Судебная коллегия по уголовным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Бушта Л.В, при секретаре Вялых А.А, рассмотрела в открытом судебном заседании уголовное дело по кассационной жалобе осужденного КЭС и кассационному представлению заместителя прокурора г. Санкт-Петербурга Чубыкина А.В. на приговор мирового судьи судебного участка N6 Санкт-Петербурга от 03.12.2019, Заслушав доклад судьи Бушта Л.В, изложившей обстоятельства уголовного дела, содержание судебных решений, доводы кассационной жалобы и кассационного представления, выступление адвоката Шубутинского В.Г, мнение прокурора Зубковой Е.С, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
приговором мирового судьи судебного участка N 6 Санкт-Петербурга от 03.12.2019
КЭС, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец "адрес", гражданин РФ, ранее судимый:
1) ДД.ММ.ГГГГ приговором Вологодского городского суда "адрес" по ст. 158 ч. 1, ст. 158 ч. 1 - ст. 30 ч. 3 - ст. 228 ч. 1 УК РФ, ст. 69 ч. 2 УК РФ к наказанию в виде лишения свободы на срок 1 год 6 месяцев. На основании ст. 73 УК РФ назначенное наказание считать условным, с испытательным сроком 1 год;
2) ДД.ММ.ГГГГ приговором Вологодского городского суда "адрес" по ст. 158 ч. 2 п. "а" УК РФ к наказанию в виде лишения свободы на срок 1 год. На основании ст. 73 УК РФ назначенное наказание считать условным, с испытательным сроком 2 года;
3) ДД.ММ.ГГГГ приговором мирового судьи "адрес" по судебному участку N по ст.ст. 264.1, 264.1 УК РФ, ст. 69 ч. 2 УК РФ, ст. 74 ч. 4, ст. 70 УК РФ с присоединением частично не отбытой части наказания по приговору от ДД.ММ.ГГГГ Вологодского городского суда "адрес" и приговору от ДД.ММ.ГГГГ Вологодского городского суда "адрес" к наказанию в виде лишения свободы на срок 2 года с отбыванием наказания в колонии поселении с лишением права заниматься деятельностью, связанной с управлением транспортными средствами на срок 3 года;
4) ДД.ММ.ГГГГ приговором мирового судьи "адрес" по судебному участку N по ч. 3 ст. 30 - ст. 158 ч. 1, ст. 69 ч. 5 УК РФ путем частичного сложения наказаний с наказанием, назначенным по приговору от ДД.ММ.ГГГГ мирового судьи "адрес" по судебному участку N на срок 2 года 1 месяц с отбыванием наказания в колонии поселении с лишением права заниматься деятельностью, связанной с управлением транспортными средствами на срок 3 года.
Освободился из мест лишения свободы ДД.ММ.ГГГГ по постановлению Грязовецкого районного суда от ДД.ММ.ГГГГ условно-досрочно, на неотбытый срок 11 месяцев 15 дней, осужден за совершение преступления, предусмотренного ст. 30 ч. 3 - ч. 1 ст. 158 УК РФ к наказанию в виде лишения свободы на срок 8 (восьми) месяцев. Условно-досрочное освобождение, примененное к КЭС по постановлению Грязовецкого районного суда от ДД.ММ.ГГГГ, в силу п. "б" ч. 7 ст. 79 УК РФ отменено. На основании ст.ст. 70, 79 ч. 7 п. "б" УК РФ к назначенному наказанию в виде 6 (шести) месяцев лишения свободы, присоединена частично неотбытая часть наказания, назначенного КЭС по приговору от ДД.ММ.ГГГГ мирового судьи "адрес" по судебному участку N, в виде 7 (семи) месяцев лишения свободы.
Окончательно по совокупности приговоров КЭС назначено наказание в виде 1 (одного) года 3 (трех) месяцев лишения свободы, с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима, с лишением права заниматься деятельностью, связанной с управлением транспортными средствами, на срок 3 (три) года.
Меру пресечения КЭС постановлено - не изменять, оставить заключение под стражей в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Санкт-Петербургу и "адрес", срок наказания исчислять с ДД.ММ.ГГГГ.
На основании ст. 72 ч. 3.1 п. "а" УК РФ зачтено КЭС в срок отбытия наказания время содержания его под стражей до судебного разбирательства по настоящему уголовному делу с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно из расчета один день за один день отбывания наказания исправительной колонии строгого режима.
Процессуальные издержки возмещены за счет средств федерального бюджета.
В апелляционном порядке приговор не обжалован и вступил в законную силу ДД.ММ.ГГГГ.
По приговору суда КЭС признан виновным в покушении на кражу, то есть в совершении умышленных действия лица непосредственно направленных на совершение тайного хищение чужого имущества, при этом преступление не было доведено до конца по независящим от этого лица обстоятельства. Преступление совершено ДД.ММ.ГГГГ в Санкт-Петербурге при обстоятельствах, подробно изложенных в приговоре.
В кассационной жалобе осужденный КЭС, не оспаривая фактически обстоятельства содеянного, просит изменить приговор суда в части назначенного наказания.
Указывает, что суд в качестве смягчающих наказание обстоятельств не учел активное способствование раскрытию и расследованию преступления, признание вины и дачу последовательных непротиворечивых показаний.
Обращает внимание, что суд, в резолютивной части приговора указав на частичное сложение наказаний, фактически полностью сложил дополнительное наказание в виде лишения права заниматься деятельностью, связанной с управлением транспортными средствами на срок 3 года.
В возражениях на кассационную жалобу старший помощник прокурора "адрес" Санкт-Петербурга МАА просит кассационную жалобу осужденного оставить без удовлетворения.
В кассационном представлении заместитель прокурора города Санкт-Петербург Чубыкин А.В, не оспаривая выводы суда о квалификации содеянного, просит приговор мирового судьи судебного участка N Санкт-Петербурга от ДД.ММ.ГГГГ изменить: исключить из резолютивной части указание на назначение КЭС дополнительного наказания в виде лишения права заниматься деятельностью, связанной с управлением транспортными средствами, на срок 3 (три) года;
на основании ст. 70 УК РФ, п. "б" ч. 7 ст. 79 УК РФ путем присоединения к назначенному наказанию в виде 8 месяцев лишения свободы частично неотбытой части наказания, назначенного КЭС по приговору от ДД.ММ.ГГГГ, в виде 7 месяцев лишения свободы, с лишением права заниматься деятельностью, связанной с управлением транспортными средствами, сроком на 2 года 6 месяцев. Окончательно по совокупности приговоров КЭС назначить наказание в виде 1 года 3 месяцев лишения свободы, с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима, с лишением права заниматься деятельностью, связанной с управлением транспортными средствами, на срок 2 год 6 месяцев. В остальной части приговор оставить без изменения.
Проверив материалы уголовного дела, доводы, приведенные в кассационной жалобе и кассационном представлении, судебная коллегия приходит к выводу, что приговор подлежит изменению по следующим основаниям.
Уголовное дело по ходатайству КЭС рассмотрено судом в порядке особого судопроизводства без проведения судебного разбирательства с соблюдением требований ст. ст. 314 - 317 УПК РФ, регламентирующих особый порядок принятия судебного решения, при согласии обвиняемого с предъявленным обвинением.
Суд удостоверился в том, что подсудимый был согласен с предъявленным обвинением, осознавал характер и последствия добровольно заявленного им после консультации с защитником ходатайства, возражений против применения особого порядка от участников судебного разбирательства не поступило, предъявленное осужденному обвинение подтверждается доказательствами, собранными по уголовному делу, в связи с чем постановилобвинительный приговор, описательно-мотивировочная часть которого соответствует положениям ч. 8 ст. 316 УПК РФ, верно квалифицировав действия КЭС по ч. 3 ст. 30 - ч. 1 ст. 158 УК РФ.
Наказание КЭС назначено с учетом характера и степени общественной опасности преступления, признанного судом доказанным, данных о личности виновного, наличия смягчающих наказание обстоятельств, таких как: раскаяние в содеянном, признание обвинения, наличие на иждивении малолетнего ребенка, явку с повинной, наличие отягчающего наказание обстоятельства - рецидив преступлений, влияния назначенного наказания на исправление осужденного и на условия жизни его семьи.
Принимая во внимание все имеющиеся по делу обстоятельства, суд пришел к обоснованному выводу о возможности исправления КЭС лишь в условиях изоляции от общества, в связи с чем назначил ему наказание в виде реального лишения свободы с применением положений ч. 5 ст. 62, ч. 3 ст. 66, ч. 2 ст. 68 УК РФ, не усмотрев оснований для применения положений ст. 64, ч. 3 ст. 68, ст. 73 УК РФ.
Вид исправительного учреждения для отбывания осужденным наказания определен судом верно.
Вопреки доводам, изложенным в кассационной жалобе, назначенное наказание соответствует требованиям ст. ст. 6, 43, 60 УК РФ, является справедливым и соразмерным содеянному, отвечает целям исправления осужденного и предупреждения совершения им новых преступлений, все юридически значимые обстоятельства, были учтены судом в полной мере при решении вопроса о виде и размере наказания.
Поскольку КЭС совершил умышленное преступление в период условно-досрочного освобождения от отбывания наказания по приговору мирового судьи "адрес" по судебному участку N от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с п. "б" ч. 7 ст. 79 УК РФ условно-досрочное освобождение было отменено и окончательное наказание назначено в соответствии со ст. 70 УК РФ.
Вместе с тем приговор подлежит изменению в связи с неправильным применением судом уголовного закона.
Согласно ч. 1 ст. 401.15 УПК РФ, основаниями отмены или изменения приговора, определения или постановления суда при рассмотрении уголовного дела в кассационном порядке являются существенные нарушения уголовного и (или) уголовно-процессуального закона, повлиявшие на исход дела.
В силу ст. 297 УПК РФ приговор суда должен быть законным, обоснованным и справедливым, и признается таковым в случае, если он постановлен в строгом соответствии с уголовно-процессуальным законом и основан на правильном применении уголовного закона.
В силу положений ст. 70, п. "в" ч. 7 ст. 79 УК РФ при отмене условно-досрочного освобождения и назначения наказания по совокупности приговоров к наказанию, назначенному по последнему приговору суда частично или полностью присоединяется неотбытая часть наказания по предыдущему приговору суда.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 308 УПК РФ в резолютивной части судебного решения должна быть указана окончательная мера наказания, подлежащая отбытию на основании статей 69 - 72 УК РФ.
Согласно требованиям ч. 4 ст. 47 УК РФ, ч. 2 ст. 36 УИК РФ в случае назначения лишения права заниматься определенной деятельностью в качестве дополнительного вида наказания к лишению свободы, оно распространяется на все время отбывания указанного основного вида наказания, но при этом его срок исчисляется со дня освобождения осужденного из исправительного учреждения.
Как следует из материалов уголовного дела, КЭС от отбытия наказания по приговору от ДД.ММ.ГГГГ освободился из мест лишения свободы ДД.ММ.ГГГГ условно-досрочно по постановлению Грязовецкого районного суда от ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с положениями ч. 4 ст. 47 УК РФ срок отбытия КЭС дополнительного наказания в виде лишения права управлять транспортными средствами следует исчислять со дня освобождения условно-досрочно из мест лишения свободы, то есть с ДД.ММ.ГГГГ. На момент задержания КЭС по настоящему уголовному делу и избрания ему меры пресечения ДД.ММ.ГГГГ, неотбытой срок дополнительного наказания составил 2 года 6 месяцев.
Между тем в резолютивной части приговора КЭС по ст. 30 ч. 3 - ч. 1 ст. 158 УК РФ назначено наказание в виде лишения свободы на срок 8 (восьми) месяцев. Условно-досрочное освобождение, примененное к КЭС по постановлению Грязовецкого районного суда от ДД.ММ.ГГГГ, в силу п. "б" ч. 7 ст. 79 УК РФ отменено. На основании ст.ст. 70, 79 ч. 7 п. "б" УК РФ к назначенному наказанию в виде 6 (шести) месяцев лишения свободы, присоединена частично неотбытая часть наказания, назначенного КЭС по приговору от ДД.ММ.ГГГГ мирового судьи "адрес" по судебному участку N, в виде 7 (семи) месяцев лишения свободы. Окончательно по совокупности приговоров назначено наказание в виде 1 (одного) года 3 (трех) месяцев лишения свободы, с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима, с лишением права заниматься деятельностью, связанной с управлением транспортными средствами, на срок 3 (три) года.
Таким образом, при назначении наказания мировой судья нарушив требования ст. 70 УК РФ, не указал о присоединении к основному наказанию в виде лишения свободы дополнительного наказания. Кроме того, мировой судья окончательно назначил дополнительное наказание в виде лишения права заниматься деятельностью, связанной с управлением транспортными средствами на срок 3 года, что является больше неотбытого срока дополнительного наказания.
Также в резолютивной части приговора мировой судья, назначив КЭС по ч. 3 ст. 30 - ч. 1 ст. 158 УК РФ наказание в виде 8 (восьми) месяцев лишения свободы, указал на присоединение к назначенному наказанию в виде 6 (шести) месяцев лишения свободы частично неотбытой части наказания, назначенного по приговору от ДД.ММ.ГГГГ в виде 7 (семи) месяцев лишения свободы, окончательно назначив 1 год 3 месяца лишения свободы.
Таким образом, в приговоре имеются противоречия относительно срока наказания в виде лишения свободы, назначенного, как по ч. 3 ст. 30 - ч. 1 ст. 158 УК РФ, так и относительно срока окончательного наказания в виде лишения свободы.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия считает необходимым устранить допущенное мировым судьей существенное нарушение уголовно-процессуального и уголовного закона, смягчить назначенное наказание по ч. 3 ст. 30 - ч. 1 ст. 158 УК РФ и назначить наказание в виде лишения свободы на срок 6 месяцев; на основании ст. 70 УК РФ, п. "б" ч. 7 ст. 79 УК РФ путем присоединения к назначенному наказанию в виде 6 месяцев лишения свободы частично неотбытой части наказания, назначенного КЭС по приговору мирового судьи "адрес" по судебному участку N от ДД.ММ.ГГГГ, в виде 7 месяцев лишения свободы, с лишением права заниматься деятельностью, связанной с управлением транспортными средствами, сроком на 2 года 6 месяцев, окончательно по совокупности приговоров назначить наказание в виде 01 года 01 месяца лишения свободы, с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима, с лишением права заниматься деятельностью, связанной с управлением транспортными средствами, на срок 2 год 6 месяцев.
Руководствуясь ст. ст. 401.14-401.15 УПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
приговор мирового судьи судебного участка N 6 Санкт-Петербурга от 03.12.2019 в отношении КЭС изменить:
назначить КЭС по ч. 3 ст. 30 - ч. 1 ст. 158 УК РФ наказание в виде лишения свободы на срок 6 (шесть) месяцев;
на основании ст. 70 УК РФ, п. "б" ч. 7 ст. 79 УК РФ путем присоединения к назначенному наказанию в виде 6 месяцев лишения свободы частично неотбытой части наказания, назначенного КЭС по приговору мирового судьи Вологодской области по судебному участку N 67 от 06.09.2018, в виде 7 месяцев лишения свободы, с лишением права заниматься деятельностью, связанной с управлением транспортными средствами, сроком на 2 года 6 месяцев, окончательно по совокупности приговоров назначить наказание в виде 01 года 01 месяца лишения свободы, с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима, с лишением права заниматься деятельностью, связанной с управлением транспортными средствами, на срок 2 год 6 месяцев.
В остальной части обжалуемые судебные решения оставить без изменения.
Председательствующий:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.