Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 15 февраля 2010 г. N Ф03-243/2010
по делу N A73-5403/2009
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в составе, при участии: от ООО РСФ "Темп": В.А. Алексеенко - директор; Е.С. Руник - представитель по доверенности от 27.10.2009 б/н, от МИО Хабаровского края: К.В. Тышкевич - главный специалист отдела юридической экспертизы от 02.06.2009 N 1-11/4033, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ремонтно-строительная фирма "Темп" на решение от 07.09.2009, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 30.10.2009 по делу N А73-5403/2009 Арбитражного суда Хабаровского края, по иску общества с ограниченной ответственностью РСФ "Темп" к Министерству имущественных отношений Хабаровского края, администрации города Хабаровска о понуждении к заключению договора.
Резолютивная часть постановления объявлена 09 февраля 2010 года. Полный текст постановления изготовлен 15 февраля 2010 г.
Общество с ограниченной ответственностью "Ремонтно-строительная фирма "Темп" (далее - ООО РСФ "Темп") обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к Министерству имущественных отношений Хабаровского края (далее - МИО Хабаровского края), администрации г. Хабаровска об обязании МИО Хабаровского края заключить с истцом договор аренды земельного участка, площадью 8044,7 кв.м, кадастровый номер 27:23:01 02 25:306, расположенного в границах Березовского шоссе - Воронежского шоссе - ул. Связной в Краснофлотском районе г. Хабаровска.
Решением от 07.09.2009 требования удовлетворены, суд обязал МИО Хабаровского края заключить договор аренды земельного участка, площадью 8044, 7 кв.м, в части требований к администрации г. Хабаровска производство по делу прекращено.
Постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 30.10.2009 решение в части удовлетворения иска отменено, в иске в этой части отказано.
В кассационной жалобе ООО РСФ "Темп" просит отменить состоявшиеся судебные акты в части требований к МИО Хабаровского края. Заявитель ссылается, что в силу п. 4 ст. 30 ЗК РФ предоставление земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта имущества осуществляется в соответствии с правилами названной нормы. Указывает, что администрацией в установленном порядке земельный участок не сформирован, на кадастровый учет не поставлен. Такие действия совершены заявителем. Ссылка апелляционной инстанции о том, что общество в пределах срока, установленного в постановлении N 927, не обращалось с соответствующим заявлением к компетентному органу, не соответствует обстоятельствам дела, поскольку с таким заявлением общество обращалось с 2007 года.
В отзыве на кассационную жалобу МИО Хабаровского края, не соглашаясь с доводами кассационной жалобы, просит оставить ее без удовлетворения.
В судебном заседании кассационной инстанции представители сторон поддержали доводы, изложенные в соответствующих кассационной жалобе, отзыве на нее.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа считает подлежащим оставить без изменения постановление от 30.10.2009.
Как следует из материалов дела, администрацией г. Хабаровска проведен аукцион по продаже права на заключение договора аренды земельного участка для его комплексного освоения в целях жилищного строительства; согласно протоколу от 18.07.2006 N 25 о подведении итогов аукциона ООО РСФ "Темп" как единственному участнику аукциона предложено заключить с администрацией договор о формировании земельного участка согласно проекту границ земельного участка (в протоколе отражена ориентировочная площадь 8044,7 кв.м), расположенного в границах Березовского шоссе -Воронежского шоссе - ул. Связной в Краснофлотском районе г. Хабаровска; предоставить право на заключение договора аренды выставленного на аукцион земельного участка без проведения торгов по начальной цене.
В протоколе отражено о необходимости администрации г. Хабаровска принять постановление о предоставлении земельного участка в аренду на 11 месяцев на период проведения изыскательских работ и о разработке градостроительной документации территории в границах Березовского шоссе - Воронежского шоссе - ул. Связной. Такое постановление N 927 принято мэром г. Хабаровска 15.06.2007, в котором постановлено ДМС администрации г. Хабаровска заключить договор аренды указанного земельного участка.
Поскольку Законом Хабаровского края от 29.11.2006 N 78 "О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, на территории городского округа "Город Хабаровск" распоряжение такими земельными участками осуществляется Правительством Хабаровского края, в соответствии с Постановлением Правительства Хабаровского края от 05.09.2007 N 170-пр "Об организации и проведении торгов по продаже земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, предоставляемых для целей, связанных со строительством, на территории городского округа "Город Хабаровск" или права на заключение договоров аренды таких земельных участков" полномочным лицом по заключению соответствующих договоров является МИО Хабаровского края. Общество после формирования земельного участка обратилось в установленном порядке в МИО Хабаровского края о заключении договора аренды названного земельного участка площадью 8044, 7 кв.м, кадастровый номер 27:23:010225:306.
Письмом от 05.02.2009 N 1-11/830 МИО Хабаровского края сообщило обществу об отсутствии оснований для заключения договора, поскольку истекли сроки, установленные нормами гражданского законодательства на заключение договора после проведения аукциона, а также истек срок действия постановления мэра г. Хабаровска от 15.06.2007 N 927.
ООО РСФ "Темп", ссылаясь на незаконность такого отказа, обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с настоящими требованиями.
Суд первой инстанции, обязывая МИО Хабаровского края заключить договор аренды земельного участка, исходил из того, что на момент проведения аукциона имелся утвержденный проект границ земельного участка, в связи с чем общество, осуществившее мероприятия по формированию земельного участка после аукциона в соответствии с п. 5 ст. 30.2 ЗК РФ, отвечает признакам лица, приобретающего исключительное право на заключение договора аренды земельного участка.
Апелляционная инстанция отменила решение в части обязания МИО Хабаровского края заключить договор аренды земельного участка, в этой части в иске отказала.
При разрешении спора установлены следующие обстоятельства.
Так, администрацией г. Хабаровска на аукцион по продаже права на заключение договора аренды земельного участка для его комплексного освоения в целях жилищного строительства выставлен земельный участок, границы которого не определены в установленном порядке, участок не поставлен на кадастровый учет.
По проведению аукциона соответствующий договор аренды земельного участка администрацией г. Хабаровска с обществом не заключен.
Продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства в силу пункта 2 статьи 30.1 ЗК РФ осуществляется на аукционах, за исключением случая, установленного пунктом 27 статьи 38.1 ЗК РФ (в редакции, действовавшей на момент совершения аукциона).
Особенности проведения аукционов по продаже права на заключение договора аренды земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для его комплексного освоения в целях жилищного строительства, определены статьями 38.1, 38.2 ЗК РФ.
Пунктом 1 статьи 38.2 ЗК РФ установлено, что аукцион по продаже, в том числе права на заключение договора аренды земельного участка для его комплексного освоения в целях жилищного строительства, проводится только в отношении земельного участка, прошедшего государственный кадастровый учет. В силу пунктов 27, 28 статьи 38.1 ЗК РФ в случае признания аукциона не состоявшимся по причине участия в нем менее двух участников единственный участник аукциона не позднее чем через десять дней после дня его проведения вправе заключить договор купли-продажи выставленного на аукцион земельного участка или договор его аренды, а орган государственной власти или орган местного самоуправления, по решению которых проводился аукцион, обязан заключить договор с единственным участником аукциона по начальной цене аукциона. Если договор купли-продажи или договор аренды земельного участка с единственным участником аукциона не был заключен, его организатор вправе объявить о проведении повторного аукциона.
Таким образом, ЗК РФ установлены особенности предоставления земельных участков для их комплексного освоения в целях жилищного строительства - такое предоставление осуществляется на аукционе (пункт 2 статьи 30.2 ЗК РФ), проведение аукциона - в отношении земельного участка, прошедшего государственный кадастровый учет (пункт 1 статьи 38.2 ЗК РФ).
Как указано выше, торги проводились в отношении земельного участка для его комплексного освоения в целях жилищного строительства, не прошедшего государственный кадастровый учет; по результатам аукциона договор не заключен.
Далее установлено, что мэром г. Хабаровска принято постановление от 15.06.2007 N 927, которым постановлено предоставить ООО "Темп" земельный участок для его комплексного освоения в целях жилищного строительства в аренду на 11 месяцев, предписано ДМС администрации г. Хабаровска заключить соответствующий договор.
Доказательств исполнения данного постановления в материалах дела не представлено, представленный в деле договор от 21.08.2006 N 347/2006, заключенный истцом с администрацией г. Хабаровска до вынесения постановления N 927 на формирование земельного участка, по существу договором аренды не является.
Учитывая установленное, суд апелляционной инстанции, приняв во внимание, что на момент проведения аукциона отсутствовал объект права аренды, то, что спор возник в отношении земельного участка, используемого для его комплексного освоения в целях жилищного строительства, с учетом вышеприведенных норм права сделал обоснованный вывод об отсутствии правовых оснований для понуждения МИО Хабаровского края заключить договор аренды земельного участка для его комплексного освоения в целях жилищного строительства.
Доводы заявителя кассационной жалобы о том, что фактически обществу должен быть предоставлен земельный участок в соответствии с п. 4 ст. 30 ЗК РФ, то есть для строительства без предварительного согласования места размещения объекта, судом кассационной инстанции отклоняются как не учитывающие особенности, установленные земельным законодательством по предоставлению земель для указанных целей.
Его же ссылка на формирование и постановку на кадастровый учет обществом земельного участка не имеет правового значения для рассматриваемого спора, поскольку вопрос понуждения к заключению договора вытекает из правовых оснований для обязанного лица по заключению соответствующего договора, формирование земельного участка к таким правовым основаниям не относится.
При изложенном основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 30.10.2009 по делу N А73-5403/2009 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 15 февраля 2010 г. N Ф03-243/2010 по делу N A73-5403/2009
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании