Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 29 января 2010 г. N Ф03-8413/2009
по делу N A04-4845/2009
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу администрации г. Благовещенска на решение от 03.09.2009, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 09.11.2009 по делу N А04-4845/2009 Арбитражного суда Амурской области, по заявлению индивидуального предпринимателя Архипова Эдуарда Александровича к администрации г. Благовещенска, министерству имущественных отношений Амурской области о признании недействительными отказов в выборе земельного участка.
Резолютивная часть постановления от 27 января 2010 г. Полный текст постановления изготовлен 29 января 2010 г.
Индивидуальный предприниматель Архипов Эдуард Александрович (далее - предприниматель) обратился в Арбитражный суд Амурской области с заявлением о признании недействительными отказов администрации г. Благовещенска (далее - администрация) и министерства имущественных отношений Амурской области (далее - Миноблимущество, Министерство) в выборе земельного участка, расположенного в г. Благовещенске, в районе ул. Театральная, д.42/2, для строительства гаражей боксового типа, изложенных в письмах, соответственно, N 01-19/2075 от 04.05.2009 и N 14-35/3503 от 10.06.2009.
Решением суда от 03.09.2009, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 09.11.2009, заявленные требования удовлетворены, так как отказы в выборе земельного участка приняты с нарушением порядка, установленного статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ).
Законность принятых судебных актов проверяется по жалобе администрации, которая просит их отменить, сославшись на неправильное применение судами норм материального права и неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных предпринимателем требований. Заявитель жалобы полагает, что судами нарушена статья 31 ЗК РФ, согласно которой орган местного самоуправления вправе не только принимать решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка, но и принимать решение об отказе в размещении объекта.
Кроме того, заявитель жалобы указывает, что без оценки судов остался его довод о том, что запрашиваемый земельный участок не соответствует требованиям СНиП 2.07.01-89 * "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений", СНиП 42-01-2002 "Газораспределительные системы", поскольку не выдерживается расстояние 15 м до жилого дома.
Также, по мнению заявителя жалобы, судами не учтен довод администрации относительно того, что в границы запрашиваемого земельного участка входит земельный участок, предоставленный другому лицу для установки металлического гаража на основании договора аренды, заключенного не с администрацией г. Благовещенска, а с комитетом по управлению имуществом муниципального образования г. Благовещенска.
Предприниматель в отзыве на жалобу просит оставить ее без удовлетворения, а принятые судебные акты - без изменения как законные и обоснованные. Одновременно им заявлено ходатайство о рассмотрении жалобы в его отсутствие.
Миноблимущество отзыв на жалобу не представило, участие своего представителя в судебном заседании не обеспечило, как и администрация, хотя они надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы,
Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы жалобы и отзыва на нее. проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции находит жалобу не подлежащей удовлетворению.
Как видно из материалов дела, предприниматель 12.03.2009 обратился в Министерство с заявлением об оформлении акта выбора земельного участка для строительства гаражей боксового типа, расположенного в г. Благовещенске, в районе ул. Театральная, д.42/2, размером 15 х 8 м. Кроме этого, предприниматель просил согласовать место размещения объектов строительства и принять решение о строительства, приложив к заявлению схему расположения земельного участка.
Министерство письмом N 14-35/3503 от 10.06.2009 со ссылкой на заключение администрации N 01-19/2075 от 04.05.2009 отказало в удовлетворении заявления предпринимателя, указав на невозможность обеспечить выбор интересующего его земельного участка.
В вышеназванном заключении администрации указано, что обеспечить выбор земельного участка предпринимателю Архипову Э.А. согласно его заявлению от 12.03.2009 (вх.1582з) не представляется возможным, так как в границах запрашиваемого участка находится земельный участок, предоставленный в аренду для установки металлического гаража на основании постановления мэра г. Благовещенска от 27.04.2007 N 1229; кроме того, размещение объекта на запрашиваемом участке не соответствует нормам СНиП 2.07.01-89* "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений", согласно которым расстояние от массива гаражей (при количестве гаражей в массиве свыше 11 боксов) до жилого дома должно составлять 15,0 м, фактически - 12,5 м.
Не согласившись с указанными отказами в выборе земельного участка, предприниматель обжаловал их в арбитражный суд, который, оценив в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) доказательства, представленные в обоснование заявленных требований и возражений на них, признал их недействительными. Выводы суда первой инстанции поддержаны арбитражным судом апелляционной инстанции, при этом суды исходили из следующего.
Порядок и правила предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, установлены нормами статей 30-32 ЗК РФ.
В соответствии со статьей 31 ЗК РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении земельного участка для строительства, обращается в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
Пунктом 2 указанной статьи на орган местного самоуправления возложена обязанность по обеспечению выбора земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Согласно пункту 5 статьи 31 ЗК РФ результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории с возможными вариантами их выбора.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта (пункт 6 статьи 31 ЗК РФ).
Как установлено судами и подтверждается материалами дела, предприниматель при обращении с заявлением о выборе земельного участка выполнил требования, предусмотренные действовавшим на тот момент законодательством. Между тем, органом местного самоуправления при принятии решения об отказе в выборе земельного участка не был соблюден порядок предоставления земельного участка для строительства, предусмотренный указанными нормами права.
В частности, до принятия решения об отказе не был оформлен акт о выборе земельного участка, обязательное составление которого предусмотрено пунктом 5 статьи 31 ЗК РФ.
При таких обстоятельствах, арбитражные суды обеих инстанций пришли к правомерному выводу о том, что администрация не обеспечила возможность выбора земельного участка посредством определения вариантов размещения объекта на испрашиваемых земельных участках, чем затронуты законные интересы предпринимателя.
В соответствии с частями 4 и 5 статьи 200 АПК РФ арбитражный суд при рассмотрении дел об оспаривании, в том числе ненормативных правовых актов, осуществляет проверку оспариваемого акта или отдельных его положений и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, а также устанавливает, нарушает ли оспариваемый акт права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. При этом обязанность доказывания соответствия ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту возлагается на орган или лицо, которые приняли акт.
Администрация и Министерство не представили доказательства соответствия принятых ими ненормативных актов Земельному кодексу Российской Федерации.
Является ошибочным довод заявителя жалобы о нарушении судами статьи 31 ЗК РФ, которые, по его мнению, лишили администрацию права принимать решения об отказе в выборе земельных участков, так как указанный довод противоречит указанной норме права, поскольку такое решение администрация должна принимать с соблюдением требований настоящего Кодекса, что не было сделано в спорных правоотношениях.
Доводы заявителя жалобы о том, что запрашиваемый земельный участок не соответствует строительным нормам и правилам, а именно: СНиП 2.07.01-89 * и СНиП 42-01-2002, а также, что в границы запрашиваемого земельного участка входит земельный участок, предоставленный другому лицу для установки металлического гаража на основании договора аренды, указанные в качестве обстоятельств, послуживших основаниями для отказа в выборе спорного земельного участка судом кассационной инстанции отклоняются, поскольку они были предметом рассмотрения суда первой инстанции, оценивались при апелляционном рассмотрении и получили надлежащую правовую оценку, в связи с чем у суда кассационной инстанции, в силу статьи 286 АПК РФ, отсутствуют правовые основания для переоценки обстоятельств, установленных обеими судебными инстанциями.
В связи с изложенным, жалоба администрации удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 03.09.2009, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 09.11.2009 по делу N А04-4845/2009 Арбитражного суда Амурской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 29 января 2010 г. N Ф03-8413/2009 по делу N A04-4845/2009
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании.