Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 16 декабря 2009 г. N Ф03-7157/2009
по делу N А51-9231/2009
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Востокстройкомпани" на решение от 10.07.2009, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 02.09.2009 по делу N А51-9231/2009 Арбитражного суда Приморского края, по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Востокстройкомпани" к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Приморском крае о признании незаконным и отмене постановления.
Резолютивная часть постановления от 10 декабря 2009 г. Полный текст постановления изготовлен 16 декабря 2009 г.
Общество с ограниченной ответственностью "Востокстройкомпани" (далее - общество, ООО "ВСК") обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Приморском крае (далее - административный орган, управление, ТУ Росфиннадзора в Приморском крае) N 05-09/65П от 14.05.2009, которым общество признано виновным в совершении административного правонарушения и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 40000 руб.
Решением от 10.07.2009, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 02.09.2009, в удовлетворении заявленного требования отказано, со ссылкой на соблюдение административным органом порядка и сроков проведения административного расследования.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, ООО "ВСК" обратилось в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа с кассационной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции и постановление Пятого арбитражного апелляционного суда отменить, принять по делу новый судебный акт о признании постановления ТУ Росфиннадзора в Приморском крае незаконным, полагая, что административное дело было рассмотрено управлением в отсутствие заявителя и сведений о его надлежащем извещении.
В отзыве на кассационную жалобу ТУ Росфиннадзора в Приморском крае просило принятые судебные акты оставить без изменения, считая, что суды пришли к обоснованному выводу о наличии в действиях ООО "ВСК" события вменяемого административного правонарушения и вины общества в его совершении, нарушения порядка привлечения к административной ответственности не допущено
Участвующие в деле лица, надлежащим образом извещенные о месте и времени судебного разбирательства, участие своих представителей не обеспечили.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на нее, проверив в порядке и пределах требований статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не находит ее подлежащей удовлетворению.
Как установлено судами и следует из материалов дела, между обществом и компанией "SUIFENHE TAIXIANG ECONOMIC AND TRADE CO., LTD" заключен контракт на поставку товара на общую сумму 60 млн. долл. США N HLSF-625-10/05.10.2007 от 05.10.2007, оплата по которому осуществляется путем перечисления денежных средств на счет компании в течение 180 дней с даты поставки. Дополнительными соглашениями к контракту N 9 и N 10 срок оплаты был увеличен до 730 дней, соглашением N 11 от 31.12.2008 срок действия контракта был продлен, в связи с чем паспорт сделки, оформленный 10.10.2007 в уполномоченном банке ОАО АКБ "Приморье", был переоформлен 12.01.2009.
Во исполнение обязательств по контракту 27.10.2008 ввезенный на таможенную территорию Российской Федерации товар, задекларированный по грузовой таможенной декларации N 10716050/241008/0011687, был выпущен в свободное обращение.
По результатам проверки соблюдения ООО "ВСК" требований таможенного и валютного законодательства при осуществлении валютных операций административным органом выявлено нарушение срока представления обществом справки о подтверждающих документах, отнесенной к форме учета по валютным операциям, в связи с чем вынесено постановление, которым общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) с назначением наказания в виде штрафа в размере 40000 руб.
Не согласившись с постановлением ТУ Росфиннадзора в Приморском крае, общество обратилось в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций правомерно исходили из следующего.
Федеральным законом от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Федеральный закон N 173-ФЗ) установлено, что резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, обязаны представлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию, связанные с проведением валютных операций, а также вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым им валютным операциям (подпункты 1, 2 пункта 2 статьи 24 и подпункт 9 пункта 4 статьи 23 Закона).
Единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их предоставления устанавливает Центральный банк Российской Федерации (пункт 4 статьи 5 Федерального закона N 173-ФЗ).
Порядок представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций, осуществляемых резидентами с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, установлен Положением о порядке представления резидентами уполномоченным банкам (далее - банк ПС) подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций, утвержденным Центральным банком Российской Федерации 01.06.2004 N 258-П (далее - Положение N 258-П).
Согласно части 6 статьи 15.25 КоАП РФ несоблюдение установленного порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, нарушение установленного порядка использования специального счета и (или) резервирования, нарушение установленных единых правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов или паспортов сделок влекут наложение административного штрафа на юридических лиц от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Установив, что справка о подтверждающих документах была предоставлена в уполномоченный банк с пропуском установленного срока, суды первой и апелляционной инстанции пришли к обоснованному выводу о нарушении обществом требований пункта 2 статьи 24 и пункта 4 статьи 23 Федерального закона N 173-ФЗ, пунктов 2.2, 2.4 Положения Банка России о порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций N 285-П от 01.06.2004, что является административным правонарушением, ответственность за которое предусмотрена частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ, установлена протоколом об административном правонарушении N 05-06/65 от 15.01.2009 и не оспаривается заявителем.
В кассационной жалобе общество оспаривает только порядок привлечения к административной ответственности.
Статьей 28.2 КоАП РФ предусмотрено, что о совершении административного правонарушения составляется протокол, в котором указываются сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, а также фактические сведения о событии административного правонарушения, месте и времени его совершения. При составлении протокола физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, разъясняются права и обязанности, предоставляется возможность ознакомления с протоколом. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые к этому протоколу прилагаются.
В соответствии с частью 2 статьи 25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о времени и месте рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Надлежащее извещение привлекаемого к ответственности лица о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении входит в задачу органов, уполномоченных рассматривать дело, при этом в случае извещения административным органом лица, привлекаемого к ответственности, о факте, месте и времени рассмотрения дела, оно может быть рассмотрено в отсутствие этого лица, поскольку его неявка или уклонение не свидетельствует о нарушении предоставленных ему КоАП РФ гарантий защиты и не является препятствием для рассмотрения дела.
В пункте 24.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснено, что КоАП РФ не содержит оговорок о необходимости направления извещения исключительно какими-либо определенными способами, в частности путем направления по почте заказного письма с уведомлением о вручении или вручения его адресату непосредственно. Следовательно, извещение не может быть признано ненадлежащим лишь на том основании, что оно было осуществлено каким-либо иным способом (например, путем направления телефонограммы, телеграммы, по факсимильной связи или электронной почте либо с использованием иных средств связи).
Как установлено судами и следует из материалов дела, административным органом неоднократно направлялись уведомления о назначении административного разбирательства, при этом в связи с отсутствием сведений о надлежащем извещении разбирательство откладывалось, о чем свидетельствует полученные обществом определение от 30.04.2009 N 20-04-05/, телефонограмма от 12.05.2009, определение об отложении от 12.05.2009, неоднократные телефонные звонки управления по телефонам, принадлежащим согласно представленной информации сайта компании Дальсвязь, ООО "ВСК".
Поскольку судами не установлен факт отсутствия доказательств у ТУ Росфиннадзора в Приморском крае надлежащего извещения общества о времени и месте административного разбирательства, учитывая отказ ООО "ВСК" от получения телеграммы согласно уведомления органа связи от 05.05.2009, принимая во внимание, что срок административного расследования не нарушен, поскольку в частью 5 статьи 28.7 РФ предусмотрено увеличение срока проведения расследования по письменному ходатайству должностного лица на срок не более одного месяца, а материалами дела подтверждается наличие указанного ходатайства должностного лица, возбудившего дело об административном правонарушении, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Суд кассационной инстанции, с учетом изложенного, полагает, что доводы кассационной жалобы сводятся к иной, чем у судов оценке доказательств по делу, поэтому они не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных актов, так как не свидетельствуют о несоответствии выводов судов, о применении норм права, установленным им по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 10.07.2009, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 02.09.2009 по делу N А51-9231/2009 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В пункте 24.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснено, что КоАП РФ не содержит оговорок о необходимости направления извещения исключительно какими-либо определенными способами, в частности путем направления по почте заказного письма с уведомлением о вручении или вручения его адресату непосредственно. Следовательно, извещение не может быть признано ненадлежащим лишь на том основании, что оно было осуществлено каким-либо иным способом (например, путем направления телефонограммы, телеграммы, по факсимильной связи или электронной почте либо с использованием иных средств связи).
...
Поскольку судами не установлен факт отсутствия доказательств у ТУ Росфиннадзора в Приморском крае надлежащего извещения общества о времени и месте административного разбирательства, учитывая отказ ООО "ВСК" от получения телеграммы согласно уведомления органа связи от 05.05.2009, принимая во внимание, что срок административного расследования не нарушен, поскольку в частью 5 статьи 28.7 РФ предусмотрено увеличение срока проведения расследования по письменному ходатайству должностного лица на срок не более одного месяца, а материалами дела подтверждается наличие указанного ходатайства должностного лица, возбудившего дело об административном правонарушении, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 16 декабря 2009 г. N Ф03-7157/2009 по делу N А51-9231/2009
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании