Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 18 декабря 2009 г. N Ф03-7314/2009
по делу N А51-3426/2009
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Центр зимнего отдыха "Комета" на решение от 09.07.2009, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 07.09.2009 по делу N А51-3426/2009 Арбитражного суда Приморского края, по заявлению открытого акционерного общества "Центр зимнего отдыха "Комета" к Департаменту земельных ресурсов и землеустройства Приморского края о признании незаконным решения.
Резолютивная часть постановления объявлена 11 декабря 2009 года. Полный текст постановления изготовлен 18 декабря 2009 г.
Открытое акционерное общество "Центр зимнего отдыха "Комета" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконным решения Департамента земельных ресурсов и землеустройства Приморского края (далее - департамент) об отказе в предоставлении в собственность земельных участков для строительства и дальнейшей эксплуатации и бездействие департамента, выраженное в непредставлении этих земельных участков, а также обязании департамент подготовить и направить в адрес общества проект договора купли-продажи земельных участков.
Решением суда от 09.07.2009, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 07.09.2009, в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебные акты мотивированы тем, что общество не является лицом, имеющим право на приобретение в собственность земельного участка, поскольку объекты, находящиеся на данном участке и принадлежащие ему, не являются зданием, строением, сооружением, а представляют собой объекты незавершенного строительства.
Законность принятых судебных актов проверяется по кассационной жалобе общества, которое просит решение суда и постановление суда апелляционной инстанции отменить, так как судами неправильно применены нормы материального права и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования.
Департамент в отзыве на жалобу просит оставить принятые по делу судебные акты без изменения как соответствующие действующему законодательству, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрении кассационной жалобы, участия в судебном разбирательстве по делу в суде кассационной инстанции не принимали.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены принятых судебных актов.
Как следует из материалов дела, обществу на основании постановлений администрации г. Владивостока N 938 от 24.05.2000, N 1422 от 03.08.2000, N 1091-р от 10.08.2000 предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование земельный участок площадью 9,8 га для строительства и дальнейшей эксплуатации центра зимнего отдыха в границах схем, в том числе:
земельный участок площадью 9700 кв.м с ограничениями прав пользователя на 469 кв.м, связанных с нахождением на участке инженерных сетей;
земельный участок площадью 16970 кв.м с ограничениями прав пользователя на 962 кв.м, связанных с нахождением на участке инженерных сетей;
земельный участок площадью 115 кв.м с ограничениями прав пользователя на 962 кв.м в связи с нахождением участка в охраной зоне ЛЭП;
земельный участок площадью 488 кв.м с ограничениями прав пользователя на 24 кв.м, связанных с нахождением на участке инженерных сетей; на земельных участках запрещается деятельность, не соответствующая режиму использования земель рекреационного назначения.
04.08.2000 Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству оформлены акты установления и согласования границ земельных участков на участки площадью 95700 кв.м, 488 кв.мД 15 кв.м, 1697,00 кв.м.
Кадастровыми планами земельных участков (выписками из государственного земельного кадастра) от 14.06.2006 N 2/06-1805, 2/06-1808, 2/06-1806, 2/06-1807 ФГУ Земельной кадастровой палатой по Приморскому краю подтверждено, что все земельные участки площадями соответственно 95700 кв.м, 488 кв.м, 115 кв.м и 1697 кв.м. относятся к землям поселений, вид разрешенного использования определен "для строительства и дальнейшей эксплуатации центра зимнего отдыха".
На земельные участки площадью 95700 кв.м, 115 кв.м, 488 кв.м и 1697 кв.м Приморским краевым регистрационным центром оформлены свидетельства о государственной регистрации права от 03.10.2000 серии АБ N 0163876, 0163875, 0163874, 0163873, в которых указано назначение земель - земли рекреационного назначения, вид права "постоянное (бессрочное пользование)" и вид использования - для строительства и дальнейшей эксплуатации центра зимнего отдыха с правом вырубки леса.
УФРС по Приморскому краю выданы свидетельства о регистрации прав собственности на объекты незавершенного строительства:
от 09.09.2008 25-АБ N 040291 - на объект баня, лит.Б, степень готовности 82%;
от 09.09.2008 25-АБ N 040292 на объект - здание проката горных лыж, лит.Ж, степень готовности 41%;
от 09.09.2008 25-АБ N 040293 на объект - здание проката сноубордов, лит.З, степень готовности 95%;
от 16.09.2008 25-АБ N 040326 на объект - гостевой дом, степень готовности 55%;
от 01.10.2008 25-АБ N 040368 на объект закусочная, лит.В, степень готовности 80%;
от 01.10.2008 25-АБ N 040369 на объект здание для отдыха корпоративных клиентов, лит.Е, степень готовности 84%.
22.04.2008 и 07.11.2008 общество обращалось в департамент с заявлениями о предоставлении в собственность за плату для дальнейшего строительства и эксплуатации центра зимнего отдыха земельных участков по ул. Шевченко, 202, в районе Шаморовского перевала, площадью 95700 кв.м, 115 кв.м, 488 кв.м, 1697 кв.м.
К заявлениям общества были приложены следующие документы: распоряжение и постановления администрации г. Владивостока, разрешение на строительство N 129/2000, заключение комитета по земельным ресурсам и землеустройству от 24.04.2000, технические паспорта земельных участков, акты установления границ земельных участков, свидетельства о регистрации права на земельные участки, справка о резервировании адреса, устав общества, выписки из ЕГРЮЛ, ОГРН, свидетельство о постановке на налоговый учет, изменения от 05.05.2004, свидетельства об изменениях от 19.05.2004, 05.08.2003.
Письмом от 22.01.2009 N 29/8-20-388 департамент сообщил заявителю о невозможности предоставления в собственность испрашиваемого земельного участка в связи с тем, что в представленном пакете документов отсутствуют документы, удостоверяющие возникновение прав на здания (строения, сооружения), находящиеся на испрашиваемых земельных участках, а также тем, что все земельные участки находятся в зоне особого режима использования (рекреационной) и не подлежат приватизации.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения общества с настоящим заявлением в арбитражный суд, который на основании всестороннего и полного исследования имеющихся в деле доказательств установил фактические обстоятельства, имеющие значения для дела, и правомерно отказал в удовлетворении заявленных требования. При этом суд исходил из следующего.
Согласно подпунктам 5 и 11 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации основными принципами земельного законодательства являются единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, а также сочетание интересов общества и законных интересов граждан. При регулировании земельных отношений применяется принцип разграничения действия норм гражданского законодательства и норм земельного законодательства в части регулирования отношений по использованию земель, а также принцип государственного регулирования приватизации земли.
Статья 36 Земельного кодекса РФ устанавливает правила приобретения прав на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения, сооружения.
Согласно пункту 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с указанным Кодексом. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены указанным Кодексом, федеральными законами.
Аналогичное право закреплено за собственником объекта недвижимости также в пункте 3 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", при этом предусмотрено, что отказ в выкупе земельного участка не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Таким образом, исключительное право на приобретение в собственность за плату земельных участков, находящихся в муниципальной или государственной собственности, в порядке, установленном в статье 36 Земельного кодекса Российской Федерации, принадлежит не всем юридическим лицам, а лишь собственникам объектов недвижимости, расположенных на этих участках, и при условии отсутствия оснований для отказа в приватизации, предусмотренных законом.
По смыслу указанных норм права лица, имеющие право на приобретение соответствующего земельного участка, должны доказать владение на праве собственности, безвозмездном пользовании либо хозяйственном ведении или оперативном управлении зданием, строением, сооружением.
Единственным бесспорным доказательством существования у лица права собственности на объект недвижимости является государственная регистрация этого права (статья 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним").
Арбитражным судом обеих инстанций установлено и подтверждается материалами дела, что общество владеет на праве собственности объектами незавершенного строительства, а не зданием, строением, сооружением.
При таких обстоятельствах, арбитражный суд обеих инстанций сделал правомерный вывод о том, что ОАО "Центр зимнего отдыха "Комета" не обладает правом на приобретение в собственность земельного участка в порядке, предусмотренном статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации, поскольку объекты, принадлежащие ему, не являются зданием, строением, сооружением, а представляют собой объекты незавершенного строительства.
Учитывая вышеизложенное, арбитражный суд обеих инстанций сделал правильный вывод о том, что общество не является лицом, имеющим право на приобретение в собственность земельного участка, и правомерно отказал обществу в удовлетворении заявленных требований.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены арбитражным судом обеих инстанций на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права не нарушены, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены принятых по делу судебных актов.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 09.07.2009, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 07.09.2009 по делу N А51-3426/2009 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с указанным Кодексом. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены указанным Кодексом, федеральными законами.
Аналогичное право закреплено за собственником объекта недвижимости также в пункте 3 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", при этом предусмотрено, что отказ в выкупе земельного участка не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Таким образом, исключительное право на приобретение в собственность за плату земельных участков, находящихся в муниципальной или государственной собственности, в порядке, установленном в статье 36 Земельного кодекса Российской Федерации, принадлежит не всем юридическим лицам, а лишь собственникам объектов недвижимости, расположенных на этих участках, и при условии отсутствия оснований для отказа в приватизации, предусмотренных законом.
По смыслу указанных норм права лица, имеющие право на приобретение соответствующего земельного участка, должны доказать владение на праве собственности, безвозмездном пользовании либо хозяйственном ведении или оперативном управлении зданием, строением, сооружением.
Единственным бесспорным доказательством существования у лица права собственности на объект недвижимости является государственная регистрация этого права (статья 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним").
Арбитражным судом обеих инстанций установлено и подтверждается материалами дела, что общество владеет на праве собственности объектами незавершенного строительства, а не зданием, строением, сооружением.
При таких обстоятельствах, арбитражный суд обеих инстанций сделал правомерный вывод о том, что ОАО "Центр зимнего отдыха "Комета" не обладает правом на приобретение в собственность земельного участка в порядке, предусмотренном статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации, поскольку объекты, принадлежащие ему, не являются зданием, строением, сооружением, а представляют собой объекты незавершенного строительства."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 18 декабря 2009 г. N Ф03-7314/2009 по делу N А51-3426/2009
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании