Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 21 января 2010 г. N Ф03-8279/2009
по делу N A73-12001/2009
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в составе, при участии от заявителя: ОАО "РЖД" - Колтунова А.С. - юрисконсульт 1 категории, дов.N 830 от 15.10.2009, от ответчика: Дальневосточного территориального отдела Управления Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту - Косый Ю.В, - представитель, дов.N 99НП 2252700 от 27.03.2007, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Открытого акционерного общества "Российские железные дороги" на решение от 17.09.2009 постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 03.11.2009 по делу N А73-12001/2009 Арбитражного суда Хабаровского края, по заявлению Открытого акционерного общества "Российские железные дороги" к Дальневосточному территориальному отделу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по железнодорожному транспорту о признании незаконным и отмене постановления от 16.07.2009 N 115.
Резолютивная часть постановления объявлена 20 января 2010 года. Полный текст постановления изготовлен 21 января 2010 г.
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Дальневосточного территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по железнодорожному транспорту (далее - административный орган) от 16.07.2009 N 115, которым общество привлечено к административной ответственности по статье 6.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 10000 руб.
Решением суда от 17.09.2009, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 03.11.2009, в удовлетворении заявленных требований отказано со ссылкой на доказанность административным органом факта административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.4 КоАП РФ.
Не согласившись с решением суда, постановлением апелляционного суда, общество подало кассационную жалобу, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить как принятые с нарушением норм материального и процессуального права, заявленные требования удовлетворить. По мнению заявителя жалобы, доказательства, свидетельствующие о наличии в действиях общества объективной стороны вменяемого правонарушения, не представлены, в связи с чем основания для привлечения к административной ответственности по статье 6.4 КоАП РФ отсутствуют. Кроме того, административный орган не уведомил общество о начале проведения плановой проверки.
В судебном заседании представитель общества доводы, изложенные в кассационной жалобе, поддержал в полном объеме.
Представитель административного органа в судебном заседании против доводов жалобы возражал, просил решение суда, постановление апелляционного суда оставить без изменения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, выслушав в судебном заседании пояснения представителей лиц, участвующих в деле. Проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа оснований для отмены обжалуемых судебных актов не установил.
Как следует из материалов дела и установлено арбитражным судом, в период с 19.05.2009 по 08.06.2009 должностным лицом Дальневосточного территориального отдела Управления Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту на основании распоряжения от 18.05.2009 N 147 проведена проверка соблюдения санитарного законодательства РФ Пятой Хабаровской дистанцией пути Хабаровского отделения Дальневосточной железной дороги - филиал ОАО "РЖД", находящейся по адресу: г. Хабаровск, улица Ленинградская, 56 г, участком Пятой Хабаровской дистанцией пути Хабаровского отделения Дальневосточной железной дороги - филиал ОАО "РЖД" на станции Волочаевка-1.
В ходе проверки установлено на участке станции Хабаровск-1 нарушение пунктов 4.12, 4.13, 4.14 СП 2.5.1334-03 "Санитарные правила по проектированию, размещению и эксплуатации депо по ремонту подвижного состава железнодорожного транспорта", на участке станции Волочаевка-1 нарушение пунктов 3.2, 3.4, 3.5 СанПиН 2.2.3.1385-03 "Гигиенические требования к предприятиям производства строительных материалов и конструкций".
По данному факту должностным лицом административного органа в присутствии представителя общества составлен протокол об административном правонарушении от 30.06.2009.
По результатам рассмотрения материалов проверки Главным государственным санитарным врачом по Дальневосточной железной дороге вынесено постановление N 115 от 16.06.2009 о привлечении общества к административной ответственности по статье 6.4 КоАП РФ в виде штрафа в размере 10000 руб.
Не согласившись с постановлением административного органа, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.
Статьей 11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон N 52-ФЗ) закреплена обязанность юридических лиц выполнять требования санитарного законодательства, обеспечивать безопасность здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг.
Статьей 24 Закона N 52-ФЗ предусмотрено, что при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Пунктом 4.12 Санитарных правил СП 2.5.1334-03 "Санитарные правила по проектированию, размещению и эксплуатации депо по ремонту подвижного состава железнодорожного транспорта", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30.05.2003 N 111 установлено, что смотровые канавы должны быть оборудованы системами отопления, освещения, иметь гладкие, легко моющиеся стены и, при необходимости, переходные мостики.
Полы в производственных помещениях депо должны быть непроницаемы для жидкостей, иметь ровную, нескользкую, удобную для очистки поверхность и достаточный уклон для стока, в холодных и скользких местах следует оборудовать теплоизолирующие и нескользкие настилы. Все каналы и углубления в полах должны быть плотно закрыты и ограждены (пункт 4.13 СП 2.5.1334-03).
Внутренняя отделка производственных помещений должна выполняться из материалов, обладающих невысокой сорбционной способностью по отношению к пылегазовым смесям, выделяющимся в депо, легко поддающихся уборке и мытью (пункт 4.14 СП 2.5.1334-03).
Согласно пункту 3.2 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов "Гигиенические требования к предприятиям производства строительных материалов и конструкций. СанПин 2.2.3.1385-03", утвержденных Главным государственным санитарным врачом РФ от 11.06.2003 Поверхности стен зданий и подвесных конструкций выполняются гладкими, без неровностей, способствующих скоплению пыли.
Полы в помещениях устраиваются устойчивыми к допускаемым в процессе производства работ механическим, тепловым или химическим воздействиям. Поверхность пола поддерживается в исправном состоянии и легко очищается от пыли и вредных веществ и других производственных загрязнителей (пункт 3.4 СанПин 2.2.3.1385-03).
При периодическом или постоянном стоке жидкостей по поверхности пола (вода, кислоты, щелочи и др.) полы монтируются с уклоном для стока жидкостей к лоткам, трапам или каналам (пункт 3.5 СанПин 2.2.3.1385-03).
Статьей 6.4 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта.
Объективную сторону правонарушения составляют противоправные действия, выразившиеся в нарушении лицами, эксплуатирующими жилые и общественные помещения, здания, сооружения, либо транспорт, санитарно-эпидемиологических требований.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Факт совершения обществом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 6.4 КоАП РФ, установлен судами и подтверждается материалами дела актом проверки от 08.10.2009 N 5, протоколом об административном правонарушении от 30.06.2009.
При изложенных обстоятельствах судами сделан правомерный вывод о нарушении обществом названных выше санитарно-эпидемиологических требований, что образует состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена 6.4 КоАП РФ.
С учетом изложенного доводы кассационной жалобы об отсутствии в действиях общества объективной стороны вменяемого правонарушения несостоятельны.
Довод, жалобы о неуведомлении общества о проведении проверки был предметом рассмотрения арбитражным судом, получил надлежащую правовую оценку и в силу статьи 286 АПК РФ не подлежит переоценке судом кассационной инстанции.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены арбитражным судом на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права не нарушены, у суда кассационной инстанции не имеется оснований для отмены принятых по делу судебных актов.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 17.09.2009, постановление Шестого арбитражного апелляционного судя от 03.11.2009 по делу N А73-12001/2009 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Статьей 6.4 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта.
...
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Факт совершения обществом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 6.4 КоАП РФ, установлен судами и подтверждается материалами дела актом проверки от 08.10.2009 N 5, протоколом об административном правонарушении от 30.06.2009.
При изложенных обстоятельствах судами сделан правомерный вывод о нарушении обществом названных выше санитарно-эпидемиологических требований, что образует состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена 6.4 КоАП РФ."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 21 января 2010 г. N Ф03-8279/2009 по делу N A73-12001/2009
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании
Текст постановления официально опубликован не был