Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 9 декабря 2009 г. N Ф03-6826/2009
по делу N А04-4115/2009
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от ответчиков: муниципального образовательного учреждения Бурейская средняя общеобразовательная школа N 2, Министерства, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации на решение от 31.08.2009 по делу N А04-4115/2009 Арбитражного суда Амурской области, по иску муниципального унитарного предприятия "Жилсервис" к муниципальному образовательному учреждению Бурейская средняя общеобразовательная школа N 2, Министерству финансов Российской Федерации, третьи лица: Министерство финансов Амурской области, Управление Федерального казначейства по Амурской области, муниципальное учреждение Отдел образования администрации Бурейского района, муниципальное учреждение Финансовый отдел администрации Бурейского района о взыскании 15929,19 руб.
Резолютивная часть постановления объявлена 30 ноября 2009 г. Полный текст постановления изготовлен 09 декабря 2009 г.
Муниципальное унитарное предприятие "Жилсервис" (далее - МУП "Жилсервис", предприятие, истец) обратилось в Арбитражный суд Амурской области с иском к муниципальному образовательному учреждению Бурейская средняя общеобразовательная школа N 2 (далее - школа), Министерству финансов Российской Федерации (далее - Минфин России) о взыскании 15929,19 руб. убытков, понесенных всвязи с предоставлением льгот педагогическим и руководящим работникам в соответствии с Законом Амурской области от 05.12.2005 N 99-ОЗ "О социальной поддержке граждан отдельных категорий" (далее - Закон от 05.12.2005 N 99-03).
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство финансов Амурской области, Управление Федерального казначейства по Амурской области, муниципальное учреждение Отдел образования администрации Бурейского района, муниципальное учреждение Финансовый отдел администрации Бурейского района.
Решением суда от 31.08.2009 с Российской Федерации в лице Минфина России за счет средств казны РФ в пользу предприятия взысканы убытки в размере 15929,19 руб. В иске к муниципальному образовательному учреждению Бурейская средняя общеобразовательная школа N 2 отказано.
В апелляционном порядке законность и обоснованность решения суда не проверялись.
В кассационной жалобе Минфин России просит указанный судебный акт в части взыскания убытков в связи с предоставлением льгот педагогическим работникам отменить как принятый с неправильным применением норм материального права. В обоснование жалобы заявитель указывает на то, что компенсация расходов организациям, предоставляющим коммунальные услуги, должна осуществляться за счет средств областного бюджета.
Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, однако своих представителей в судебное заседание не направили.
Проверив в порядке и пределах статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), и, исходя из доводов кассационной жалобы, правильность применения судом норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебного акта в силу следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом, между МУП "Жилсервис" (исполнитель) и муниципальным образовательным учреждением Бурейская средняя общеобразовательная школа N 2 (заказчик) заключен муниципальный контракт о возмещении затрат при предоставлении мер социальной поддержки N 87 от 01.01.2007 в соответствии с Законом от 05.12.2005 N 99-03, Законом Амурской области от 31.01.2002 N 427-ОЗ "О порядке и размерах оказания отдельным категориям граждан мер социальной поддержки жилья и коммунальных услуг" (далее - Закон от 31.01.2002 N 427-03).
Согласно условиям контракта истец принял на себя обязательство предоставлять социальную поддержку по оплате жилищно-коммунальных услуг педагогическим работникам, а школа приняла на себя обязательства ежемесячно возмещать расходы за предоставленные меры социальной поддержки в соответствии с предоставленными счетами (пункты 1.1, 2.1.1, 2.2.1).
В связи с невозмещением расходов за предоставленные льготы за декабрь 2007 года в общей сумме 15929,19 руб., предприятие обратилось с настоящим иском в арбитражный суд.
В качестве доказательств предоставленной льготы истцом представлены: списки граждан, которым предоставлялись льготы, счета-фактуры, акты сверки взаимных расчетов, подписанные предприятием и школой без возражений.
При рассмотрении настоящего спора в части взыскания с Российской Федерации в лице Минфина России за счет казны Российской Федерации убытков в связи с предоставлением льгот педагогическим работникам, арбитражный суд исследовал обстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы материального права.
В соответствии с пунктом 5 статьи 55 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" (далее - Закон об образовании) пенсионеры и педагогические работники образовательных учреждений имеют право на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа).
При этом в соответствии с Федеральным законом от 06.05.2003 N 52-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об основах жилищной политики" и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг" (статья 2) размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных абзацем 3 пункта 5 статьи 55 Закона об образовании, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации и учитываются в межбюджетных отношениях.
При рассмотрении спора арбитражный суд, руководствуясь вышеназванными законами, с учетом действующего в спорный период законодательства о разграничении расходных полномочий между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации, правомерно исходил из того, что финансовое обеспечение предоставления льгот педагогическим работникам должно осуществляться за счет субвенций из федерального бюджета.
Согласно пункту 1 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей с 01.01.2005) расходные обязательства субъектов Российской Федерации возникают в результате принятия законов и иных нормативных правовых актов субъектов Федерации при осуществлении полномочий по предметам ведения субъектов Федерации и по предметам совместного ведения, указанных в пунктах 2 и 5 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
В силу пункта 7 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 184-ФЗ) полномочия Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации, а также предметам совместного ведения субъектов Российской Федерации и Российской Федерации, не предусмотренные пунктом 2 статьи 26.3 Федерального закона N 184-ФЗ, могут передаваться для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации федеральными законами. При этом финансовое обеспечение осуществления указанных отдельных полномочий, переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета.
Между тем, статья 26.3 Федерального закона N 184-ФЗ не относит к полномочиям субъекта Российской Федерации, подлежащим финансированию за счет собственных средств бюджета субъекта Российской Федерации, финансирование расходов в связи с предоставлением педагогическим работникам в сельской местности льгот по оплате жилья и коммунальных услуг.
Нормативно-правовых актов субъекта Российской Федерации по отнесению названного вопроса к полномочиям, финансируемым за счет собственных средств регионального бюджета, также не принималось.
Законами от 31.01.2005 N 427-03 и от 05.12.2005 N 99-03 предусмотрено право на получение социальной поддержки педагогическим и руководящим работникам (специалистам) государственных и муниципальных образовательных учреждений социального обслуживания, финансируемых за счет средств областного бюджета и местных бюджетов, проживающих и работающих в сельской местности, поселках городского типа (рабочих поселках) по оплате жилого помещения и коммунальных услуг путем 100-процентного снижения размера платы за жилое помещение и коммунальные услуги в пределах фактически занимаемой площади жилого помещения.
Арбитражным судом при рассмотрении настоящего дела установлено, что из федерального бюджета в 2007 году денежные средства на компенсацию спорных расходов субъекту Российской Федерации - Амурской области не передавались.
Кроме того, судом первой инстанции исследован отчет Бурейского района об использовании субвенций в 2007 году, в соответствии с которым, из средств областного бюджета в 2007 году выделена субвенция в размере 22636 тыс. руб., кредиторская задолженность на 01.01.2008 составляет 8239,8 тыс. руб., из них по педагогическим работникам 5585,3 тыс. руб.
Таким образом, поскольку Минфин России не доказало, что обеспечило субъект Российской Федерации - Амурскую область финансовыми средствами в полном объеме, а последний в свою очередь не смог обеспечить для этого финансированием муниципальный бюджет, поэтому суд правомерно возместил понесенные истцом убытки в размере 15929,19 руб. за счет казны Российской Федерации в лице Минфина России на основании статей 16, 1069 ГК РФ.
Довод заявителя кассационной жалобы о том, что финансирование расходов на возмещение педагогическим работникам льгот по оплате жилья и коммунальных услуг предусмотрено за счет средств областного бюджета, судом кассационной инстанции не может быть принят во внимание, поскольку указанные обстоятельства не являются основанием для освобождения Российской Федерации от исполнения ее собственных бюджетных обязательств.
С учетом изложенного оснований для отмены принятого по делу судебного акта и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 274, 284-289 АПК РФ, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 31.08.2008 по делу N А04-4115/2009 Арбитражного суда Амурской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Арбитражным судом при рассмотрении настоящего дела установлено, что из федерального бюджета в 2007 году денежные средства на компенсацию спорных расходов субъекту Российской Федерации - Амурской области не передавались.
Кроме того, судом первой инстанции исследован отчет Бурейского района об использовании субвенций в 2007 году, в соответствии с которым, из средств областного бюджета в 2007 году выделена субвенция в размере 22636 тыс. руб., кредиторская задолженность на 01.01.2008 составляет 8239,8 тыс. руб., из них по педагогическим работникам 5585,3 тыс. руб.
Таким образом, поскольку Минфин России не доказало, что обеспечило субъект Российской Федерации - Амурскую область финансовыми средствами в полном объеме, а последний в свою очередь не смог обеспечить для этого финансированием муниципальный бюджет, поэтому суд правомерно возместил понесенные истцом убытки в размере 15929,19 руб. за счет казны Российской Федерации в лице Минфина России на основании статей 16, 1069 ГК РФ."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 9 декабря 2009 г. N Ф03-6826/2009 по делу N А04-4115/2009
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании