Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 4 декабря 2009 г. N Ф03-6711/2009
по делу N А59-4228/2008
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Сахалинской области на решение от 22.12.2008 постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 19.08.2009 по делу N А59-4228/2008 Арбитражного суда Сахалинской области, по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "К" к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Сахалинской области о признании недействительным решения от 14.08.2008 N 43692.
Резолютивная часть постановления объявлена 27 ноября 2009 г. Полный текст постановления изготовлен 04 декабря 2009 г.
Общество с ограниченной ответственностью "К" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Сахалинской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Сахалинской области (далее - инспекция по налогам и сборам, налоговый орган) от 14.08.2008 N 43692.
Решением суда от 22.12.2008, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 19.08.2009, заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с решением суда, постановлением апелляционного суда, инспекция по налогам и сборам обратилась с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить как принятые с нарушением норм материального права.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, участия в судебном заседании не принимали.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа оснований для отмены обжалуемых судебных актов не установил.
Как следует из материалов дела, инспекцией по налогам и сборам в адрес общества направлено требование от 18.07.2008 N 107539 об уплате 12479 руб. единого социального налога, зачисляемого в ФФОМС, 244,6 руб. пени по налогу со сроком исполнения до 06.08.2008.
Во исполнение указанного требования общество предъявило в МАБЭС "Сахалин-Вест" ОАО, в котором у общества открыт расчетный счет 40702810700000000329, платежные поручения от 24.07.2008 N 32.3, N 324 о перечислении 6633 руб. и 5846 руб. соответственно единого социального налога, зачисляемого в ФФОМС, N 325 о перечислении 244,6 руб. пени по данному налогу. Денежные средства списаны с расчетного счета налогоплательщика в день поступления платежных документов.
Письмом от 22.08.2008 налоговый орган сообщил, что на основании приказа Банка России от 06.08.2008 N ОД-553 у МАБЭС "Сахалин-Вест" ОАО отозвана лицензия на осуществление кредитных операций, и предложил обществу отозвать платежное поручение с целью повторного проведения налоговых платежей через нормально функционирующий банк.
Неисполнение требования от 18.07.2008 N 107539 в добровольном порядке в установленный срок (06.08.2008), послужило основанием для применения к обществу принудительных мер исполнения налоговой обязанности, а именно: инспекция 14.08.2008 вынесла решение N 43692 о взыскании 9479 руб. налога и 244,6 руб. пеней за счет денежных средств на счетах общества.
Не согласившись с действиями налогового органа, общество обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 44 НК РФ обязанность по уплате налога прекращается с уплатой налога налогоплательщиком.
В соответствии с пунктом 3 статьи 45 НК РФ обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком с момента предъявления в банк поручения на перечисление в бюджетную систему Российской Федерации на собственный счет Федерального казначейства денежных средств со счета налогоплательщика в банке при наличии на нем достаточного денежного остатка на день платежа.
Налог не признается уплаченным в случае отзыва налогоплательщиком или возврата банком налогоплательщику платежного поручения на перечисление суммы налога в бюджет (внебюджетный фонд), а также если на момент предъявления налогоплательщиком в банк поручения на уплату налога этот налогоплательщик имеет иные неисполненные требования, предъявленные к счету, которые в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации исполняются в первоочередном порядке, и налогоплательщик не имеет достаточных денежных средств на счете для удовлетворения всех требований (подпункт 1, 5 пункта 4 статьи 45 НК РФ).
В силу статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации и Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 25.07.2001 N 138-0 предполагается добросовестность участников гражданского оборота и презумпция добросовестности налогоплательщика.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации от 16.10.2003 N 329-0, правоприменительные органы не могут истолковывать понятие "добросовестные налогоплательщики" как возлагающее на налогоплательщиков дополнительные обязанности, не предусмотренные законодательством.
Налоговым законодательством не предусмотрена повторная уплата в бюджеты налогоплательщиком налога (сбора), не поступившего в бюджеты по вине банка.
В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 12.10.1998 N 24-П разъяснено, что повторное взыскание с добросовестного налогоплательщика не поступивших в бюджет налогов неправомерно, так как нарушает конституционные гарантии частной собственности. В рамках конституционного обязательства по уплате налогов на налогоплательщика возложена обязанность уплатить законно установленные налоги и сборы, а на кредитное учреждение - публично-правовая обязанность обеспечить перечисление платежей в бюджет.
Обязанность доказывания недобросовестности налогоплательщика при перечислении средств в бюджет лежит на налоговом органе.
Судом установлено, что на основании предъявленных к исполнению платежных поручений банк МАБЭС "Сахалин-Вест" ОАО списал с расчетного счета общества 12723,6 руб. в счет уплаты единого социального налога за 2 квартал 2008 года и пени с зачислением данной суммы на корреспондентский счет банка. Лицензия у МАБЭС "Сахалин-Вест" ОАО была отозвана с 07.08.2008 на основании приказа ЦБ РФ от 06.08.2008 N ОД-553, опубликованного 13.08.2008 в издании "Вестник Банка России" N 44, тогда как платежи произведены обществом 24.07.2008.
При таких обстоятельствах, арбитражный суд, исследовав и оценив обстоятельства перечисления налогоплательщиком налога в бюджет, с учетом положений названных норм, не установил в действиях налогоплательщика признаков недобросовестности при исполнении им обязанности по уплате единого социального налога и пени.
Выводы суда основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах, оцененных судом в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ, и правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Доводы инспекции, изложенные в жалобе, суд кассационной инстанции считает фактически направленными на иную, чем у суда первой и апелляционной инстанций оценку доказательств, поэтому они не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных актов, так как не свидетельствуют о несоответствии выводов суда о применении норм права установленным им по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Руководствуясь статьями 274, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 22.12.2008, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 19.08.2009 по делу N А59-4228/2008 Арбитражного суда Сахалинской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Согласно НК РФ обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком с момента предъявления в банк поручения на перечисление в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства денежных средств со счета налогоплательщика в банке при наличии на нем достаточного денежного остатка на день платежа.
По мнению налогового органа, нельзя признать исполненной обязанность налогоплательщика по уплате ЕСН и пеней, списанных банком с его счета, но не поступивших в бюджет, поскольку у банка вскоре после проведения данной операции отозвана лицензия. В связи с этим правомерно принудительное взыскание спорных сумм повторно за счет денежных средств налогоплательщика.
По мнению суда кассационной инстанции, позиция налогового органа не соответствует нормам закона и правовой позиции Конституционного Суда РФ, выраженной в постановлении от 12.10.1998 N 24-П.
Суд установил, что ЕСН и пени были списаны с расчетного счета налогоплательщика с зачислением на корреспондентский счет банка 24.07.2008. Лицензия у банка была отозвана с 07.08.2008 на основании приказа ЦБ РФ от 06.08.2008.
Доказательств недобросовестности действий налогоплательщика в данном случае налоговым органом не представлено, хотя обязанность по доказыванию этого обстоятельства лежит на налоговом органе.
Суд пришел к выводу о том, что налогоплательщиком исполнена обязанность по уплате спорных сумм, поэтому их взыскание за счет денежных средств налогоплательщика незаконно.
На основании изложенного суд кассационной инстанции оставил кассационную жалобу налогового органа без удовлетворения.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 4 декабря 2009 г. N Ф03-6711/2009 по делу N А59-4228/2008
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании