78MS0181-01-2020-002871-63
Дело N88-11758/2022
N 2-10/2021
Санкт-Петербург
11 июля 2022 года
Третий кассационный суд общей юрисдикции в составе судьи Чекрий Л.М, рассмотрев в порядке части 10 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданское дело N2-10/2021-181 по иску ФИО1 к ПАО "Аэрофлот" о защите прав потребителя
по кассационной жалобе ФИО1 на решение мирового судьи судебного участка N181 Санкт-Петербурга от 29 марта 2021 года и апелляционное определение Фрунзенского районного суда Санкт-Петербурга от 02 февраля 2022 года,
УСТАНОВИЛ:
Лазовский С.А. обратился к мировому судье с иском к ПАО "Аэрофлот" о взыскании с ответчика стоимости воздушной перевозки в размере 41 432 рублей, неустойки в размере 41 432 руб, компенсации морального вреда в размере 100 000 руб, штрафа в размере 50 % от присужденной судом суммы.
В обоснование иска указал, что приобрел для себя авиабилеты по маршруту Санкт-Петербург-Симферополь на имя Лазовского С.А, Меркурьевой Ю.В. с датой вылета 01 мая 2020 года и обратно - Симферополь-Санкт-Петербург с датой вылета 10 мая 2020 года. За услугу перевозки им плачена сумма 41 432 руб. электронным платежом посредством банковской карты. Однако 04 апреля 2020 года рейс истца был отменен. 12 апреля 2020 года, 07 мая 2020 года, 14 мая 2020 года, 19 июня 2020 года истец обращался к ответчику с требованием о возврате в полном объеме денежных средств, уплаченных за авиабилет. 11 мая 2020 года ответчик сообщил истцу, что в связи с большим количеством обращений, срок обработки запросов на возврат денежных средств увеличен. На момент обращения в суд с иском ответчик денежные средства истцу не возвратил, в связи с чем истец обратился в суд с настоящим иском.
Решением мирового судьи судебного участка N 181 Санкт-Петербурга от 29 марта 2021 года в удовлетворении исковых требований Лазовского С.А. отказано.
Апелляционным определением Фрунзенского районного суда Санкт-Петербурга от 02 февраля 2022 года решение мирового судьи судебного участка N 181 Санкт-Петербурга от 29 марта 2021 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Лазовский С.А. ставит вопрос об отмене решения и апелляционного определения, как незаконных.
В соответствии со статьей 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для пересмотра судебных актов в кассационном порядке по доводам кассационной жалобы не имеется.
Судами установлено, что 06 февраля 2020 года истец приобрел для себя и Меркурьевой Ю.В. авиабилеты по маршруту Санкт-Петербург-Симферополь с датой вылета 01 мая 2020 года и обратно Симферополь-Санкт-Петербург с датой вылета 10 мая 2020 года.
Авиабилеты были оплачены в полном объеме в день приобретения, посредством банковского безналичного перевода с использованием банковской карты.
04 апреля 2020 года ответчик с официального почтового адреса направил в адрес истца сообщение, в котором уведомлял об отмене рейса.
12 апреля 2020 года истец обратился к ответчику с требованием о возврате в полном объеме денежных средств, уплаченных за авиабилеты; повторное обращение истца имело место 07 мая 2020 года. 11 мая 2020 года ответчик сообщил истцу, что в связи с большим количеством обращений, срок обработки запросов на возврат денежных средств увеличен.
14 мая 2020 года истец обратился к ответчику с требованием о возврате в полном объеме денежных средств, уплаченных за авиабилет и об отказе от ваучера об использовании уплаченных за авиабилеты денежных средств в счет будущих перевозок; повторное обращение имело место 19 июня 2020 года; денежные средства истцу не возвращены.
Разрешая заявленные требования, суд руководствовался положениями статей 401, 422 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 1 статьи 103 Воздушного кодекса Российской Федерации, положениями об особенностях исполнения договора воздушной перевозки пассажира, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации N 991, пункта 3 статьи 24 Федерального закона от 8 июня 2020 года N 166- ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях принятия неотложных мер, направленных на обеспечение устойчивого развития экономики и предотвращение последствий распространения новой коронавирусной инфекции".
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, оценив в совокупности представленные по делу доказательства по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, исходил из того, что в действиях ответчика не усматривается нарушений прав истца.
Суд апелляционной инстанции с выводами мирового судьи согласился.
Судья Третьего кассационного суда общей юрисдикции полагает, что судами правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, и дано толкование норм материального права, подлежащих применению к отношениям сторон, на основании чего суды первой и апелляционной инстанций пришли к правомерному выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В силу подпункта 4 пункта 1 статьи 108 Воздушного кодекса Российской Федерации, если пассажиром заключен договор воздушной перевозки пассажира, предусматривающий условие о невозврате провозной платы при расторжении договора воздушной перевозки пассажира, уплаченная за воздушную перевозку пассажира провозная плата не возвращается, за исключением неиспользованных сумм, взимаемых перевозчиком в пользу иных организаций в соответствии с законодательством иностранных государств, с территорий, на территории или через территории которых осуществляется воздушная перевозка пассажира.
На основании пунктов 2 и 3 указанной статьи, в случае вынужденного отказа пассажира от воздушной перевозки в связи с болезнью пассажира или члена его семьи либо близкого родственника, совместно следующих с ним на воздушном судне, что подтверждается медицинскими документами, и уведомления об этом перевозчика до окончания установленного в соответствии с федеральными авиационными правилами времени регистрации пассажиров на указанный в билете рейс, либо в связи с задержкой отправления воздушного судна, иными предусмотренными федеральными авиационными правилами действиями (бездействием) перевозчика, влекущими за собой неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору воздушной перевозки пассажира, пассажиру возвращается уплаченная за воздушную перевозку провозная плата.
Статьей 4 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
По отношениям, возникшим до введения в действие акта гражданского законодательства, он применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие. Отношения сторон по договору, заключенному до введения в действие акта гражданского законодательства, регулируются в соответствии со статьей 422 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В статье 422 Гражданского кодекса Российской Федерации закреплено, что договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения. Если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.
В целях урегулирования ситуации, связанной с массовыми отказами пассажиров от перевозки, а также отменой рейсов в условиях новой коронавирусной инфекции COVID-19, принят Федеральный закон от 8 июня 2020 г. N 166-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях принятия неотложных мер, направленных на обеспечение устойчивого развития экономики и предотвращение последствий распространения новой коронавирусной инфекции", которым Воздушный кодекс Российской Федерации дополнен новой статьей 107.2, устанавливающей, что Правительство Российской Федерации при угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных чрезвычайных ситуаций, введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на ее части вправе установить на соответствующей территории особенности исполнения договора воздушной перевозки пассажира, в том числе право перевозчика в одностороннем порядке изменить условия такого договора или отказаться от его исполнения и возвратить уплаченную за воздушную перевозку пассажира провозную плату в порядке и сроки, которые установлены Правительством Российской Федерации. Пунктом 2 указанной статьи установлено, что в случае отказа пассажира от воздушной перевозки при угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных чрезвычайных ситуаций, введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на ее части уплаченная за воздушную перевозку провозная плата подлежит возврату в порядке и сроки, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 3 статьи 24 Федерального закона от 8 июня 2020 г. N 166-ФЗ особенности исполнения и расторжения договоров перевозки пассажиров, предусмотренные статьей 107.2 Воздушного кодекса Российской Федерации, применяются к договорам перевозки пассажиров, подлежащим исполнению с 1 февраля 2020 года.
Во исполнение указанной нормы, Правительство Российской Федерации утвердило Положение об особенностях исполнения договора воздушной перевозки пассажира, в том числе о праве перевозчика в одностороннем порядке изменить условия такого договора или отказаться от его исполнения, а также о порядке и сроках возврата уплаченной за воздушную перевозку провозной платы при угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных чрезвычайных ситуаций, введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на ее части" (далее - Положение).
В абзаце 2 пункта 1 Положения указано, что оно применяется к договорам, подлежащим исполнению с 1 февраля 2020 года по международным воздушным перевозкам с Китайской Народной Республикой, с 18 марта 2020 года - по всем внутренним воздушным перевозкам и иным международным воздушным перевозкам, заключенным до 1 мая 2020 года.
Согласно пункту 3 Положения, в случаях, указанных в пункте 1 настоящего Положения, перевозчик вправе в одностороннем порядке:а) изменить условия договора (в части даты, времени, маршрута (изменение прямого маршрута на маршрут с пересадкой либо изменение пункта назначения на ближайший к первоначальному пункту назначения), типа воздушного судна). Изменение условий договора осуществляется в порядке, установленном федеральными авиационными правилами, утвержденными в соответствии со статьей 102 Воздушного кодекса Российской Федерации; б) отказаться от исполнения договора (отменить рейс) и возвратить уплаченную за воздушную перевозку пассажира провозную плату в порядке и сроки, которые установлены в настоящем Положении.
На основании пункта 4 Положения при отказе пассажира от воздушной перевозки в случаях, указанных в пункте 1 или подпункте "а" пункта 3 настоящего Положения, провозная плата, уплаченная за воздушную перевозку пассажира, подлежит возврату пассажиру в порядке и сроки, которые установлены в настоящем Положении.
В пункте 5 Положения указано, что в случаях, указанных в подпункте "б" пункта 3 и пункте 4 настоящего Положения, обязательство перевозчика перевезти пассажира в пункт назначения, указанный в билете, прекращается, при этом перевозчик обязан в течение 3 лет с даты отправления рейса, указанного в билете, принять сумму оплаченной провозной платы в счет оплаты услуг по воздушной перевозке (в том числе по другим маршрутам воздушной перевозки) и дополнительных услуг перевозчика.
Пассажир вправе для оплаты указанных услуг перевозчика использовать часть суммы оплаченной провозной платы или использовать сумму полностью, а в случае ее недостаточности доплатить денежными средствами.
Перевозчик не вправе устанавливать ограничения по принятию суммы оплаченной провозной платы в счет оплаты услуг по воздушной перевозке пассажира, связанные с маршрутом или датой воздушной перевозки, при наличии в продаже билетов на выбранные пассажиром дату и маршрут воздушной перевозки.
Порядок обращения пассажира за оказанием указанных услуг определяется правилами перевозчика.
Согласно пункту 6 Положения в случае, если пассажир не воспользуется услугами по перевозке с возможностью зачесть ранее оплаченную сумму в счет их оплаты, то провозная плата подлежит возврату пассажиру по истечении трех лет с даты отправления рейса, указанного в билете, за исключением определенных категорий граждан, для которых установлен иной срок возврата.
При таких обстоятельствах, учитывая, что срок для возврата денежных средств не наступил, требования истицы об их возврате правомерно оставлены без удовлетворения.
Доводы кассационной жалобы сводятся к иному толкованию норм действующего законодательства и переоценке обстоятельств, установленных судами в полном соответствии с правилами статей 56, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, а поэтому не могут служить поводом к отмене судебных актов.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судья по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛ:
решение мирового судьи судебного участка N181 Санкт-Петербурга от 29 марта 2021 года и апелляционное определение Фрунзенского районного суда Санкт-Петербурга от 02 февраля 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Лазовского Сергея Александровича - без удовлетворения.
Судья
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.