Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 15 февраля 2010 г. N Ф03-307/2010
по делу N A73-14505/2009
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от ответчика: Хабаровского краевого фонда обязательного медицинского страхования - ведущий специалист юридического отдела Сенченко Е.А. по доверенности от 24.12.2009 N 139-08, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Хабаровского краевого фонда обязательного медицинского страхования на решение от 23.10.2009, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 11.12.2009 по делу N А73-14505/2009 Арбитражного суда Хабаровского края, по иску Муниципального учреждения здравоохранения "Городская поликлиника N 16" Управления здравоохранения Администрации г. Хабаровска к Хабаровскому краевому фонду обязательного медицинского страхования о взыскании 149022 руб.
Резолютивная часть постановления объявлена 08 февраля 2010 года. Полный текст постановления изготовлен 15 февраля 2010 г.
Муниципальное учреждение здравоохранения "Городская поликлиника N 16" Управления здравоохранения Администрации г.Хабаровска обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к Хабаровскому краевому фонду обязательного медицинского страхования о взыскании 149022 руб. задолженности по договору от 14.04.2008 N 268/06-08 о финансировании территориальным фондом обязательного медицинского страхования расходов по проведению дополнительной диспансеризации работающих граждан.
Предъявленное муниципальным учреждением требование основано на статьях 309, 310, 393, 15 ГК РФ и мотивировано неисполнением ответчиком договорных обязательств по оплате понесенных истцом расходов при проведении дополнительной диспансеризации работающих граждан.
Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 23.10.2009, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 11.12.2009, иск МУЗ "Городская поликлиника N 16" Управления здравоохранения Администрации г. Хабаровска удовлетворен в полном объеме.
Не согласившись с принятыми по делу решением арбитражного суда первой инстанции от 23.10.2009 и постановлением апелляционного суда от 11.12.2009, Хабаровский краевой фонд обязательного медицинского страхования в кассационной жалобе просит их отменить и принять новый судебный акт.
Заявитель жалобы со ссылкой на Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 20.02.2008 N 80н "О проведении в 2008-2009 годах дополнительной диспансеризации работающих граждан" не согласен с возложением на него обязанности по возмещению заявленных муниципальным учреждением в иске расходов.
Считает, что законных оснований для оплаты проведенной после 07.10.2008 повторной диспансеризации граждан, ранее проходивших ее в 2006-2007 годах, согласно разъяснению Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, данному в письме от 07.10.2008 N 7694-ВС "О дополнительной диспансеризации граждан", у ответчика не имеется.
Представитель Хабаровского краевого фонда обязательного медицинского страхования в заседании суда кассационной инстанции поддержала доводы жалобы в полном объеме.
МУЗ "Городская поликлиника N 16" Управления здравоохранения Администрации г. Хабаровска, надлежаще извещенное о времени и месте слушания жалобы, явку своих представителей в суд не обеспечило.
Рассмотрев материалы дела, проверив в порядке статьи 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа не находит оснований для их отмены в силу следующего.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 24.12.2007 Правительством Российской Федерации принято Постановление N 921 "О порядке предоставления в 2008 - 2009 годах из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования субсидий бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования на проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан", которым утверждены Правила предоставления в 2008-2009 годах из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования субсидий бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования на проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан (далее - Правила). Утверждена типовая форма договора о финансировании территориальным фондом обязательного медицинского страхования расходов по проведению дополнительной диспансеризации работающих граждан.
Во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 24.12.2007 N 921 между истцом и ответчиком 18.04.2008 заключен договор N 268/06-08, предметом которого явилось финансовое обеспечение фондом осуществляемых муниципальным учреждением расходов по проведению дополнительной диспансеризации работающих граждан.
Норматив затрат на проведение дополнительной диспансеризации на одного работающего гражданина, установленный Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 20.02.2008 N 80н, в 2008 году составил 974 руб.
В письме от 07.10.2008 N 7694-ВС "О дополнительной диспансеризации граждан" Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации дано разъяснение, заключающееся в том, что граждане, прошедшие диспансеризацию в 2006 и 2007 годах, повторной диспансеризации в рамках приоритетного национального проекта "Здоровье" не подлежат; письмом от 13.11.2008 N 8810-ВС указанный государственный орган сообщил о вступлении в силу и применении указанного разъяснения с 07.10.2008.
По результатам проведенной в 2008 году экспертизы ответчиком выявлено 153 случая повторной диспансеризации граждан, ранее проходивших диспансеризацию в 2006-2007 годах, о чем фонд уведомил истца (письмо от 22.12.2008 N 10-6269) и удержал подлежащие перечислению денежные средства (149 022 руб.).
Отсутствие оплаты по 153 счетам реестра на указанную выше сумму явилось основанием для обращения истца с настоящим требованием в арбитражный суд.
Удовлетворяя предъявленный муниципальным учреждением иск и взыскивая с ответчика удержанную им сумму, арбитражные суды исходили из отсутствия обстоятельств, запрещающих либо ограничивающих финансирование фондом расходов МУЗ "Городская поликлиника N 16" Управления здравоохранения Администрации г. Хабаровска в отношении диспансеризации граждан, ранее проходивших ее.
Суд кассационной инстанции считает данный вывод нижестоящих судов правильным, соответствующим имеющимся в деле доказательствам.
Так мероприятия Российской Федерации по проведению дополнительной диспансеризации граждан на 2008-2009 годы определены в Постановлении Правительства Российской Федерации от 24.12.2007 N 921 и Приказе Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 20.02.2008 N 80н.
Указанными нормативными правовыми актами урегулированы вопросы проведения, порядка финансирования, объема и документального оформления диспансеризации. Кроме того, утверждена типовая форма договора на финансирование территориальным фондом расходов в указанной сфере.
В ходе судебного разбирательства арбитражными судами установлено, что Постановление Правительства Российской Федерации от 24.12.2007 N 921, Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 20.02.2008 N 80н "О проведении в 2008-2009 годах дополнительной диспансеризации работающих граждан" и договор от 14.04.2008 N 268/06-08 условий о запрете на проведение повторной диспансеризации граждан, прошедших ее в 2006 и 2007 годах, не содержат.
Более того, при рассмотрении настоящего спора судебными инстанциями установлено, что заключенный между истцом и ответчиком договор N 268/06-08 на финансирование спорных расходов соответствует типовой форме, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации N 921, и не предусматривает право фонда на удержание денежных средств либо иных оснований для отказа в оплате по выставляемым муниципальным учреждением счетам.
При таких обстоятельствах, оценив по правилам статьи 71 АПК РФ имеющиеся в деле документы в их совокупности и взаимосвязи, арбитражные суды пришли к правомерному выводу о необоснованности удержания Хабаровским краевым фондом обязательного медицинского страхования денежных средств по оплате 153 счетов реестра и удовлетворили иск муниципального учреждения.
Довод заявителя жалобы об отсутствии законных оснований для оплаты повторной диспансеризации граждан, ранее проходивших ее в 2006-2007 годах, и проведенной после 07.10.2008 со ссылкой на разъяснения Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, данные в письме от 07.10.2008 N 7694-ВС, подлежит отклонению, поскольку содержащиеся в указанном письме ограничения по проведению дополнительной диспансеризации граждан предполагают изменение в установленном законом порядке как Постановления Правительства Российской Федерации от 24.12.2007 N 921, так и договоров, заключенных между территориальными фондами обязательного медицинского страхования и лечебными учреждениями. Однако ни в октябре 2008 года, ни впоследствии договор от 14.04.2008 N 268/06-08 в установленном порядке изменен не был. Не вносились изменения и в нормативные правовые акты, регламентирующие проведение диспансеризации на период 2008-2009 годов.
Безосновательна и ссылка фонда в жалобе на Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 20.02.2008 N 80н "О проведении в 2008 - 2009 годах дополнительной диспансеризации работающих граждан" ввиду отсутствия в указанном нормативном акте каких-либо ограничений категорий работающих граждан, подлежащих в 2008 году дополнительной диспансеризации.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 23.10.2009, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 11.12.2009 по делу N А73-14505/2009 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от ответчика: Хабаровского краевого фонда обязательного медицинского страхования - ведущий специалист юридического отдела Сенченко Е.А. по доверенности от 24.12.2009 N 139-08, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Хабаровского краевого фонда обязательного медицинского страхования на решение от 23.10.2009, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 11.12.2009 по делу N А73-14505/2009 Арбитражного суда Хабаровского края, по иску Муниципального учреждения здравоохранения "Городская поликлиника N 16" Управления здравоохранения Администрации г. Хабаровска к Хабаровскому краевому фонду обязательного медицинского страхования о взыскании 149022 руб.
...
Предъявленное муниципальным учреждением требование основано на статьях 309, 310, 393, 15 ГК РФ и мотивировано неисполнением ответчиком договорных обязательств по оплате понесенных истцом расходов при проведении дополнительной диспансеризации работающих граждан."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 15 февраля 2010 г. N Ф03-307/2010 по делу N A73-14505/2009
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании
Хронология рассмотрения дела:
15.02.2010 Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-307/2010