Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 24 декабря 2009 г. N Ф03-7526/2009
по делу N А51-9086/2009
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в составе, при участии от Находкинской-таможни Прилуцкий Е.В., представитель по доверенности от 29.10.2009 N 11-31/21035; Дубкова Г.Л., представитель по доверенности от 22.07.2009 N 11-31/13956; рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Находкинской таможни на решение от 04.08.2009, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 25.09.2009 по делу N А51-9086/2009 Арбитражного суда Приморского края, по заявлению ОАО "Находкинский морской торговый порт" к Находкинской таможне об оспаривании приказа.
Резолютивная часть постановления объявлена 17 декабря 2009 г. Полный текст постановления изготовлен 24 декабря 2009 г.
Арбитражный суд Приморского края решением от 04.08.2009, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 25.09.2009, удовлетворил требования открытого акционерного общества "Находкинский морской торговый порт" (далее - Порт, ОАО "НМТП"), признав недействительным приказ Находкинской таможни от 04.06.2009 N 335 "О ликвидации постоянной зоны таможенного контроля ОАО "Находкинский морской торговый порт" в связи с его несоответствием Таможенному кодексу Российской Федерации (далее - ТК РФ), Приказу ГТК России от 23.12.2003 N 1520.
Находкинская таможня обжаловала указанные судебные акты в порядке кассационного производства, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и подзаконных актов.
В судебном заседании представители таможни поддержали изложенные в жалобе доводы.
Представитель Порта в заседание суда кассационной инстанции не явился, в отзыве на жалобу просит оставить оспариваемые судебные акты без изменения как соответствующие действующему законодательству.
Исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе и выступлениях представителей таможенного органа, суд кассационной инстанции проверил правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, соответствие выводов судов установленным по делу фактическим обстоятельствам и находит обжалуемые судебные акты не подлежащими отмене по следующим основаниям.
Доводы заявителя жалобы сводятся к тому, что при разрешении спора суды неправильно применили статью 362 ТК РФ, а также неправильно истолковали требования Приказа ГТК России от 23.12.2003 N 1520 "Об утверждении Положения о порядке создания и обозначения зон таможенного контроля" (далее - Положение N 1520), Приказа ГТК России от 27.08.2003 N 939 "Об утверждении инструкции о совершении таможенных операций при нахождении товаров в местах разгрузки и перегрузки (перевалки) в морских и речных портах, открытых для международного грузового и (или) пассажирского сообщения, без помещения на склады временного хранения" (далее - Инструкция N 939).
Кроме того заявитель жалобы считает, что суды, удовлетворяя требования ОАО "НМТП", не приняли во внимание доводы таможни о том, что хранение на спорной ПЗТК товаров, экспортируемых или перемещаемых в таможенном режиме МТТ, не отвечает цели создания этой ПЗТК, поскольку, исходя из смысла положений Инструкции N 939, она разработана для применения в отношении товаров, прибывших на территорию Российской Федерации, к которым не относятся российские товары, а также товары, помещенные под таможенный режим МТТ.
Судом установлено, что на основании приказа начальника Находкинской таможни N 55 от 17.03.2005 и в связи с обращением ОАО "НМТП" от 14.01.2005 N Т-003, в целях проведения операций по погрузке, перегрузке (перевалке) как ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации, и вывозимых с указанной территории товаров, создана постоянная зона таможенного контроля (далее - ПЗТК) ОАО "Находкинский морской торговый порт".
В соответствии с частями 1,2 статьи 362 ТК РФ зоны таможенного контроля создаются для целей проведения таможенного контроля в формах таможенного осмотра и таможенного досмотра товаров и транспортных средств, их хранения и перемещения под таможенным наблюдением. Зоны таможенного контроля могут быть постоянными, в случаях регулярного нахождения в них товаров, подлежащих таможенному контролю, или временными.
В соответствии с пунктом 5 Инструкции N 939, регулирующей совершение таможенных операций при нахождении товаров в местах их разгрузки и перегрузки (перевалки) в морских и речных портах без помещения на склады временного хранения, в местах регулярного проведения операций по разгрузке, перегрузке, (перевалке) и хранения товаров, находящихся под таможенным контролем, создаются ПЗТК.
Пунктом 5 Положения N 1520 предусмотрено, что в приказе о создании постоянной зоны таможенного контроля должны быть указаны, в числе прочего, основание и цель создания. Судом установлено, что изначально постоянная зона таможенного контроля в районе 25-32 причалов Порта создавалась для размещения как ввозимых, так и вывозимых грузов.
Согласно пункту 15 Положения N 1520 решение о создании зоны таможенного контроля отменяется в случаях изменения места нахождения таможенного органа, закрытия пункта пропуска через государственную границу Российской Федерации, изменения места хранения товаров, находящихся под таможенным контролем, изменения места, где допускается совершение таможенных операций, прекращения оснований, согласно которым требуются выделение и обозначение части таможенной территории Российской Федерации в целях проведения таможенного контроля в формах таможенного осмотра и таможенного досмотра товаров и транспортных средств, их хранения и перемещения под таможенным наблюдением.
Приказом N 335 от 04.06.2009 "О ликвидации постоянной зоны таможенного контроля ОАО "Находкинский морской торговый порт" начальник Находкинской таможни с 01.07.2009 отменил решение о создании ПЗТК и ликвидировал ее в связи с отсутствием регулярного нахождения товаров в указанной зоне и оснований, требующих выделение и обозначение части таможенной территории Российской Федерации в целях проведения таможенного контроля.
При разрешении спора суд установил, что по сравнению с 2008 годом, в 2009 году произошло значительное снижение объемов импортных грузов, перерабатываемых портом и размещенных в ПЗТК, что подтверждается Книгами учета товаров и транспортных средств за соответствующие периоды.
Между тем. исследовав представленные Портом доказательства:
- сводки и отчеты о регулярном наличии, движении, переработке в ликвидируемой ПЗТК грузов за период с января по июль 2009 года;
-договор N. 08-19ЭИ от 25.12.2007, заключенный с компанией "Ormando Group LTD", пролонгированный на 2009 год, на перевалку в течение текущего года объемов экспортных, импортных, транзитных грузов;
- заявки о планируемых к перевалке объемах грузов за период июнь- июль 2009 года;
- письма таможни от 15.06.2009 N 04-13/11203, от 04.06.2009 N 20-23/10663, суд пришел к выводу о том, что регулярность нахождения товаров в ПЗТК сохраняется.
Кроме того, в соответствии с пунктом 20 Инструкции о совершении таможенных операций при внутреннем и международном таможенном транзите товаров, утвержденной Приказом ГТК России от 08.09.2003 N 973 (далее - Инструкция N 973), место доставки товаров при ВТТ или МТТ определяется таможенным органом отправления на основании сведений о пункте назначения, указанном в транспортных (перевозочных) документах. Согласно пункту 20.1 Инструкции N 973 местом доставки товаров является:
- при внутреннем таможенном транзите товаров, перевозимых из места их прибытия, - зона таможенного контроля в месте нахождения таможенного органа назначения (таможенный пост, таможня, непосредственно подчиненная ГТК России);
- при международном таможенном транзите товаров и при внутреннем таможенном транзите товаров, перемещаемых из места нахождения товаров при их декларировании до места вывоза с таможенной территории Российской Федерации, - зона таможенного контроля пункта пропуска через государственную границу Российской Федерации, расположенного в регионе деятельности таможенного органа назначения (таможенный пост, таможня, непосредственно подчиненная ГТК России).
Поскольку товары, помещенные под режим таможенного транзита, находятся под таможенным контролем, законодательством установлены соответствующие требования к совершению операций с такими товарами (пункты 22, 23, 29, 30 Инструкции N 973), а пунктом 29.3 Инструкции N 973 предусмотрено, что хранение транзитных товаров в таможенном органе назначения разрешается в зонах таможенного контроля.
При изложенных обстоятельствах довод заявителя жалобы о том, что хранение на спорной ПЗТК товаров, экспортируемых или перемещаемых в таможенном режиме МТТ, не отвечает цели создания этой ПЗТК, является несостоятельным, так как не основан на нормах права и противоречит установленным судом обстоятельствам дела.
В связи с тем, что ни одно из условий ликвидации ПЗТК, указанных в пункте 15 Положения N 1520, не имело место, то у таможенного органа отсутствовали правовые основания для отмены решения о создании спорной ПЗТК.
С учетом изложенных обстоятельств суд правомерно признал недействительным приказ начальника Находкинской таможни от 04.06.2009 N 335, как изданный с нарушением таможенного законодательства и нарушающий права и законные интересы ОАО "НМТП" в сфере экономической деятельности. Приказ возлагает на Порт необоснованные затраты, связанные с перемещением товаров, находящихся под таможенным контролем и помещенных на ПЗТК, и с изменением порядка работы портовых сооружений, размещенных и действующих с учетом мест нахождения железнодорожных путей, по которым доставляются товары.
Поскольку доводы, приведенные таможней в кассационной жалобе, не подтверждают неправильного применения судами норм права, то в силу отсутствия оснований, предусмотренных пунктами 1-4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обжалуемые судебные акты отмене не подлежат.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 04.08.2009, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 25.09.2009 по делу N А51-9086/2009 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"При разрешении спора суд установил, что по сравнению с 2008 годом, в 2009 году произошло значительное снижение объемов импортных грузов, перерабатываемых портом и размещенных в ПЗТК, что подтверждается Книгами учета товаров и транспортных средств за соответствующие периоды.
Между тем. исследовав представленные Портом доказательства:
- сводки и отчеты о регулярном наличии, движении, переработке в ликвидируемой ПЗТК грузов за период с января по июль 2009 года;
-договор N. 08-19ЭИ от 25.12.2007, заключенный с компанией "Ormando Group LTD", пролонгированный на 2009 год, на перевалку в течение текущего года объемов экспортных, импортных, транзитных грузов;
- заявки о планируемых к перевалке объемах грузов за период июнь- июль 2009 года;
- письма таможни от 15.06.2009 N 04-13/11203, от 04.06.2009 N 20-23/10663, суд пришел к выводу о том, что регулярность нахождения товаров в ПЗТК сохраняется.
Кроме того, в соответствии с пунктом 20 Инструкции о совершении таможенных операций при внутреннем и международном таможенном транзите товаров, утвержденной Приказом ГТК России от 08.09.2003 N 973 (далее - Инструкция N 973), место доставки товаров при ВТТ или МТТ определяется таможенным органом отправления на основании сведений о пункте назначения, указанном в транспортных (перевозочных) документах. Согласно пункту 20.1 Инструкции N 973 местом доставки товаров является:
...
Поскольку товары, помещенные под режим таможенного транзита, находятся под таможенным контролем, законодательством установлены соответствующие требования к совершению операций с такими товарами (пункты 22, 23, 29, 30 Инструкции N 973), а пунктом 29.3 Инструкции N 973 предусмотрено, что хранение транзитных товаров в таможенном органе назначения разрешается в зонах таможенного контроля.
...
В связи с тем, что ни одно из условий ликвидации ПЗТК, указанных в пункте 15 Положения N 1520, не имело место, то у таможенного органа отсутствовали правовые основания для отмены решения о создании спорной ПЗТК."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 24 декабря 2009 г. N Ф03-7526/2009 по делу N А51-9086/2009
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании