Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 1 декабря 2009 г. N Ф03-6608/2009
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от общества с ограниченной ответственностью "Тэран" - Хохлова Е.В., представитель по доверенности от 17.09.2009 б/н, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Тэран" на решение от 05.06.2009, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 10.08.2009 по делу N А51-4188/2009 Арбитражного суда Приморского края, по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Тэран" к Департаменту земельных ресурсов и землеустройства Приморского края о признании незаконными действий.
Резолютивная часть постановления объявлена 26 ноября 2009 г. Полный текст постановления изготовлен 01 декабря 2009 г.
Арбитражный суд Приморского края решением от 05.06.2009, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 10.08.2009, отказал обществу с ограниченной ответственностью "Тэран" (далее - общество, ООО "Тэран") в удовлетворении требований о признании незаконными действий Департамента земельных ресурсов и землеустройства Приморского края (далее - Департамент), выразившихся в снятии с рассмотрения заявления общества о предоставлении в аренду земельного участка площадью 230 кв.м., расположенного в районе ул. Стрелочная в г. Владивостоке, предназначенного для размещения шиномонтажной мастерской с автосервисом.
Суд установил, что общество 28.01.2008 и 21.11.2008 обращалось в Департамент с заявлениями о предоставлении в аренду спорного земельного участка. В обоих случаях заявления не отвечали требованиям статьи 32 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), так как заявитель не представлял кадастровый паспорт на спорный земельный участок. В результате, обществом был пропущен трехлетний срок действия постановления главы администрации города Владивостока от 05.09.2005 N 992 о предварительном согласовании размещения на землях поселений шиномонтажной мастерской с автосервисом.
С учетом данного обстоятельства суд пришел к выводу о том, что у Департамента отсутствовали законные основания для предоставления обществу в аренду спорного земельного участка, следовательно, Департамент правомерно снял с рассмотрения заявление общества, сообщив об этом заявителю в письме от 30.12.2008 N 29/8-20-9/82.
ООО "Тэран" обжаловало указанные судебные акты в порядке кассационного производства, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права.
Изложенные в жалобе доводы представитель общества поддержал в заседании суда кассационной инстанции.
Представитель Департамента земельных ресурсов и землеустройства Приморского края в заседание суда кассационной инстанции не явился.
Исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе и выступлениях представителя ООО "Тэран", суд кассационной инстанции проверил правильность применения судом первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, соответствие выводов судов установленным по делу фактическим обстоятельствам и находит обжалуемые судебные акты не подлежащими отмене по следующим основаниям.
Доводы заявителя жалобы о неправильном применении судами норм материального права сводятся к тому, что заявление о предоставлении в аренду спорного земельного участка от 28.01.2008 (вх. N 29-912 от 31.01.2008) подано в Департамент в пределах срока действия постановления главы администрации города Владивостока от 05.09.2005 N 992. Заявление от 18.11.2008 N 14 (вх. N 29-13417) не является новым заявлением, а лишь дополняет первоначальное заявление и не подлежит отдельному рассмотрению, следовательно, заявление общества неправомерно снято Департаментом с рассмотрения.
Кроме того, по мнению заявителя жалобы, редакцией статьи 32 ЗК РФ, действовавшей на день подачи обоих заявлений, не предусматривалось представление кадастрового паспорта на испрашиваемый земельный участок.
В соответствии с пунктом 1 статьи 30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию либо с предварительным согласованием места размещения объекта, либо без предварительного согласования места размещения объекта. В силу пункта 5 указанной статьи при предоставлении земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта последовательно производятся:
- выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 ЗК РФ, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
- выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и осуществление его государственного кадастрового учета;
- принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 ЗК РФ.
Согласно пункту 5 статьи 31 ЗК РФ (в редакции 2005 года) результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, к которому прилагаются утвержденные органом местного самоуправления проекты границ каждого земельного участка в соответствии с возможными вариантами их выбора.
Пунктами 6, 7, 8 ЗК РФ (в редакции 2005 года) предусмотрено, что исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта; копия решения о предварительном согласовании места размещения объекта с приложением проекта границ земельного участка выдается заявителю в семидневный срок со дня его утверждения; решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
В силу пункта 2 статьи 32 ЗК РФ (в редакции от 08.11.2007, действовавшей на день подачи обществом заявлений от 28.01.2008 и 18.11.2008 о предоставлении в аренду земельного участка для строительства и дальнейшей эксплуатации) уполномоченный исполнительный орган государственной власти на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и приложенной к нему кадастровой карты (плана) земельного участка в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства.
Судом установлено, что к заявлению общества не прилагалась кадастровая карта (план) спорного земельного участка. Схема расположения и топографическая съемка М 1:500 от 23.03.2009 со сводным планом инженерных сетей, согласованным в установленном порядке предоставлена в Департамент лишь 15.05.2009.
Поскольку кадастровый паспорт спорного земельного участка вместе с заявлениями от 28.01.2008 и от 21.11.2008 не был представлен в Департамент, то суды обеих инстанций пришли к правильному выводу о том, что общество обратилось в уполномоченный орган с заявлением, не отвечающим требованиям статьи 32 ЗК РФ по составу прилагаемых к нему документов. Следовательно, у Департамента отсутствовали предусмотренные Земельным кодексом Российской Федерации основания для принятия решения о предоставлении обществу испрашиваемого земельного участка и имелись законные основания для снятия обращения ООО "Тэран" с рассмотрения.
В силу части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что решение Департамента соответствует закону и не нарушает права и законные интересы ООО "Тэран", правомерно отказал обществу в удовлетворении заявленного требования.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 05.06.2009 по делу N А51-4188/2009 Арбитражного суда Приморского края, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 10.08.2009 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу пункта 2 статьи 32 ЗК РФ (в редакции от 08.11.2007, действовавшей на день подачи обществом заявлений от 28.01.2008 и 18.11.2008 о предоставлении в аренду земельного участка для строительства и дальнейшей эксплуатации) уполномоченный исполнительный орган государственной власти на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и приложенной к нему кадастровой карты (плана) земельного участка в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства.
...
Поскольку кадастровый паспорт спорного земельного участка вместе с заявлениями от 28.01.2008 и от 21.11.2008 не был представлен в Департамент, то суды обеих инстанций пришли к правильному выводу о том, что общество обратилось в уполномоченный орган с заявлением, не отвечающим требованиям статьи 32 ЗК РФ по составу прилагаемых к нему документов. Следовательно, у Департамента отсутствовали предусмотренные Земельным кодексом Российской Федерации основания для принятия решения о предоставлении обществу испрашиваемого земельного участка и имелись законные основания для снятия обращения ООО "Тэран" с рассмотрения."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 1 декабря 2009 г. N Ф03-6608/2009
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании