Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 7 декабря 2009 г. N Ф03-5981/2009
по делу N А51-2549/2009
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу инспекции Федеральной налоговой службы по Фрунзенскому району г. Владивостока на решение от 27.03.2009, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 23.07.2009 по делу N А51-2549/2009 Арбитражного суда Приморского края, по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Фрэш Лаб" к управлению Федеральной налоговой службы по Приморскому краю, инспекции Федеральной налоговой службы по Фрунзенскому району г. Владивостока о признании незаконным и отмене решения и постановления.
Резолютивная часть постановления объявлена 30 ноября 2009 года. Полный текст постановления изготовлен 07 декабря 2009 г.
Общество с ограниченной ответственностью "Фрэш Лаб" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконным и отмене решения управления Федеральной налоговой службы по Приморскому краю (далее - управление) от 16.02.2009 N 10-02-12/7/03168, принятого по результатам рассмотрения жалобы общества на постановление инспекции Федеральной налоговой службы по Фрунзенскому району г. Владивостока (далее - инспекция, налоговый орган) от 29.01.2009 N 15/38.
Решением суда от 27.03.2009, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 23.07.2009, заявленные требования удовлетворены частично. Суды признали незаконным и отменили постановление налогового органа от 29.01.2009 N 15/38 по делу об административном правонарушении, в удовлетворении требований к управлению отказали.
Законность принятых судебных актов проверяется по кассационной жалобе инспекции, которая просит решение и постановление суда апелляционной инстанции отменить в связи с неправильным применением судами норм материального права и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Заявитель жалобы указывает на то, что при осуществлении проверки соблюдения требований Закона Российской Федерации от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Закон N 54-ФЗ) контрольная закупка не проводилась, а товар приобретался проверяющим для личных целей за счет собственных средств, в связи с чем доказательства по делу об административном правонарушении получены законным путем.
Налоговый орган ходатайством от 30.11.2009 просит рассмотреть кассационную жалобу без участия своего представителя.
Общество и управление отзывы на кассационную жалобу не представили; извещенные надлежащим образом о времени месте рассмотрения кассационной жалобы участия в судебном заседании суда кассационной инстанции не принимали.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены принятых судебных актов.
Как следует из материалов дела, на основании поручения от 21.01.2009 N 15/50 сотрудниками инспекции проведена проверка магазина "ЧистогТ", расположенного по адресу: г. Владивосток, ул. Хабаровская, 8 и принадлежащего обществу, на предмет соблюдения Закона N 54-ФЗ, полноты учета выручки и порядка работы с денежной наличностью, Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции", в ходе, которой при покупке салфеток "Веттек Классик" по цене 23 руб. установлен факт осуществления наличных денежных расчетов без применения контрольно-кассовой техники (далее - ККТ).
Факт правонарушения зафиксирован в акте проверки N 015600 от 21.01.2009, на основании которого 27.01.2009 составлен в отношении общества протокол N 000035 об административном правонарушении.
29.09.2009 по результатам рассмотрения материалов административного правонарушения налоговым органом вынесено постановление N 15/38 по делу об административном правонарушении, в соответствии с которым общество привлечено к административной ответственности по статье 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде взыскания штрафа в сумме 30000 руб.
Данное постановление общество обжаловало в управление, которое, в свою очередь, решением от 16.02.2009 N 10-02-12/7/03168 оставило обжалуемое постановление налогового органа без изменения, а жалобу общества - без удовлетворения.
Не согласившись с вынесенными постановлением инспекции и решением управления, общество обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд, который, удовлетворяя заявленные требования в части признания незаконным постановления налогового органа, правомерно исходил из следующего.
В соответствии с частью 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Согласно статье 14.5 КоАП РФ продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг в организациях торговли либо в иных организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги, а равно гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, при отсутствии установленной информации об изготовителе или о продавце либо без применения в установленных законом случаях контрольно-кассовых машин влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Осуществление контроля за применением организациями и индивидуальными предпринимателями контрольно-кассовой техники возложено на налоговые органы статьей 7 Федерального закона N 54-ФЗ, статьей 7 Закона Российской Федерации от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации", пунктом 5.1.6 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506 "Об утверждении положения о Федеральной налоговой службе". Названные нормы предоставляют налоговым органам право проводить проверки в целях осуществления контроля за использованием контрольно-кассовой техники, однако указанными нормативными правовыми актами не определены методы и порядок проведения таких проверок и полномочия должностных лиц налоговых органов при их проведении.
Между тем, проверочная закупка в силу Федерального закона от 12.08.1995 N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" допускается как оперативно-розыскное мероприятие, проводимое полномочным органом в случаях и порядке, предусмотренных названным Законом. Согласно статье 13 вышеуказанного Закона налоговые органы не наделены правом проводить оперативно-розыскные мероприятия.
В силу части 3 статьи 26.2 КоАП РФ не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона.
Таким образом, суды обеих инстанций, исследовав в соответствии со статьей 71 АПК РФ имеющиеся в деле доказательства, пришли к правильному выводу о том, что проведение государственным налоговым инспектором проверочной закупки при осуществлении контроля за применением обществом контрольно-кассовой техники не может расцениваться как доказательство, полученное в соответствии с требованиями закона и подтверждающее событие правонарушения.
Довод заявителя кассационной жалобы о том, что налоговый орган проводил проверку в рамках Федерального закона N 54-ФЗ, товар был приобретен для личных целей, являлся предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанции и обосновано отклонен, так как товар для личных целей приобретали именно тот налоговый инспектор, который осуществлял проверку общества на основании поручения N 15/50 от 21.01.2009.
Учитывая вышеизложенное, оснований для отмены принятых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы у суда кассационной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 27.03.2009, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 23.07.2009 по делу N А51-2549/2009 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Осуществление контроля за применением организациями и индивидуальными предпринимателями контрольно-кассовой техники возложено на налоговые органы статьей 7 Федерального закона N 54-ФЗ, статьей 7 Закона Российской Федерации от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации", пунктом 5.1.6 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506 "Об утверждении положения о Федеральной налоговой службе". Названные нормы предоставляют налоговым органам право проводить проверки в целях осуществления контроля за использованием контрольно-кассовой техники, однако указанными нормативными правовыми актами не определены методы и порядок проведения таких проверок и полномочия должностных лиц налоговых органов при их проведении.
Между тем, проверочная закупка в силу Федерального закона от 12.08.1995 N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" допускается как оперативно-розыскное мероприятие, проводимое полномочным органом в случаях и порядке, предусмотренных названным Законом. Согласно статье 13 вышеуказанного Закона налоговые органы не наделены правом проводить оперативно-розыскные мероприятия.
В силу части 3 статьи 26.2 КоАП РФ не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона.
...
Довод заявителя кассационной жалобы о том, что налоговый орган проводил проверку в рамках Федерального закона N 54-ФЗ, товар был приобретен для личных целей, являлся предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанции и обосновано отклонен, так как товар для личных целей приобретали именно тот налоговый инспектор, который осуществлял проверку общества на основании поручения N 15/50 от 21.01.2009."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 7 декабря 2009 г. N Ф03-5981/2009 по делу N А51-2549/2009
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании