Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 12 февраля 2010 г. N Ф03-373/2010
по делу N A59-5016/2009
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Государственного унитарного оптово-торгового предприятия "Фармация" на решение от 19.10.2009 на постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 30.11.2009 по делу N А59-5016/2009 Арбитражного суда Сахалинской области, по заявлению Государственного унитарного оптово-торгового предприятия "Фармация" к Региональной энергетической комиссии Сахалинской области о признании незаконным и отмене постановлений от 13.08.2009 NN 84/3, 84/4, 84/5.
Резолютивная часть постановления от 10 февраля 2010 г. Полный текст постановления изготовлен 12 февраля 2010 г.
Государственное унитарное оптово-торгового предприятие "Фармация" (далее - ГУ ОТП "Фармация", предприятие) обратилось в Арбитражный суд Сахалинской области с заявлениями о признании незаконными и отмене постановлений Региональной энергетической комиссии Сахалинской области (далее - РЭК Сахалинской области, административный орган) от 13.08.2009 NN 84/3, 84/4, 84/5 о привлечении ГУ ОТП "Фармация" к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде штрафа в размере 40000 руб. по каждому постановлению.
Определением Арбитражного суда Сахалинской области от 16.09.2009 дела NN А59-5016/2009, А59-5017/2009 и А59-5018/2009 объединены в одно производство для совместного рассмотрения, объединенному делу присвоен N А59-5016/2009.
Решением суда первой инстанции от 19.10.2009, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 30.11.2009, в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебные акты мотивированы наличием в действиях предприятия состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Законность принятых судебных актов проверяется в порядке и пределах, установленных статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, по кассационной жалобе ГУ ОТП "Фармация", полагающей, что судами обеих инстанций неправильно применены нормы материального права, а выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, в связи с чем просит судебные акты отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении требований предприятия.
По мнению ГУ ОТП "Фармация", определение начальной (максимальной) цены государственного контракта осуществляется заказчиком (уполномоченным органом). Поставщик, заключивший по результатам проведения торгов государственный контракт на поставку лекарственных средств, не вправе изменять цену контракта, если это не предусмотрено условиями контракта, следовательно, отсутствует состав правонарушения, вменяемый предприятию административным органом.
РЭК Сахалинской области в отзыве против доводов, изложенных в кассационной жалобе, возражает, считает судебные акты законными и обоснованными и просит оставить их без изменения.
Административный орган полагает, что законодательство о государственном заказе не содержит норм, позволяющих не применять установленные государством надбавки на регулируемые виды продукции при их купле-продаже на основе конкурсных процедур.
Участвующие в деле лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
Проверив обоснованность доводов и возражений, изложенных в кассационной жалобе и отзыве на нее, а также проверив правильность применения судами норм материального и норм процессуального права, суд кассационной инстанции установил следующее.
Судами обеих инстанций установлено и материалами дела подтверждается, что РЭК Сахалинской области на основании приказа от 25.05.2009 N 52 проведена проверка по вопросу правильности применения предельной оптовой надбавки к ценам на лекарственные средства, поставленные по государственным контрактам, заключенным с Департаментом здравоохранения Сахалинской области, за период с 01.01.2008 по 31.12.2008, в ходе которой установлено, что ГУ ОТП "Фармация" осуществило реализацию лекарственных средств Департаменту здравоохранения Сахалинской области с завышением предельного размера оптовой надбавки к фактической отпускной цене производителя.
Данное нарушение отражено в акте проверки от 02.07.2009 N 12.
Установив в действиях предприятия признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выразившегося в нарушении порядка ценообразования, РЭК Сахалинской области вынесла определение от 22.07.2009 N 84 о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении предприятия, составила протоколы об административных правонарушениях от 05.08.2009 NN 84/3, 84/4 и 84/5, по результатам рассмотрения которых, а также иных материалов административных производств, приняла постановления от 13.08.2009 NN 84/3, 84/4 и 84/5 о привлечении ГУ ОПТ "Фармация" к административной ответственности по указанной норме Кодекса в виде штрафа в размере 40000 руб. по каждому постановлению.
Несогласие с постановлениями административного органа послужило для предприятия основанием для обращения с заявлениями в арбитражный суд.
Согласно части 1 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в редакции Федерального Закона от 26.07.2006 N 134-ФЗ) завышение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), завышение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному) влечен наложение штрафа на юридических лиц в размере от 40000 до 50000 руб.
Частью 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
В силу подпункта 5 пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 22.06.1998 N 86-ФЗ "О лекарственных средствах" государственное регулирование отношений, возникающих в сфере обращения лекарственных средств, осуществляется, в частности, путем государственного регулирования цен на лекарственные средства.
В Перечень продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 N 239, включены торговые надбавки к ценам на лекарственные средства и изделия медицинского назначения, за исключением торговых надбавок к ценам на лекарственные средства, которыми обеспечиваются отдельные категории граждан, имеющих право на государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг.
Постановлением Администрации Сахалинской области от 04.04.2003 N 61-па "О государственном регулировании торговых надбавок к ценам на лекарственные средства и изделия медицинского назначения" утверждены предельные размеры торговых надбавок к фактической отпускной цене производителя, которые составили 30 процентов.
Судами установлено и материалами дела подтверждается, что ГУ ОТП "Фармация" имеет лицензию N 99-06-009652 на фармацевтическую деятельность, осуществляемую организациями оптовой торговли лекарственными средствами.
Согласно Уставу ГУ ОТП "Фармация" осуществляет фармацевтическую деятельность, в том числе оптовую, розничную торговлю изделиями медицинского назначения, заключает договоры с поставщиками на поставку наркотических, психотропных, сильнодействующих и ядовитых веществ списков ПККН.
04.10.2008 между Департаментом здравоохранения Сахалинской области (государственный заказчик), МУЗ "Курильская ЦРБ" (получатель) и ГУ ОТП "Фармация" (поставщик) заключен государственный контракт N 176, предметом которого является поставка наркотических, сильнодействующих средств, психотропных веществ (наименование и количество указаны в спецификации - Приложение N 1) в соответствии с объемами выделенных средств, поступивших по целевому назначению. Поставщик обязуется передать получателю товары согласно спецификации, получатель обязуется принять товар, а государственный заказчик оплатить товар на условиях, установленных контрактом. Цена контракта составляет 300000 руб.
04.10.2008 между Департаментом здравоохранения Сахалинской области (государственный заказчик), МУЗ "Курильская ЦРБ" (получатель) и ГУ ОТП "Фармация" (поставщик) заключен государственный контракт N 177. Цена настоящего государственного контракта составляет 2241100 руб.
В рамках исполнения обязательств, возникших на основании заключенных государственных контрактов NN 176 и 177, ГУ ОТП "Фармация" произвело поставку медицинских препаратов по счетам-фактурам от 16.10.2008 N 7002/8 на сумму 124932,42 руб., от 16.10.2008 N 7109/8 на сумму 867209,93 руб. и от 11.11.2008 N 7222/8 на сумму 35147,46 руб.
Суды первой и апелляционной инстанции, исследовав и оценив в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеющиеся в материалах дела счета-фактуры и протоколы согласования цен на лекарства к счетам-фактурам, и установив, что фактически примененная предприятием надбавка при продаже лекарственных средств по государственным контрактам в нарушение Постановления Администрации Сахалинской области от 04.04.2003 N 61-па "О государственном регулировании торговых надбавок к ценам на лекарственные средства и изделия медицинского назначения" составила 106,51% (борная кислота), 92,50% (масло вазелиновое), 106,50% (муравьиная кислота), 75,24% (актовегин), 59,83% (баралгин), 71,60% (лериван), 64,92% (альбумин), 59,50% (гепарин), 74,49% (кордиамин), пришли к обоснованному выводу о наличии в действиях ГУ ОТП "Фармация" состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Довод ГУ ОПТ "Фармация" о том, что максимальные цены установлены заказчиком в государственном контракте, а поставщик, заключивший по результатам проведения торгов государственный контракт на поставку лекарственных средств, не вправе изменять цену контракта, являлся предметом рассмотрения и оценки судами первой и апелляционной инстанций и правомерно отклонен. Поскольку в аукционной документации указана только общая сумма размещения заказа, участник аукциона при формировании стоимости каждой конкретной единицы продукции обязан руководствоваться нормами действующего законодательства, в том числе и нормами законодательства, предусматривающего предельные размеры торговых надбавок к фактической отпускной цене производителя.
Доводы заявителя кассационной жалобы о нарушении РЭК Сахалинской области сроков составления акта проверки, были предметом рассмотрения обеих судебных инстанций, которым дана надлежащая правовая оценка.
Учитывая, что суды обеих инстанций, исследовав и оценив в соответствии с главой 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеющиеся в материалах дела доказательства, правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, а доводы предприятия направлены на иную, чем у судов первой и апелляционной инстанций, оценку доказательств по делу, у суда кассационной инстанции отсутствуют правовые основания для отмены или изменения судебных актов.
Руководствуясь статьями 274, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 19.10.2009, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 30.11.2009 по делу N А59-5016/2009 Арбитражного суда Сахалинской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 12 февраля 2010 г. N Ф03-373/2010 по делу N A59-5016/2009
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании