Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 21 декабря 2009 г. N Ф03-7358/2009
по делу N А51-7814/2009
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от ответчика: Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Приморскому краю - Гресь A.M. - главный специалист-эксперт, дов.N 56 от 28.07.2009, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Администрации Партизанского муниципального района Приморского края на решение от 24.07.2009 постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 21.09.2009 по делу N А51-7814/2009 Арбитражного суда Приморского края, по заявлению Администрации Партизанского муниципального района Приморского края к Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Приморскому, краю 3-е лицо - Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Приморскому краю, об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении Администрация Партизанского муниципального района.
Резолютивная часть постановления объявлена 16 декабря 2009 года. Полный текст постановления изготовлен 21 декабря 2009 г.
Приморского края обратилась в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконным постановления Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Приморскому краю по делу об административном правонарушении N 18-136/09 от 13.05.2009.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечено Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Приморскому краю.
Решением суда от 24.07.2009, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 21.09.2009, в удовлетворении заявленных требований отказано со ссылкой на доказанность факта административного правонарушения и виновности лица, привлекаемого к административной ответственности.
В кассационной жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, администрация Партизанского муниципального района Приморского края выражает несогласие с выводами суда о наличии в действиях, выразившихся в выдаче разрешений на проведение работ связанных с ликвидацией несанкционированной свалки, состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.8 КоАП РФ. Кроме того полагает, что административным органом при проведении проверки были допущены нарушения положений Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и Кодекса об административных правонарушениях РФ.
Администрация Партизанского муниципального района по Приморскому краю, Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Приморскому краю о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, явку своих представителей в судебном заседании не обеспечили.
Управление Россельхознадзора по Приморскому краю в отзыве на кассационную жалобу и его представитель в судебном заседании против удовлетворения кассационной жалобы возражали по основаниям, изложенным в оспариваемых судебных актах.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе и отзыве на нее, заслушав пояснения присутствующего в заседании представителя административного органа, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела, 07.05.2009 на основании приказа от 23.04.2009 N 508-пр о проведении внепланового мероприятия по контролю проведена проверка администрации Партизанского муниципального района Приморского края по вопросам соблюдения требований охраны и использования земель сельскохозяйственного назначения и земельных участков сельскохозяйственного использования в составе земель населенных пунктов, включая мелиоративные земли, по результатам которой составлены акт N 18-14-09 и протокол об административном правонарушении N 18-136/09.
По результатам рассмотрения материалов проверки начальником Находкинского отдела по ветеринарному и фитосанитарному надзору принято постановление N 18-136/09 от 13.05.2009 по делу об административном правонарушении, которым администрация признана виновной в совершении правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.8 КоАП РФ и назначено наказание в виде штрафа в размере 15000 руб.
Не согласившись с постановлением административного органа, Администрация оспорила его в судебном порядке.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, арбитражный суд исходил из того, что в результате выдачи разрешений на проведение рекультивационных и благоустроительных работ на земельном участке осуществлялись работы не соответствующие целевому назначению, принадлежности к категории земель, что привело к нарушению и частичному уничтожению поверхностного плодородного слоя земли.
В соответствии со статьей 8.8 КоАП РФ использование земель не по целевому назначению, неиспользование земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, в указанных целях в течение срока, установленного федеральным законом, а равно невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих качественное состояние земель, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Обязательные мероприятия по улучшению земель и охране почв определены Земельным Кодексом РФ, Федеральным законом от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", Федеральным законом от 16 июля 1998 года N 101-ФЗ "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения", а также подзаконными актами.
Согласно статье 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны в том числе осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.
Земельный участок может быть использован собственниками земельных участков и землепользователями только в соответствии с установленным назначением. Собственники земельных участков и землепользователи не имеют права самовольно изменять целевое назначение земельного участка.
Судом установлено, что территорию Партизанского муниципального района составляют земли шести сельских поселений, входящих в состав Партизанского района, распоряжение которыми осуществляется администрацией Партизанского муниципального района.
На основании разрешений, выданных Администрацией обществу с ограниченной ответственностью "Дальний Восток 1", гражданам Сергееву С.Н., Петрову Н.Н. в районе озера Садовое за период с февраля по апрель 2009 года был разработан песчаный карьер с общей выработкой около 30000 м.куб.
Из материалов дела следует, что спорный земельный участок отнесен к землям сельскохозяйственного назначения, в результате осуществления работ не соответствующих целевому назначению и принадлежности к категории земель, нарушен и частично уничтожен поверхностный плодородный слой земли.
Доказательств о переводе земельного участка из категории земель сельскохозяйственного на иную или установления иного разрешенного вида использования, в соответствии с действующим законодательством, арбитражными судами не установлено.
Таким образом, арбитражные суды пришли к законному и обоснованному выводу о доказанности события и вины Администрации во вмененном ей административном правонарушении, содержанием которого является невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих качественное состояние земель.
Сроки и процедура привлечения к административной ответственности арбитражными судами проверены и нарушений не выявлено. Арбитражный суд кассационной инстанции поддерживает данный вывод арбитражных судов.
Доводы, содержащиеся в кассационной жалобе, сводятся к другой оценке установленных арбитражными судом обстоятельств и иной трактовке норм материального права, не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных актов, поскольку не опровергают правильности выводов арбитражных судов.
Нормы процессуального права, несоблюдение которых является основанием для отмены решения и постановления в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не нарушены.
Учитывая изложенное основания для отмены решения суда, постановления апелляционного суда и удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 24.07.2009, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 21.09.2009 по делу N А51-7814/2009 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии со статьей 8.8 КоАП РФ использование земель не по целевому назначению, неиспользование земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, в указанных целях в течение срока, установленного федеральным законом, а равно невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих качественное состояние земель, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Обязательные мероприятия по улучшению земель и охране почв определены Земельным Кодексом РФ, Федеральным законом от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", Федеральным законом от 16 июля 1998 года N 101-ФЗ "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения", а также подзаконными актами.
Согласно статье 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны в том числе осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 21 декабря 2009 г. N Ф03-7358/2009 по делу N А51-7814/2009
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании