Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 22 января 2010 г. N Ф03-8319/2009
по делу N A51-10156/2009
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в составе, при участии от ФНС России: Григорьева М.А., представитель по доверенности от 16.09.2009 N 12-45-3688, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу на определение от 28.09.2009, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 25.11.2009 по делу N А51-10156/2009 Арбитражного суда Приморского края, по заявлению Федеральной налоговой службы о признании общества с ограниченной ответственностью "ДРС" несостоятельным банкротом.
Резолютивная часть постановления объявлена 19 января 2010 года. Полный текст постановления изготовлен 22 января 2010 г.
Федеральная налоговая служба (далее - ФНС России, уполномоченный орган) обратилась в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании общества с ограниченной ответственностью "ДРС" (далее - общество, должник) несостоятельным (банкротом) в связи с наличием просроченной свыше трех месяцев задолженности по обязательным платежам на сумму 253620 руб. 36 коп., из которых 194790 руб. 67 коп. - недоимка по налогам, 19249 руб. 49 коп. - пени, 39582 руб. 20 коп. - штрафы.
Определением от 05.08.2009 заявление ФНС России принято к производству суда и рассмотрение обоснованности требования уполномоченного органа назначено на 24.09.2009.
В судебном заседании 24.09.2009 уполномоченный орган уточнил размер задолженности общества по обязательным платежам и просил включить в третью очередь реестра требований кредиторов 10885864 руб. 01 коп., из которых 7991849 руб. 67 коп. - недоимка, 1333439 руб. 14 коп. - пени и 1560575 руб. 20 коп. - штрафы.
Определением арбитражного суда первой инстанции от 28.09.2009 во введении в отношении должника наблюдения отказано, производство по делу о банкротстве ООО "ДРС" прекращено на основании абзаца 8 пункта 1 статьи 57 Федерального закона от 26.10.2002 N. 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) и пункта 1 части 1 статьи 150 АПК РФ.
Постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 25.11.2009 определение от 28.09.2009 оставлено без изменения.
Судебные акты мотивированы тем, что в связи с oicyicianeM у общества имущества и денежных средств, достаточных для возмещения расходов по делу о банкротстве, а также отсутствием доказательств финансирования процедуры банкротства со стороны заявителя и иных лиц производство по делу подлежит прекращению в соответствии с пунктом 1 статьи 57 Закона о банкротстве и разъяснениями, изложенными в пункте 2 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22.06.2006 N 22 "О порядке погашения расходов по делу о банкротстве".
В кассационной жалобе ФНС России просит определение от 28.09.2009 и постановление от 25.11.2009 отменить и направить дело на новое рассмотрение.
В обоснование жалобы приведены доводы о наличии у ООО "ДРС" признаков несостоятельности (банкротства) и о соответствии заявления уполномоченного органа пункту 2 статьи 33 Закона о банкротстве. Заявитель жалобы считает, что судами нарушены принципы арбитражного процесса, закрепленные статьями 7, 8 АПК РФ в результате чего, уполномоченный орган лишен возможности реализовать свои права и исполнить обязанности, предусмотренные нормами Закона о банкротстве.
Отзывы на кассационную жалобу не поступили.
В судебном заседании арбитражного суда кассационной инстанции представитель ФНС России поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, и настаивал на ее удовлетворении.
Представитель должника, извещенного о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, в судебное заседание не явился.
Проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ правильность применения арбитражными судами норм материального и процессуального права. Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа считает, что основания для отмены определения от 28.09.2009 и постановления от 25.11.2009 отсутствуют.
В соответствии с пунктом 1 статьи 42 Закона о банкротстве заявление о признании .должника банкротом, поданное с соблюдением требований, предусмотренных Арбитражным процессуальным кодексом РФ и данным Законом, принимается к производству судьей арбитражного суда.
Согласно пункту 3 статьи 48 Закона о банкротстве по результатам рассмотрения обоснованности заявления о признании должника банкротом арбитражный суд выносит определение, в числе которых может быть и определение об отказе во введении наблюдения и о прекращении производства по делу банкротстве.
Абзацем 8 пункта 1 статьи 57 Закона о банкротстве предусмотрено, что арбитражный суд прекращает производство по делу о банкротстве в случае отсутствия средств, достаточных для возмещения судебных расходов на проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве, в том числе расходов на выплату вознаграждения арбитражному управляющему.
Указанное основание прекращения производства по делу о банкротстве может быть применено судом по своей инициативе (пункт 28 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 23.07.2009 N 60 "О некоторых вопросах, связанных с принятием Федерального закона от 30.12.2008 N 296-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)").
Исследовав представленные в дело доказательства, арбитражные суды обеих инстанций установили, что у общества отсутствует имущество и денежные средства, достаточные для погашения задолженности по обязательным платежам, о включении которой в реестр требований кредиторов просил уполномоченный орган, а также для погашения расходов по делу о банкротстве и выплаты вознаграждения арбитражному управляющему.
Доказательства наличия иных источников финансирования процедур банкротства и вероятного обнаружения у должника имущества, за счет которого могут быть покрыты расходы по делу о банкротстве, в материалах дела отсутствуют и уполномоченным органом не представлялись.
Арбитражные суды также признали, что при наличии требования уполномоченного органа к обществу на сумму свыше 10000000 руб. при отсутствии у общества имущества и денежных средств введением в отношении общества наблюдения не будут достигнуты цели процедур банкротства, Кроме того, введение процедуры наблюдения повлечет нецелесообразное расходование бюджетных средств в связи с возложением обязанности возместить судебные расходы по делу о банкротстве на ФНС России как на заявителя по делу в соответствии с пунктом 3 статьи 59 Закона о банкротстве.
Исходя из этого, арбитражные суды пришли к правильному выводу о наличии предусмотренных абзацем 8 пункта 1 статьи 57 Законом о банкротстве оснований для прекращения производства по делу о банкротстве.
Доводы ФНС России о наличии у общества признаков несостоятельности (банкротства) и о соответствии заявления уполномоченного органа требованиям статьи 33 Закона о банкротстве в данном случае не имеют правового значения, поскольку не влияют на законность принятых по делу судебных актов.
Другие доводы кассационной жалобы о нарушении судами норм права материалами дела не подтверждаются и свидетельствуют о несогласии ФНС России с выводами судов, основанными на оценке доказательств, что в силу норм главы 35 АПК РФ не является основанием для отмены обжалуемых судебных актов.
При таких обстоятельствах определение от 28.09.2009 и постановление от 25.11.2009, принятые с правильным применением норм материального и процессуального права, не подлежат отмене, а кассационная жалоба - удовлетворению.
Руководствуясь статьями 286-290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Определение от 28.09.2009, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 25.11.2009 по делу N А51-10156/2009 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Арбитражные суды также признали, что при наличии требования уполномоченного органа к обществу на сумму свыше 10000000 руб. при отсутствии у общества имущества и денежных средств введением в отношении общества наблюдения не будут достигнуты цели процедур банкротства, Кроме того, введение процедуры наблюдения повлечет нецелесообразное расходование бюджетных средств в связи с возложением обязанности возместить судебные расходы по делу о банкротстве на ФНС России как на заявителя по делу в соответствии с пунктом 3 статьи 59 Закона о банкротстве.
Исходя из этого, арбитражные суды пришли к правильному выводу о наличии предусмотренных абзацем 8 пункта 1 статьи 57 Законом о банкротстве оснований для прекращения производства по делу о банкротстве.
Доводы ФНС России о наличии у общества признаков несостоятельности (банкротства) и о соответствии заявления уполномоченного органа требованиям статьи 33 Закона о банкротстве в данном случае не имеют правового значения, поскольку не влияют на законность принятых по делу судебных актов."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 22 января 2010 г. N Ф03-8319/2009 по делу N A51-10156/2009
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании