Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 9 декабря 2009 г. N Ф03-7040/2009
по делу N А73-3823/2009
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от ответчика: Потарева СВ., представитель по доверенности от 30.12.20089 N 91-08, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Хабаровского краевого фонда обязательного медицинского страхования на решение от 29.06.2009, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 31.08.2009 по делу N А73-3823/2009 Арбитражного суда Хабаровского края, по иску муниципального учреждения здравоохранения "Клинико-диагностический центр" управления здравоохранения администрации г. Хабаровска к Хабаровскому краевому фонду обязательного медицинского страхования о взыскании 361354 руб.
Резолютивная часть постановления объявлена 08 декабря 2009 г. Полный текст постановления изготовлен 09 декабря 2009 г.
Муниципальное учреждение здравоохранения "Клинико-диагностический центр" управления здравоохранения администрации г. Хабаровска (далее - МУЗ "Клинико-диагностический центр", учреждение здравоохранения) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к Хабаровскому краевому фонду обязательного медицинского страхования (далее - Хабаровский ФОМС) о взыскании 228890 руб. задолженности по договору от 14.04.2008 N 250/06-08 о финансировании расходов по дополнительной диспансеризации работающих граждан за октябрь и ноябрь 2008 года (с учетом уточнения периода взыскания и уменьшения суммы иска в порядке статьи 49 АПК РФ).
Иск обоснован тем, что Хабаровский ФОМС в нарушение условий договора от 14.04.2008 отказался оплатить расходы учреждения здравоохранения по проведению в спорный период дополнительной диспансеризации по мотиву того, что согласно письму Минздравсоцразвития РФ от 07.10.2008 N 7694-ВС "О дополнительной диспансеризации" с момента его подписания не допускается повторная диспансеризация работающих граждан, ранее прошедших дополнительную диспансеризацию в 2006, 2007 годах.
До принятия судом первой инстанции решения, Хабаровский ФОМС подал встречный иск к МУЗ "Клинико-диагностический центр" о взыскании 132464 руб. целевых средств, перечисленных учреждению здравоохранения в счет оплаты оказанных в 2008 году медицинских услуг по дополнительной диспансеризации 136 работающих граждан, которым ранее предоставлялись аналогичные услуги. В обоснование встречного иска Хабаровский ФОМС также сослался на разъяснения, изложенные в письме Минздравсоцразвития РФ от 07.10.2008 N 7694-ВС.
Решением от 29.06.2009, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 31.08.2009, первоначальный иск удовлетворен в полном объеме, в удовлетворении встречных исковых требований отказано.
Судебные акты мотивированы тем, что письмо Минздравсоцразвития РФ от 07.10.2008 N 7694-ВС, которым установлены ограничения по прохождению работающими гражданами дополнительной диспансеризации в 2008 году не подлежит применению к сложившимся между сторонами правоотношениям по возмездному договору от 14.04.2008 N 250/06-08.
В кассационной жалобе Хабаровский ФОМС просит решение от 29.06.2009 и постановление от 31.08.2009 отменить и принять новый судебный акт об отказе в первоначальном иске и удовлетворении встречного иска.
В обоснование жалобы приведены доводы о несогласии с выводами арбитражных судов в части невозможности применения письма Минздравсоцразвития РФ от 07.10.2008 N 7694-ВС. При этом заявитель жалобы считает, что учреждением здравоохранения кроме того допущены нарушения приказа Минздравсоцразвития РФ от 20.02.2008 N 80н. Полагает необоснованной ссылку судов на уведомление от 05.12.2008, из которого учреждению здравоохранения стало известно о недопустимости повторной диспансеризации работающих граждан в спорный период, поскольку в обязанности Хабаровского ФОМС не входит уведомление учреждения здравоохранения об исходящих от Минздравсоцразвития РФ письмах.
МУЗ "Клинико-диагностический центр" отзыв на кассационную жалобу не представило.
В судебном заседании кассационной инстанции представитель Хабаровского ФОМС поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, и настаивал на ее удовлетворении.
Представитель учреждения здравоохранения, извещенного о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, в судебное заседание не явился.
Проверив законность решения от 29.06.2009 и постановления от 31.08.2009, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа считает, что основания для отмены судебных актов, предусмотренные статьей 288 АПК РФ, отсутствуют.
Как установлено арбитражными судами, 14.04.2008 между Хабаровским ФОМС (фонд) и МУЗ "Клинико-диагностический центр" (учреждение) заключен договор N 250/06-08 о финансировании расходов по проведению дополнительной диспансеризации работающих граждан, Срок действия договора установлен сторонами с момента его подписания по 31.12.2008.
Согласно части I данного договора его предметом является финансовое обеспечение фондом осуществляемых учреждением расходов по проведению дополнительной диспансеризации работающих граждан в порядке и на условиях, которые определены Правилами предоставления в 2008-2009 годах из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования субсидий бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования на проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 24.12.2007 N 921.
Частью II договора от 14.04.2008 предусмотрена обязанность Хабаровского ФОМС ежемесячно оплачивать не позднее 20-го числа месяца следующего за отчетным осуществляемые учреждением здравоохранения расходы но проведению дополнительной диспансеризации.
Учреждение здравоохранения, в свою очередь по условиям названного договора, обязано обеспечивать проведение в течение 2008-2009 годов дополнительной диспансеризации работающих граждан и вести в установленном фондом порядке учет таких граждан, а в случае возникновения, препятствующих проведению такой диспансеризации, информировать об этом фонд в трехдневный срок в письменном виде.
В соответствии с частью III договора от 14.04.2008 все уведомления и сообщения, связанные с исполнением сторонами данного договора должны направляться в письменной форме.
Исследовав представленные в дело доказательства, суды обеих инстанций признали, что договор от 14.04.2008 N 250/06-08 соответствует типовой форме договора о финансировании территориальным фондом обязательного медицинского страхования расходов по проведению дополнительной диспансеризации работающих граждан, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.12.2007 N 921.
Порядок и объем проведения в 2008-2009 годах дополнительной диспансеризации работающих граждан, утвержден приказом Минздравсоцразвития РФ от 20.02.2008 N 80н.
Во исполнение договора от 14.04.2008 N 250/06-08 МУЗ "Клинико-диагностический центр" в 2008 году проводило дополнительную диспансеризацию работников учреждений и организаций г. Хабаровска согласно утвержденных графиков и списков. Планы-графики проведения дополнительной диспансеризации были согласованы с Хабаровским ФОМС, что сторонами не оспаривается. Всего в 2008 году учреждением здравоохранения проведена дополнительная диспансеризация 2338 граждан и в адрес Хабаровского ФОМС выставлены реестры счетов на оплату оказанных услуг на общую сумму 2277212 руб.
В период действия договора Минздравсоцразвития РФ издано письмо от 07.10.2008 N 7694-ВС "О дополнительной диспансеризации", согласно которому граждане, прошедшие дополнительную диспансеризацию в 2006 и 2007 годах, повторной диспансеризации в рамках приоритетного национального проекта "Здоровье" не подлежат.
Спор возник в связи с изданием названного письма Минздравсоцразвития РФ и наличием между Хабаровским ФОМС и учреждением здравоохранения разногласий но поводу правомерности проведения в спорный период дополнительной диспансеризации граждан, ранее проходивших такую диспансеризацию в 2006 и 2007 годах.
Согласно статье 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона.
Удовлетворяя первоначальный иск учреждения здравоохранения в полном объеме, арбитражные суды правомерно указали на то, что условия договора от 14.04.2008 N 250/06-08, постановление Правительства РФ от 24.12.2007 N 921, а также приказ Минздравсоцразвития от 20.02.2008 N 80н не устанавливают ограничений категорий работающих граждан, в отношении которых проводится мероприятия по дополнительной диспансеризации.
Таким образом, оказанные учреждениям здравоохранения в спорный период медицинские услуги, с учетом предварительного согласования Хабаровским ФОМС графиком и объемов дополнительной диспансеризации, подлежат оплате в полном объеме в установленном договором от 14.04.2008 порядке,.
Отказывая Хабаровскому ФОМС в удовлетворении встречного иска, арбитражные суды обоснованно отклонили ссылку фонда на письмо Минздравсоцразвития РФ от 07.10.2008 N 7694-ВС.
Данные разъяснения в соответствии с письмом Минздравсоцразвития РФ от 13.11.2008 N 8810-ВС вступили в силу с момента подписания вышеуказанного письма - с 07.10.2008.
Согласно пункту 2 Постановления Правительства РФ от 24.12.2007 N 921 Минздравсоцразвития РФ вправе давать необходимые разъяснения по вопросам организации и проведения дополнительной диспансеризации работающих граждан.
Вместе с тем, как установлено судами и не оспаривается сторонами, указанные письма Минздравсоцразвития NN 7694-ВС и 8810-ВС официально не опубликованы и в установленном порядке не зарегистрированы.
Сведения о недопустимости повторной диспансеризации работающих граждан получены учреждением здравоохранения лишь 05.12.2008, то есть после предоставления работающим гражданам услуг по повторной диспансеризации на основании согласованных с Хабаровским ФОМС планов-графиков. В дальнейшем повторная диспансеризация не проводилась.
Каких-либо изменений в договор от 14.04.2008 в связи с ограничением круга лиц, в отношении которых в 2008 году проводится диспансеризация, в установленном законом порядке сторонами не вносилось.
При таких обстоятельствах отказ Хабаровского ФОМС от полной оплаты оказанных учреждением здравоохранения услуг по дополнительной диспансеризации правомерно признан судами необоснованным, поскольку разъяснения Минздравсоцразвития РФ, изложенные в письме от 07.10.2008 N 7694-ВС в данном случае к правоотношениям сторон по договору от 14.04.2008 в спорном периоде применяться не могут.
Следовательно, удовлетворение первоначального иска и отказ во встречном иске соответствуют установленным судами фактическим обстоятельствам дела и подлежащим применению нормам материального права.
Доводы заявителя кассационной жалобы о необоснованности выводов судов, положенных в основу принятых по делу судебных актов, свидетельствуют о несогласии Хабаровского ФОМС с той оценкой, которая дана судами представленным в дело доказательствам. Между тем переоценка доказательств в силу статьи 286 АПК РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Его же доводы о нарушении учреждением здравоохранения порядка проведения дополнительной диспансеризации, утвержденного приказом Минздравсоцразвития РФ от 20.02.2008 N 80н, материалами дела не подтверждаются, поэтому судом кассационной инстанции отклоняются.
Ссылка заявителя жалобы на отсутствие обязанности Хабаровского ФОМС уведомлять учреждение здравоохранения об изменении нормативно-правовых документов, регулирующих сложившиеся между сторонами правоотношения, во внимание не принимается, поскольку такая обязанность следует из положений части III договора от 14.04.2008.
С учетом изложенного, основания для отмены решения от 29.06.2009 и постановления от 31.08.2009, соответствующих нормам материального и процессуального права, отсутствуют.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 29.06.2009, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 31.08.2009 по делу N А73-3823/2009 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Каких-либо изменений в договор от 14.04.2008 в связи с ограничением круга лиц, в отношении которых в 2008 году проводится диспансеризация, в установленном законом порядке сторонами не вносилось.
При таких обстоятельствах отказ Хабаровского ФОМС от полной оплаты оказанных учреждением здравоохранения услуг по дополнительной диспансеризации правомерно признан судами необоснованным, поскольку разъяснения Минздравсоцразвития РФ, изложенные в письме от 07.10.2008 N 7694-ВС в данном случае к правоотношениям сторон по договору от 14.04.2008 в спорном периоде применяться не могут.
...
Доводы заявителя кассационной жалобы о необоснованности выводов судов, положенных в основу принятых по делу судебных актов, свидетельствуют о несогласии Хабаровского ФОМС с той оценкой, которая дана судами представленным в дело доказательствам. Между тем переоценка доказательств в силу статьи 286 АПК РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Его же доводы о нарушении учреждением здравоохранения порядка проведения дополнительной диспансеризации, утвержденного приказом Минздравсоцразвития РФ от 20.02.2008 N 80н, материалами дела не подтверждаются, поэтому судом кассационной инстанции отклоняются."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 9 декабря 2009 г. N Ф03-7040/2009 по делу N А73-3823/2009
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании