Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 29 декабря 2009 г. N Ф03-7715/2009
по делу N А51-7636/2009
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от заявителя - общества ограниченной ответственностью "Океан-СВ": Шлыкова Е,А. - представитель по доверенности б/н от 02.07.2007; от Департамента земельных ресурсов и землеустройства Приморского, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Департамента земельных ресурсов и землеустройства Приморского края на решение от 14.08.2009, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 01.10.2009 по делу N А51-7636/2009 Арбитражного суда Приморского края, по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Океан-СВ" к Департаменту земельных ресурсов и землеустройства Приморского края о признании незаконным отказа в предоставлении в аренду земельного участка.
Резолютивная часть постановления объявлена 23 декабря 2009 г. Полный текст постановления изготовлен 29 декабря 2009 г.
Общество с ограниченной ответственностью "Океан-СВ" (далее - общество, ООО "Океан-СВ") обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконным отказа Департамента земельных ресурсов и землеустройства Приморского края (далее - департамент) в предоставлении в аренду земельного участка.
Решение от 14.08.2009, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 01.10.2009, заявленные требования удовлетворенны.
Отказ департамента земельных ресурсов и землеустройства Приморского края в предоставлении обществу в аренду земельного участка площадью 2749 кв.м., расположенного в г. Владивосток, в районе ул. Уборевича, 15 для строительства многофункционального комплекса, оформленный письмом от 26.02.2009 N 29/3-20-1509 признан незаконным, департамент обязывался принять решение о предоставлении испрашиваемого земельного участка в арену.
В кассационной жалобе, оспаривая судебные акты, департамент сослался на отсутствие у общества согласования с управлением культуры места размещения объекта. Кроме того, считает, что согласование проектной документации осуществлено с нарушением норм действующего законодательства: не учтена плотность существующей застройки в районе предполагаемого размещения объекта, большая часть участка находится в зоне ограничения застройки и в охранной зоне инженерных коммуникаций, что исключает строительство объектов на данной территории, просит решение суда первой и постановление апелляционного суда отменить, в удовлетворении заявленных требовалии оказатъ.
Возражая против доводов жалобы, ООО "Океан-СВ" в отзыве указало на несостоятельность доводов, поскольку все они заявлялись в суде первой и апелляционной инстанции, им была дана правильная правовая оценка. Судебные акты являются законными и обоснованными.
Департамент надлежащим образом извещен о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, участия в судебном заседании его представитель не принимал.
Исследовав материалы дела, доводы, изложенные в кассационной жалобе и возражениях на нее, проверив в порядке и пределах требований статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) правильность применения арбитражным судом норм материального и процессуального права, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных актов не установил.
Как установлено судом и следует из материалов дела, постановлением главы администрации г. Владивостока от 30.01.2007 N 1180 принятым в пределах своих полномочий, ООО "Океан-СВ" предварительно согласовано место размещение многофункционального комплекса в г. Владивостоке из земель поселений на земельном участке площадью 2749 кв.м., расположенном в районе ул. Уборевича, 15 в г. Владивостоке.
В соответствии с Законом Приморского края от 18.12.2006 N 21-КЗ, которым внесены изменения в Закон Приморского края "О регулировании земельных отношений в Приморском крае", полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Приморского края переданы государственному органу исполнительной власти Приморского края.
Вместе с тем функции в области земельных отношений, которые согласно постановлениям администрации Приморского края от 08.02.2007 N 23-па, от 12.02.2007 N 28-па ранее были возложены на департамент имущественных отношений Приморского края (ранее - комитет по управлению государственным имуществом Приморского края), в силу постановления администрации Приморского края от 18.05.2007 N 116-па пгереднньгдепартаменту земельных ресурсов и землеустройства.
21.07.2007 ООО "Океан-СВ" обратилось в департамент с заявлением о предоставлении земельного участка в районе ул. Уборевича, 15 г. Владивостока в аренду на длительный срок для строительства и дальнейшей эксплуатации многофункционального комплекса. Спорный участок поставлен на кадастровый учет, участку присвоен кадастровый номер 25:28:010002:0039, составлен кадастровый план от 02.11.2007 N 1/07-3906.
Поскольку заявка ООО "Океан-СВ" о предоставлении земельного участка была снята департаментом с рассмотрения в связи наличием обеспечительных мер, принятых определением Ленинского районного суда г. Владивостока от 25.06.2007 г., заявитель после отмены обеспечительных мер решением суда от 10.09.2007 по делу N 2-2347/07 вновь обратился в департамент с заявлением о предоставлении спорного земельного участка в аренду (письма от 06.12.2007, от 01.04.2008).
Письмами от 11.04.2008 N 29/10-20-2515 и от 15.05.2008 N 29/10-20-3409 департамент отказал обществу в предоставлении земельного участка, сославшись на действие обеспечительных мер и на отсутствие согласования управления культуры Приморского края.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Приморского края от 30.06.2008 по делу N А51-4536/2008, отказ в предоставлении земельного участка, оформленный письмом от 11.04.2008 N 29/10-20-2515, признан незаконным, на департамент возложена обязанность в 30-дневный срок со дня принятия решения рассмотреть вопрос о предоставлении обществу испрашиваемого земельного участка в аренду.
26.02.2009 заявление было рассмотрено департаментом, в предоставлении земельного участка в аренду для строительства отказано по мотивам отсутствия согласования места размещения объекта с управлением культуры Приморского края, наличия нарушений при согласовании и в проектной документации, нахождения большей части участка в зоне ограничения застройки и в охранной зоне инженерных коммуникаций, отсутствия согласования смежных землепользователей и собственников зданий, строений, сооружений. Отказ в предоставлении земельного участка оформлен письмом от 26.02.2009 N 29/3-20-1509.
Общество; попягая. что отказ в предоставлении земельного участка противоречит законодательству и нарушает его права и законные интересы в сфере экономической деятельности, оспорило его в арбитражном суде.
Решение о предоставлении земельного участка для строительства в случае его предварительного согласования осуществляется в соответствии со статьей 32 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ).
Основанием для отказа в предоставлении земельного участка под строительство явилось отсутствие согласования с управлением культуры Приморского края места размещения объекта, допущенного нарушения при согласовании проектной документации, отсутствие согласования смежных землепользователей.
Рассмотрев указанные основания, суды первой и апелляционной инстанций, исследовали все представленные доказательства, установили обстоятельства, имеющие значение для дела и правильно применили нормы материального права.
При этом судом было учтено решение Арбитражного суда Приморского края, вступившего в законную силу по делу А51-13783/2007, рассмотренного по заявлению управления культуры Приморского края о признании недействительным постановления Главы администрации г. Владивостока N 1180 от 30.01.2007 "О предварительном согласовании" обществу места размещения многофункционального комплекса в г. Владивостоке в районе ул. Уборевича, 15.
В обосновании заявленных требований, управление культуры ссылалось на незаконность оспариваемого постановление, принятого без согласования с управлением культуры.
В удовлетворении требований управлению культуры отказано.
Учитывая вступившее в законную силу решение суда, а также, поскольку в силу статьи 44, 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации оценка проектной документации, ее согласование с конкретными органами, в том числе с органами, осуществляющим контроль за соблюдением законодательства об охране культурного наследия, не является этапом и необходимым условием предоставления земельного участка, арбитражные суды обоснованно пришли к выводу о незаконности отказа в предоставлении земельного участка в аренду под строительство.
Доводы департамента о нахождении участка в охранной зоне инженерных сетей, наличие участка, предназначенного для беспрепятственного проезда и прохода к смежному землепользователю, а также о нарушении прав смежных землепользователей были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, оценивались при апелляционном рассмотрении дела, им дана правильная правовая оценка.
Учитывая, что доводы кассационной жалобы не свидетельствуют о нарушении судом норм материального и процессуального права, направлены на переоценку установленных судами обстоятельств, такие доводы в силу предоставленных суду кассационной инстанции полномочий во внимание не принимаются.
Учитывая изложенное, оснований для отмены судебных актов не установлено.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 14.08.2009, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 01.10.2009 по делу N А51-7636/2009 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с Законом Приморского края от 18.12.2006 N 21-КЗ, которым внесены изменения в Закон Приморского края "О регулировании земельных отношений в Приморском крае", полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Приморского края переданы государственному органу исполнительной власти Приморского края.
Вместе с тем функции в области земельных отношений, которые согласно постановлениям администрации Приморского края от 08.02.2007 N 23-па, от 12.02.2007 N 28-па ранее были возложены на департамент имущественных отношений Приморского края (ранее - комитет по управлению государственным имуществом Приморского края), в силу постановления администрации Приморского края от 18.05.2007 N 116-па пгереднньгдепартаменту земельных ресурсов и землеустройства.
...
Решение о предоставлении земельного участка для строительства в случае его предварительного согласования осуществляется в соответствии со статьей 32 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ).
...
Учитывая вступившее в законную силу решение суда, а также, поскольку в силу статьи 44, 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации оценка проектной документации, ее согласование с конкретными органами, в том числе с органами, осуществляющим контроль за соблюдением законодательства об охране культурного наследия, не является этапом и необходимым условием предоставления земельного участка, арбитражные суды обоснованно пришли к выводу о незаконности отказа в предоставлении земельного участка в аренду под строительство."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 29 декабря 2009 г. N Ф03-7715/2009 по делу N А51-7636/2009
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании