услуги по подаче и уборке вагонов относятся к единому комплексу транспортно-экспедиционных и перевозочных услуг, сослался на постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 04.03.2008 N 16581/07."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 1 декабря 2009 г. N Ф03-5487/2009
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании