Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 14 декабря 2009 г. N Ф03-7260/2009
по делу N А73-7059/2009
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в состав, при участии от Министерства имущественных отношений Хабаровского края - Такмакова Е.Н., консультант по доверенности от 05.10.2009 N 1-11/7439, Управления государственного пожарного надзора Дальневосточного регионального центра МЧС России - Юхно М.Е., начальник отдела государственной статистики пожаров и информационных ресурсов, по доверенности от 15.06.2009 N б/н, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства имущественных отношений Хабаровского края на постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 07.09.2009 по делу N А73-7059/2009 Арбитражного суда Хабаровского края, по заявлению Министерства имущественных отношений Хабаровского края к Дальневосточному региональному центру Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий; Управлению государственного пожарного надзора Дальневосточного регионального центра МЧС России о признании недействительными предписаний по устранению нарушений требований пожарной безопасности.
Резолютивная часть постановления объявлена 10 декабря 2009 года. Полный текст постановления изготовлен 14 декабря 2009 г.
Министерство имущественных отношений по Хабаровскому краю (далее -- заявитель; министерство) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением к Дальневосточному региональному центру Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - региональный центр МЧС); Управлению государственного пожарного надзора Дальневосточного регионального центра МЧС России (далее - управление пожарного надзора) о признании недействительными предписаний NN 15/1/1 - 15/1/10; 15/1/14 - 15/1/18; 15/1/20-15/1/22; 15/1/25; 15/1/30; 15/1/33-15/1/36; 15/1/38; 15/1/43; 15/1/46 и 15/1/49.
Решением суда от 23.06.2009 заявленные требования удовлетворены, оспариваемые предписания признаны незаконными.
Постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 07.09.2009 решение суда отменено, в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с постановлением суда апелляционной инстанции, министерство имущественных отношений по Хабаровскому краю подало кассационную жалобу, в которой просит отменить данный судебный акт и оставить в силе решение суда первой инстанции. По мнению заявителя жалобы, поддержанному его представителем в суде кассационной инстанции, апелляционным судом неправильно применены нормы материального права и сделан ошибочный вывод о соответствии оспариваемых предписаний Федеральному закону от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" и иным нормативным правовым актам, регулирующим возникшие спорные правоотношения. Как указывает заявитель, выводы суда апелляционной инстанции об отсутствии необходимости регистрации ранее принятых СНиПов, которыми руководствовалось управление пожарного надзора, при наличии в них обязательных для исполнения всеми лицами государственных предписаний, необоснован и противоречит действующему законодательству.
Управление пожарного надзора в отзыве и его представитель в судебном заседании кассационной инстанции, против отмены постановления суда апелляционной инстанции возражают, считая данный судебный акт законным и обоснованным.
Региональный центр МЧС извещен в надлежащем порядке о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, однако его представитель в судебное заседание кассационной инстанции не прибыл.
Проверив в порядке и пределах статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса РФ применение судами норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не находит правовых оснований для отмены обжалуемого постановления.
Как установлено судом и следует из материалов дела, должностными лицами управления пожарного надзора проведена внеплановая проверка соблюдения требований пожарной безопасности на территории и в зданиях, расположенных по адресам город Хабаровск, улица Запарина, 76 и улица Муравьева-Амурского, 32, принадлежащих министерству имущественных отношений по Хабаровскому краю на праве оперативного управления. По результатам проверки составлен акт от 30.03.2009 N 12 и выданы предписания от 31.03.2009 N 12/1/1-59.
Указанные предписания, как видно из их содержания, имеют ссылки на требования и нормы пожарной безопасности, предусмотренные Правилами пожарной безопасности (ППБ 01-03), Строительными нормами и правилами (СНиП 21-01-97* "Пожарная безопасность зданий и сооружений, СНиП 41-01-2003 "Отопление, вентиляция и кондиционирование", СНиП 2.04.01-85 "Внутренний водопровод и канализация зданий", СНиП 2.08.02-89 "Общественные здания и сооружения", СНиП 23-05-95 "Естественное и искусственное освещение"), нарушение которых заявителю предложено устранить в установленные в данных предписаниях сроки.
Факты выявленных в ходе проверки нарушений, как установлено судом, заявителем жалобы не оспариваются и частично устранены после проведения проверки. Министерство, ссылаясь на отсутствие в предписаниях управления пожарного надзора нормативного обоснования установленных нарушений, обратилось в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, удовлетворяя требования заявителя, исходил из того, что названные выше СНиПы официально не опубликованы, в Министерстве юстиции РФ не зарегистрированы, поэтому носят рекомендательный характер и не являются нормативно обязательными требованиями.
Отменяя данное решение, апелляционный суд пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявления министерства имущественных отношений по Хабаровскому краю. При этом, суд второй инстанции обоснованно исходил из того, что юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, в силу положений статьи 37 Федерального закона "О пожарной безопасности", определяющей права и обязанности организаций в области пожарной безопасности, обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.
Согласно статье 20 названного выше Федерального закона (в редакции, действующей в период возникновения спорных правоотношений) нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой принятие органами государственной власти нормативных правовых актов по пожарной безопасности.
К нормативным документам по пожарной безопасности, как следует из указанной выше статьи, относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности. Нормативные документы, которые принимаются федеральными органами исполнительной власти и устанавливают или должны устанавливать требования пожарной безопасности, подлежат обязательному согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности. Порядок разработки, введения в действие и применения других нормативных документов по пожарной безопасности устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности.
Понятие нормативных документов содержится в статье 1 упомянутого выше Закона, в соответствии с которой нормативными документами по пожарной безопасности признаются технические регламенты и стандарты, а также действующие до вступления в силу технических регламентов и вновь разрабатываемые нормы пожарной безопасности, правила пожарной безопасности, стандарты, инструкции и иные документы, содержащие соответственно обязательные и рекомендательные требования пожарной безопасности (в редакции Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ).
Требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения, установлены в Правилах пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденных Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 JST" 313 (ППБ 01-03). В соответствии с пунктом 3 ППБ 01-03 наряду с указанными Правилами следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке.
Суд апелляционной инстанции, проверяя доводы заявителя, согласился с тем, что перечисленные выше СНиПы по своей форме не могут считаться нормативными правовыми актами, поскольку не зарегистрированы в установленном порядке.
Вместе с тем, строительные нормы и правила в период возникновения спорных правоотношений не были отменены, действовали и, исходя указанных выше положений Федерального закона "О пожарной безопасности", ППБ 01-03, правомерно признаны судом апелляционной инстанции подлежащими обязательному исполнению наряду с другими аналогичными нормами, принятыми ранее, что не противоречит положениям статьи 46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (с изменениями и дополнениями), содержащей переходные положения.
Учитывая изложенное, кассационная жалоба министерства имущественных отношений по Хабаровскому краю, исходя из ее доводов, удовлетворению не подлежит. Правовых оснований для отмены постановления Шестого арбитражного апелляционного суда кассационная инстанция не находит.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 07.09.2009 по делу N А73-7059/2009 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения, установлены в Правилах пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденных Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 JST" 313 (ППБ 01-03). В соответствии с пунктом 3 ППБ 01-03 наряду с указанными Правилами следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке.
Суд апелляционной инстанции, проверяя доводы заявителя, согласился с тем, что перечисленные выше СНиПы по своей форме не могут считаться нормативными правовыми актами, поскольку не зарегистрированы в установленном порядке.
Вместе с тем, строительные нормы и правила в период возникновения спорных правоотношений не были отменены, действовали и, исходя указанных выше положений Федерального закона "О пожарной безопасности", ППБ 01-03, правомерно признаны судом апелляционной инстанции подлежащими обязательному исполнению наряду с другими аналогичными нормами, принятыми ранее, что не противоречит положениям статьи 46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (с изменениями и дополнениями), содержащей переходные положения."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 14 декабря 2009 г. N Ф03-7260/2009 по делу N А73-7059/2009
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании