Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Стешовиковой И.Г, судей Ирышковой Т.В, Лепской К.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Лепской К.И. гражданское дело N 2-4267/2021 по исковому заявлению А.О.В. к Государственному учреждению - отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Вологодской области об оспаривании решения
по кассационной жалобе А.О.В. на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Вологодского областного суда от 02 марта 2022 года.
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
установила:
А.О.В. обратилась в суд иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Череповце Вологодской области (межрайонное) (далее - УПФР в г. Череповце Вологодской области (межрайонное)) об оспаривании решения об отказе в установлении пенсии.
В обоснование требований указала, что оспариваемым решением ответчик отказал в зачете в специальный стаж периодов работы с 01 сентября 1999 года по 31 августа 2002 года в должности учителя математики муниципального образовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа N 1" (далее МОУ "Средняя общеобразовательная школа N 1"), с 03 февраля 2003 года по 27 ноября 2018 года в должности директора муниципального учреждения "Социально-реабилитационный центр для "данные изъяты"" (далее МУ "Социально-реабилитационный центр для "данные изъяты""), позднее бюджетное учреждение социального обслуживания для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Вологодской области "Шекснинский центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, "Альтаир" (далее БУ СО для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Вологодской области "Шекснинский центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, "Альтаир", учреждение), в том числе периоды командировок с 16 марта 2014 года по 20 сентября 2014 года, с 06 октября 2014 года по 09 октября 2014 года и с 16 марта 2015 года по 18 марта 2015 года.
С решением ответчика не согласна, поскольку в период с 01 сентября 1999 года по 31 августа 2002 года осуществляла педагогическую деятельность, выполнение нормы рабочей нагрузки после 01 сентября 2000 года подтверждается работодателем. Период работы в должности директора социально-реабилитационного центра для "данные изъяты" подлежит включению в специальный стаж, так как указанная деятельность выполнялась в учреждении и в должности, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии, в том числе, периоды командировок, которые были связаны непосредственно с работой.
Просила признать незаконным решение УПФР в городе Череповце Вологодской области (межрайонное) от 26 марта 2019 года N 825/20 в части отказа в зачете в специальный стаж, предусмотренный пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее Федеральный закон N 400-ФЗ), периодов работы с 01 сентября 1999 года по 31 августа 2002 года в должности учителя математики МОУ "Средняя общеобразовательная школа N 1", с 03 февраля 2003 года по 27 ноября 2018 года в должности директора МУ "Социально-реабилитационный центр для "данные изъяты"", позднее БУ СО для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Вологодской области "Шекснинский центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, "Альтаир", в том числе периоды командировок с 16 марта 2014 года по 20 сентября 2014 года, с 06 октября 2014 года по 09 октября 2014 года и с 16 марта 2015 года по 18 марта 2015 года, возложить на ответчика обязанность включить в специальный стаж истца указанные периоды работы.
Протокольным определением суда от 08 октября 2021 года произведена замена ответчика на Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Вологодской области (далее ОПФР по Вологодской области) в связи с реорганизацией юридического лица.
Решением Череповецкого городского суда Вологодской области от 20 октября 2021 года исковые требования А.О.В. удовлетворены.
Решение УПФР в городе Череповце Вологодской области (межрайонное) от 26 марта 2019 года N 825/20 признано незаконным в части отказа в зачете в специальный стаж, предусмотренный пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", периодов работы:
с 01 сентября 1999 года по 31 августа 2002 года в должности учителя МОУ "Средняя общеобразовательная школа N 1", с 03 февраля 2003 года по 27 ноября 2018 года в должности директора МУ "Социально-реабилитационный центр для "данные изъяты"", позднее БУ СО для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Вологодской области "Шекснинский центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, "Альтаир".
На ОПФР по Вологодской области возложена обязанность включить А.О.В. в специальный стаж, предусмотренный пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", указанные периоды работы.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Вологодского областного суда от 02 марта 2022 года решение Череповецкого городского суда Вологодской области от 20 октября 2021 года в части признания незаконным решения ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ в городе Череповце Вологодской области (межрайонное) от 26 марта 2019 года N 825/20 в части отказа в зачете в специальный стаж, предусмотренный пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" периода работы с 03 февраля 2003 года по 27 ноября 2018 года в должности директора МУ "Социально-реабилитационный центр для "данные изъяты"", позднее БУ СО для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Вологодской области "Шекснинский центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, "Альтаир", и в части возложения на ГУ - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Вологодской области обязанности включить А.О.В. в специальный стаж, предусмотренный пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", периода работы с 03 февраля 2003 года по 27 ноября 2018 года в должности директора МУ "Социально-реабилитационный центр для "данные изъяты", позднее БУ СО для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Вологодской области "Шекснинский центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, "Альтаир" - отменено.
В отмененной части по делу постановлено новое решение об отказе в иске.
В остальной части решение Череповецкого городского суда Вологодской области от 20 октября 2021 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе А.О.В. просит об отмене апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Вологодского областного суда от 02 марта 2022 года в части отказа в удовлетворении исковых требований и оставлении в силе решения суда первой инстанции, ссылаясь на нарушения нижестоящим судом апелляционной инстанции норм процессуального и материального права, правил оценки доказательств. Указывает на неверное установление судом юридически значимых обстоятельств по делу. Полагает, что исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме, поскольку само по себе отсутствие педагогической нагрузки не влияет на включение спорного периода в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
В судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции явился представитель истца адвокат Лебедев Д.М, действующий по ордеру N 220017 от 24.08.2022 г.
Остальные участники процесса, извещенные судом о времени и месте рассмотрения дела по кассационной жалобе, в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции не явились.
С учетом части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции рассмотрела кассационную жалобу в отсутствии не явившихся участников процесса (их представителей).
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность судебного акта в пределах доводов кассационной жалобы согласно части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя истца адвоката Лебедева Д.М, поддержавшего доводы кассационной жалобы в полном объеме, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции, не находит оснований для ее удовлетворения и отмены судебного акта нижестоящего суда.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Нарушение или неправильное применение норм процессуального права является основанием для отмены или изменения судебных постановлений, если это нарушение привело или могло привести к принятию неправильных судебных постановлений (часть 3 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
По настоящему делу таких нарушений с учетом доводов кассационной жалобы не установлено.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом, 15 августа 1991 года А.О.В. принята на работу учителем начальных классов Чебсарской средней школы, 25 августа 1992 года переведена учителем начальных классов в начальную школу N 3, 01 декабря 1992 года определен 7 разряд ЕТС, 02 апреля 1997 года присвоена II квалификационная категория и установлен 12 разряд ЕТС, 01 сентября 1998 года переведена заместителем директора по учебно-воспитательной работе на 0, 5 ставки и учителем начальных классов, 31 марта 1999 года присвоена I квалификационная категория.
С 01 сентября 1999 года муниципальная начальная школа N 3 реорганизована в общеобразовательную муниципальную среднюю школу N 1. А.О.В. переведена социальным педагогом с оплатой труда по 11 разряду ЕТС и учителем математики с оплатой труда по 13 разряду ЕТС.
С 11 ноября 1999 года муниципальная общеобразовательная средняя школа N 1 переименована в МОУ "Средняя общеобразовательная школа N 1".
С 26 марта 2001 года А.О.В. присвоена 1 квалификационная категория по должности "социальный педагог", с 01 февраля 2003 года уволена в порядке перевода в отдел социальной защиты населения Шекснинского района по согласованию сторон.
03 февраля 2003 года истец принята на должность директора МУ "Социально-реабилитационный центр для "данные изъяты"" по 15 разряду ЕТС. Решением районного Представительного Собрания Шекснинского муниципального района N 35 от 28 марта 2007 года МУ "Социально-реабилитационный центр для "данные изъяты"" переименовано в муниципальное учреждение "Социально-реабилитационный центр для "данные изъяты" "Альтаир".
31 декабря 2008 года А.О.В. уволена в связи с истечением срока трудового договора, с 01 января 2009 года принята на должность директора в муниципальное учреждение "Социально-реабилитационный центр для "данные изъяты" "Альтаир".
Приказом управления социальной защиты населения 19 июля 2011 года N 127 муниципальное учреждение "Социально-реабилитационный центр для "данные изъяты" "Альтаир" переименовано в бюджетное учреждение социального обслуживания Шекснинского муниципального района "Социально-реабилитационный центр для "данные изъяты" "Альтаир" с 01 августа 2011 года.
31 декабря 2013 года А.О.В. уволена в связи с истечением срока трудового договора, 01 января 2014 года принята на работу в бюджетное учреждение социального обслуживания Шекснинского муниципального района "Социально-реабилитационный центр для "данные изъяты" "Альтаир" на должность директора, уволена 14 мая 2015 года по собственному желанию.
15 мая 2015 года истец принята на работу на должность директора в бюджетное учреждение социального обслуживания для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Шекснинского муниципального района "Шекснинский центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей", которое с 28 января 2016 года переименовано в БУ СО для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Вологодской области "Шекснинский центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, "Альтаир", где работает по настоящее время.
В системе обязательного пенсионного страхования истец зарегистрирована 10 мая 2000 года.
28 ноября 2018 года А.О.В. обратилась в УПФР в г. Череповце Вологодской области (межрайонное) с заявлением о назначении пенсии.
Решением УПФР в г. Череповце Вологодской области (межрайонное) от 26 марта 2019 года N 825/20 А.О.В. отказано в установлении страховой пенсии по старости без учета нормы части 8 статьи 13 Федерального закона N 400-ФЗ в связи с отсутствием требуемого специального стажа - не менее 25 лет педагогической деятельности в учреждениях для детей, независимо от их возраста, что предусмотрено пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального Закона N 400-ФЗ. Специальный стаж заявителя на дату обращения 28 ноября 2018 года составляет 6 лет 5 месяцев 23 дня.
При определении права на пенсию пенсионным органом засчитаны в специальный стаж по пункту 19 части 1 статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ периоды работы с 15 августа 1991 года по 19 декабря 1993 года, с 03 июня 1994 года по 03 июля 1994 года, с 05 августа 1995 года по 31 августа 1999 года в должности учителя начальных классов Чебсарской средней школы, начальной школы N 3 Шекснинского РОНО.
Отказано в зачете в специальный стаж периодов работы: с 01 сентября 1999 года по 01 февраля 2003 года в должности социального педагога МОУ "Средняя общеобразовательная школа N 1", так как согласно пункту 11 Правил N 781 право на досрочное назначение пенсий социальным педагогам в общеобразовательных учреждениях не предусмотрено;
с 03 февраля 2003 года по 27 ноября 2018 года в должности директора МУ "Социально-реабилитационный центр для "данные изъяты"", позднее БУ СО для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Вологодской области "Шекснинский центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, "Альтаир", так как согласно пункту 8 "а, б, в" Правил N 781 периоды работы в должности директора в учреждениях, указанных в пункте 1.13 раздела "Наименования учреждений" Списка N 781, не засчитываются в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии. Кроме того, в указанный период имеются отвлечения от основной работы с 16 сентября 2014 года по 20 сентября 2014 года, с 06 октября 2014 года по 09 октября 2014 года, с 16 марта 2015 года по 18 марта 2015 года в связи с командировками; с 20 декабря 1993 года по 02 июня 1994 года, с 04 июля 1994 года по 14 августа 1995 года - отпуска по уходу за ребенком 12 октября 1993 года рождения на основании Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РФ".
Удовлетворяя исковые требования о включении в специальный стаж истца периода работы с 01 сентября 1999 года по 31 августа 2002 года в должности учителя математики в МОУ "Средняя общеобразовательная школа N 1", суд первой инстанции, при правильном применении норм материального права, исходил из того, что в указанный период истец осуществляла педагогическую деятельность в должности учителя математики, она выработала необходимую преподавательскую нагрузку (18 часов в неделю), установленную пунктом 2 Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 декабря 2010 года N 2075 "О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников", утратившего силу 09 марта 2015 года, включая педагогическую работу, предусмотренную квалификационными характеристиками по должностям и особенностями режима рабочего времени и времени отдыха педагогических работников образовательных учреждений.
Судом установлено, что в период с 01 сентября 1999 года по 31 августа 2002 года А.О.В. работала социальным педагогом на 1 ставку и согласно тарификации имела дополнительную педагогическую нагрузку учителя: в количестве 5 недельных часов, дополнительное индивидуальное обучение 8 недельных часов в период с 01 сентября 1999 года по 31 августа 2000 года, в количестве 15 недельных часов, дополнительное индивидуальное обучение в количестве 4 недельных часов в период с 01 сентября 2000 года по 31 августа 2001 года, в количестве 9 недельных часов и дополнительно индивидуальное обучение в количестве 12 недельных часов в период с 01 сентября 2001 года по 31 декабря 2001 года, в количестве 9 недельных часов, дополнительно индивидуальное обучение в количестве 12 недельных часов в период с 01 января 2002 года по 31 августа 2002 года.
Проверяя законность решения в указанной части в апелляционном порядке, суд апелляционной инстанции не усмотрел оснований для его отмены, так как согласился с выводами суда первой инстанции, ввиду чего судебная коллегия по мотивам, изложенным в апелляционном определении, оставила решение суда в указанной части без изменения.
Удовлетворяя исковые требования о включении в специальный стаж истца периода работы с 03 февраля 2003 года по 27 ноября 2018 года в должности директора МУ "Социально-реабилитационный центр для "данные изъяты"", позднее БУ СО для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Вологодской области "Шекснинский центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, "Альтаир", суд, руководствуясь пунктом 5 Правил N 781, исходил из того, что занимаемая А.О.В. должность и учреждение поименованы в Списке N 781, ею выполнялась работа на полную ставку.
Суд апелляционной инстанции, проверяя законность решения в указанной части в апелляционном порядке, не согласился с выводом суда первой инстанции о наличии законных оснований для включения спорного периода в специальный стаж.
При этом суд апелляционной инстанции, руководствуясь Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 N 781, оценив все имеющиеся в материалах дела доказательства по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в их совокупности и взаимосвязи, пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований в указанной части, поскольку установил, что А.О.В. работала не педагогическим работником, а руководителем учреждения, следовательно, имеет право на включение спорного периода в специальный стаж только в случае наличия достаточной педагогической нагрузки. Между тем, наличие такой нагрузки представленными доказательствами не подтверждено, ввиду чего основания для включения спорного периода в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, отсутствуют.
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции полагает, что вопреки доводам автора кассационной жалобы, выводы, содержащиеся в обжалуемом апелляционном определении, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судом апелляционной инстанции, и нормам материального права, регулирующим спорные отношения сторон.
Подпунктом 19 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" установлено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 настоящего Закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
В силу ч. 2 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В целях реализации положений ст. ст. 30 и 31 указанного Закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".
В соответствии с пп. "м" п. 1, п. 3 данного постановления при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяется, в том числе, Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781, а исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях", осуществляется с применением, в том числе Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. N 781.
Должность истца - директор предусмотрена в п. 1 раздела "Наименование должностей" Списка.
Пунктом 1.13 указанного раздела "Наименование учреждений" Списка предусмотрены учреждения социального обслуживания: центр социальной реабилитации "данные изъяты".
Пунктом 3 Правил предусмотрено, что в стаж работы засчитываются в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". При этом работа в должностях, указанных в пункте 1 раздела "Наименование должностей" списка, засчитывается в стаж работы при условии ее выполнения в учреждениях, указанных в пунктах 1.1 - 1.14 раздела "Наименование учреждений" списка, а работа в должностях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" списка, - в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" списка.
Согласно п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. N 781, периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000 года работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке засчитываются в стаж независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 1 сентября 2000 года - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки, установленной за ставку заработной платы, за исключением случаев, определенных настоящими Правилами.
Пунктом 5 указанных Правил установлено, что периоды работы в образовательных учреждениях для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, указанных в пункте 1.11 раздела "Наименование учреждений" списка, в учреждениях социального обслуживания, указанных в пункте 1.13 раздела "Наименование учреждений" списка, засчитываются в стаж работы при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), независимо от времени, когда выполнялась эта работа.
Как верно указал суд апелляционной инстанции, юридически значимыми обстоятельствами, подлежащими доказыванию при разрешении вопроса о праве А.О.В. на досрочное назначение страховой пенсии по старости являются: документальное подтверждение требуемой педагогической или учебной нагрузки в оспариваемый период, соблюдение выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), независимо от времени, когда выполнялась эта работа.
Приняв во внимание, что истец в спорный период с 03 февраля 2003 года по 27 ноября 2018 года работала в должности директора МУ "Социально-реабилитационный центр для "данные изъяты"", позднее БУ СО для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Вологодской области "Шекснинский центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, "Альтаир", применив к спорным правоотношениям требования вышеприведенных правовых норм, суд апелляционной инстанции правомерно отменил решение суда в указанной части, постановив по делу в отмененной части новое решение об отказе в удовлетворении данных требований, поскольку спорный период работы А.О.В. не подлежит зачету в педагогический стаж, ввиду того, что представленные истцом документы не подтверждают наличие педагогической или учебной нагрузки, установленной за ставку заработной платы, иных документов и доказательств, подтверждающих право истца на досрочную трудовую пенсию (штатные расписания, учебные планы, образовательные программы, приказы, документы о фактически отработанном рабочем времени, бухгалтерские документы и другие, при анализе которых возможно было бы определить фактическое количество часов ведения педагогической работы, нормы педагогической или учебной нагрузки), суду не представлено.
Судом апелляционной инстанции обоснованно отклонены доводы А.О.В. о том, что она в спорный период занимала должность, предусмотренную Списком, и работала в учреждении, которое предусмотрено Списком, поскольку сама по себе работа в поименованных в Списках должностях и учреждениях без учета требований п. 5 Правил (выполнение суммарно по основному и другим местам работы нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы), не дает право на назначении досрочной пенсии по указанному истцом основанию.
С учетом приведенных обстоятельств вывод суда апелляционной инстанции о невозможности включения вышеназванного периода в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, является правильным. Учитывая, что специальный стаж истца составил менее необходимого, то оснований для досрочного назначения страховой пенсии, не имелось.
Приведенные истцом в жалобе доводы, по существу сводятся к несогласию с выводами суда апелляционной инстанции, изложенными в обжалуемом судебном постановлении в обжалуемой части и направлены на иную оценку доказательств по делу, а потому основанием к отмене судебных актов являться не могут, так как в соответствии с ч. 3 ст. 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
Выводы, содержащиеся в обжалуемом судебном постановлении, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судом. Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену состоявшегося по делу судебного акта, по делу не допущено.
Признав, что доводы кассационной жалобы не свидетельствуют о наличии обстоятельств, предусмотренных в статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, кассационный суд не находит оснований для ее удовлетворения и пересмотра обжалуемого судебного акта.
Руководствуясь статьей 390, статьей 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Вологодского областного суда от 02 марта 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу А.О.В. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.