Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Медведкиной В.А, судей: Чекрий Л.М, Козловой Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-12/2021 по исковому заявлению Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми в лице ГУ РК "Сосногорское лесничество" к Мусину ФИО1 о взыскании ущерба, причиненного окружающей среде
по кассационной жалобе Мусина- ФИО1 на заочное решение Сосногорского городского суда Республики Коми от 15 апреля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми от 13 января 2022 года.
Заслушав доклад судьи Чекрий Л.М, объяснения истца Пономарева В.А, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми в лице ГУ РК "Сосногорское лесничество" обратилось в суд с иском к Мусину-Пушкину А.Н. о возмещении ущерба, причиненного окружающей среде в размере 5 967 934 руб.
В обоснование иска указало, что при патрулировании должностными лицами истца в квартале 22 выдела 64 ЛЭП Пожнинского участкового лесничества на площади 0, 21 га (координаты N 63 34 37.8 с. ш. Е 054 05 00.0 в. д.) было обнаружено самовольное изъятие ответчиком грунта в глубину 1, 0 м, объемом изъятого грунта 2, 1 куб. м; в квартале 22 выдела 65 ЛЭП на площади 0, 21 га (координаты N63 34 36.3 с. ш. Е 054 04 59.0 в. д.) - самовольное изъятие ответчиком грунта в глубину 1, 3 м, объем изъятого грунта 2, 73 куб. м.
По выявленным правонарушениям Мусин-Пушкин А.Н. был привлечен к административной ответственности по статье 7.9 КоАП РФ.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация МР "Сосногорск", Комитет по управлению имуществом администрации МР "Сосногорск", ПАО "МРСК Северо-Запада" в лице ПО "Центральные электрические сети" филиала в Республике Коми, ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Республике Коми, АО Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" в лице Ухтинского отделения филиала по Республике Коми, Управление Росреестра по Республике Коми в лице Сосногорского отдела, главного архитектора администрации МР "Сосногорск", руководителя земельного отдела Комитета по управлению имуществом АМР "Сосногорск".
Заочным решением Сосногорского городского суда Республики Коми от 15 апреля 2021 года исковые требования удовлетворены частично, с Мусина-Пушкина А.Н. в пользу Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми взыскан ущерб, причиненный окружающей среде в размере 1 300 430, 87 руб. С Мусина-Пушкина А.Н. в доход бюджета муниципального района "Сосногорск" взыскана государственная пошлина в сумме 14 702 руб. 15 коп.;
В удовлетворении остальной части иска отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми от 13 января 2022 года заочное решение Сосногорского городского суда Республики Коми от 15 апреля 2021 года изменено в части определения получателя средств возмещения ущерба, причиненного окружающей среде. Определено взыскание с Мусина-Пушкина А.Н. в возмещения ущерба, причиненного окружающей среде, в размере 1 300 430 руб. 87 коп. в доход бюджета муниципального образования муниципальный район "Сосногорск".
В остальной части решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Мусин-Пушкин А.Н. ставит вопрос об отмене постановлений суда первой и апелляционной инстанций, ссылаясь на нарушения норм материального права, допущенные судами первой и апелляционной инстанции.
На рассмотрение дела в Третий кассационный суд общей юрисдикции лица, участвующие в деле, не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом по правилам статьи 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее также - ГПК РФ). На основании пункта 5 статьи 379.5 ГПК РФ жалоба рассмотрена в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы дела, проверив судебные постановления в пределах доводов кассационной жалобы в соответствии с частью 1 статьи 379.6 ГПК РФ, судебная коллегия Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии со статьей 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений не имеется.
Разрешая заявленные требования, суды руководствовались положениями Закона "Об охране окружающей среды", Федерального закона от 4 декабря 2006 года N201-ФЗ "О введение в действие Лесного кодекса Российской Федерации", Федерального закона от 13 июля 2015 года N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", Федерального закона от 21 декабря 2004 года N172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" в редакции Федерального закона от 29 июля 2017 года N280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель", статей 96, 99, 100 Лесного кодекса Российской Федерации, а также нормами Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Судебными инстанциями установлено, что 8 августа 2018 года при патрулировании должностными лицами ГУ РК "Сосногорское лесничество" в квартале 22 выдела 64 ЛЭП Пожнинского участкового лесничества было обнаружено самовольное изъятие грунта на площади 0, 21 га (координаты N63 34 37.8 с. ш. Е 054 05 00.0 в. д.) в глубину 1, 0 м, объемом изъятого грунта 2, 1 куб. м; самовольное изъятие грунта на площади 0, 21 га в квартале 22 выдела 65 ЛЭП (координаты N 63 34 36.3 с. ш. Е 054 04 59.0 в. д.) в глубину 1, 3 м, объемом изъятого грунта 2, 73 куб. м.
Данные участки находятся на расстоянии 25 метров друг от друга.
Указанные действия квалифицированы компетентным органом как незаконное использование земель лесного фонда и снятие плодородного слоя почвы.
10 августа 2018 года лесничим (старшим инспектором по охране леса) - руководителем Пожинского участкового лесничества был составлен акт о лесонарушении, в котором в котором рассчитан размер причиненного ущерба.
Проведенной проверкой установлено, что действия по снятию почвы совершены Мусиным-Пушкиным А.Н.
Постановлением начальника отдела федерального государственного лесного надзора - заместителя главного государственного лесного инспектора Республики Коми N 172 от 25 сентября 2018 года Мусин-Пушкин А.Н. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьёй 7.9 КоАП Российской Федерации, ему назначено наказание в виде штрафа в размере 20 000 рублей.
28 сентября 2018 года истцом в адрес Мусина-Пушкина А.Н. было направлено извещение на оплату ущерба, рассчитанного суммарно за самовольное использование лесов и за самовольное снятие, уничтожение или порчу почвы, в добровольном порядке.
Согласно расчету, лесные участки Пожнинского участкового лесничества в границах квартала 22 выделов 64, 65 относятся к защитным полосам вдоль дорог; площадь лесного участка, на котором произошло самовольное снятие почв, составила 0, 42 га.
Данное извещение получено ответчиком 2 октября 2018 года и не исполнено. В связи с этим 21 января 2019 года Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми предъявило требования к Мусину-Пушкину А.Н. о возмещении ущерба в судебном порядке.
Не оспаривая совершения действий по снятию с указанных истцом участков слоя поверхностного грунта, Мусин-Пушкин А.Н. и его представитель, возражая против заявленного иска, указывали, что рассматриваемые земли не относятся к категории земель лесного фонда, были предоставлены Мусину-Пушкину А.Н. органом местного самоуправления в 1995 году в аренду для сенокошения, а потому ответчик не совершал противоправных действий, в связи с которыми истец вправе заявлять к нему требования о возмещении ущерба вследствие нарушения лесного законодательства. При этом ответчиком были представлены суду документы о предоставлении ему решением Исполкома Сосногорского совета народных депутатов от 12 мая 1996 года в пожизненно наследуемое владение земельного участка общей площадью 20 Га для ведения крестьянского хозяйства из земель, покрытых лесом, отведенных под создание крестьянских хозяйств в 22 квартале Пожнинского лесничества Сосногорского мехлесхоза и об утверждении Постановлением главы администрации г. Сосногорска N 102 от 23 ноября 1992 года акта отвода данного участка в натуре и закреплении на праве пожизненно наследуемого владения, а также о предоставлении в аренду без права выкупа земельного участка, примыкающего к его КФХ под ВЛ в кварталах 21, 22 Пожнинского лесничества Сосногорского лесхоза общей площадью 2 Га под сенокошение и пролонгации данного договора.
С целью определения местоположения земельных участков, принадлежащих Российской Федерации и Мусину-Пушкину А.Н, их границ, а также местоположения участка (участков), на которых ответчиком была произведена выемка грунта, в рамках рассмотрения гражданского дела суд назначил землеустроительную экспертизу, поручив ее проведение кадастровому инженеру СФ СО АО "Ростехинвентаризация- Федеральное БТИ" по Республике Коми Перцеву Н.Т.
Как следует из исследовательской части экспертного заключения, объектами судебной землеустроительной экспертизы являлись земельные участки: с кадастровым номером 11:19:0000000:50 (далее по текст) - участок N 50), расположенный по адресу: Республика Коми, г. Сосногорск; с кадастровым номером 11:19:0301001:10 (далее по тексту - участок N 10), расположенный по адресу: Республика Коми, г. Сосногорск; с кадастровым номером 11:19:0301001:4958 (далее по тексту - участок N 4958), расположенный по адресу: Республика Коми, г. Сосногорск, Сосногорский лесхоз, Пожнинское лесничество, кварталы N 21, 22.
Земельный участок N 50 с декларированной площадью 16 155 114 468 кв. м, категорией земель - земли лесного фонда и видом разрешенного использования - для ведения лесного хозяйства, принадлежит на праве собственности Российской Федерации, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 3 августа 2005 года.
Границы данного земельного участка не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства. В площадь данного участка включены земли лесного фонда по всему муниципальному району "Сосногорск".
В сведениях ЕГРН в описании единого землепользования имеется запись о том, что в земли лесного фонда вкраплены участки посторонних пользователей: в кварталах 21, 22, 23 - земли крестьянских хозяйств.
Земельный участок N 10 с декларированной площадью 191 400 кв. м, категорией земель - земли сельскохозяйственного назначения и видом разрешенного использования - для создания крестьянского (фермерского) хозяйства принадлежит на праве пожизненно наследуемого владения землей Мусину-Пушкину А.Н.
Сведения о данном земельном участке внесены в ЕГРН на основании Государственного акта на право пожизненного наследуемого владения, постоянного владения землей N 8. Границы участка в соответствии с требованиями законодательства не установлены.
Участок N 4958 с уточненной площадью 20 000 кв. м, категорией земель - земли сельскохозяйственного назначения и видом разрешенного использования - под сенокошение находится в аренде у Мусина-Пушкина А.Н. по договору от 30 августа 1995 года, пролонгированному на неопределенный срок.
Сведения о данном участке внесены в ЕГРН на основании Постановления Главы администрации г. Сосногорска N 847 от 25 августа 1995 года. Границы участка в соответствии с требованиями законодательства также не установлены.
При этом в отношении данного участка (N 4958) сформировано дело о его отводе.
Согласно материалам данного дела участок площадью 2 Га (20 000 кв. м) расположен в 21, 22 квартале Пожнинского участкового лесничества ГУ "Сосногорское лесничество". По акту выбора он находится под ЛЭП- 110 в квартале 21, 22 Пожнинского лесничества, с юга примыкает к крестьянскому хозяйству "Труженик" (КФХ Мусина-Пушкина А.Н.).
Согласно приложению к Постановлению Совета Министров Коми АССР от 5 ноября 1985 года N 349-р из Сосногорского лесхоза Пожнинского участкового лесничества, квартала 21-23, 37 изымаются и передаются Ухтинским электрическим сетям "Комиэнерго" Минэнерго СССР для строительства ВЛ-110 кВ Ухта-Седью 19, 1 га.
В соответствии с Правилами землепользования и застройки МО ГО "Сосногорск", утвержденными решением Совета ГП "Сосногорск" от 14 декабря 2018 года N 125, территория земельных участков NN 10 и 4958 подпадает под территориальную зону СХ-2 (зона сельскохозяйственного назначения).
Вместе с тем, по Генеральному плану МО ГО "Сосногорск", утвержденному Решением Совета городского поселения "Сосногорск" от 28 июня 2011 года N 244, территория тех же участков (NN 10 и 4958) расположена на землях Гослесфонда. Эти данные совпадают с таксационным описанием лесоустройства 1995 года, согласно которому лесные участки в выделах 64, 65 квартала 22 Пожнинского участкового лесничества ГУ "Сосногорское лесничество" относятся к землям лесного фонда и находятся в федеральной собственности, из чего и исходил истец при составлении акта патрулирования N 41/06 от 8 августа 2018 года и материала о привлечении Мусина-Пушкина А.Н. к ответственности (административной, гражданско-правовой) за нарушение правил лесопользования.
По результатам геодезической съемки эксперт составил и представил суду обзорный план местоположения земельных участков NN 10 и 4958, а также план границ территорий выемки грунта на рассматриваемых участках; произвел расчет площади территории выемки грунта на земельных участках N 4958 и N 50, указав, что на участке N 10 выемка грунта не производилась (л. д. 159, 161 тома 2); сообщил координаты земельных участков NN 10, 4958; составил графическую часть зафиксированной в акте патрулирования N 41/06 от 8 августа 2018 года выемки грунта.
Согласно заключению эксперта всего было произведено выемки грунта на площади 5199 кв. м: в границах земельного участка, предоставленного Мусину- Пушкину А.Н. (участок N 4958) - на площади 4066 кв. м, за пределами указанного участка в границах земельного участка лесного фонда, принадлежащего Российской Федерации (участок N 50) - 1133 кв. м (л. д. 163).
При этом, проанализировав представленные в дело землеустроительные документы, эксперт пришел к выводу о том, что земельный участок с кадастровым номером N 4958 в установленном законом порядке не был выведен из состава земель лесного фонда уполномоченным на то органом, ввиду чего имеются основания полагать, что в сведениях единого государственного реестра недвижимости о данном земельном участке имеется реестровая ошибка в части указания категории земель ("аналитическая часть" заключения. Данный вывод эксперт обосновал отсутствием в материалах дела нормативного документа о переводе земельного участка под сенокошение площадью 2, 0 га из состава гослесфонда в земли сельхозназначения, а также имеющимися сведениями о временной передаче данного земельного участка Ухтинским электрическим сетям "Комиэнерго" на 5 лет, Мусину-Пушкину А.Н. - на 10 лет.
Оценив представленное экспертное заключение наряду с иными доказательствами по делу по правилам части 3 статьи 86 и статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции принял его в качестве допустимого и относимого доказательства в части выводов по вопросам, поставленным перед экспертом в определении от 26 июня 2019 года о назначении экспертизы, и отклонил в части "аналитических" выводов (выводов по правовым вопросам) о наличии реестровой ошибки в части указания категории земель участка N 4958.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции установилфакт допущенного ответчиком нарушения в области охраны окружающей среды, в связи с которым ответчик был привлечен к административной ответственности, наличие причинно-следственной связи между противоправными действиями ответчика и возникшим вредом для окружающей среды, а также доказанность истцом размера причиненного ответчик вреда, пришел к выводу об удовлетворении заявленных требований в части причинения вреда землям лесного фонда на площади 1 113 кв.м.
Суд апелляционной инстанции, изменяя решение в части определения получателя средств возмещения ущерба, согласился с выводами суда первой инстанции по существу.
Судебная коллегия Третьего кассационного суда общей юрисдикции полагает, что выводы судов первой и апелляционной инстанции отвечают требованиям закона, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
В силу статьи 96 Лесного кодекса Российской Федерации Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июня 2007 года N 394 "Об утверждении Положения об осуществлении государственного лесного контроля и надзора", действовавшего по 1 июля 2021 года, под федеральным государственным лесным надзором (лесной охраной) понимаются деятельность уполномоченных федерального органа исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями (далее - юридические лица, индивидуальные предприниматели) и гражданами требований, установленных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, Лесным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов (далее - требования лесного законодательства), посредством организации и проведения проверок указанных лиц, проведения мероприятий по контролю в лесах, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением требований лесного законодательства, анализу и прогнозированию состояния исполнения требований лесного законодательства при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.
Федеральный государственный лесной надзор (лесная охрана) осуществляется уполномоченными федеральным органом исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в рамках переданных полномочий Российской Федерации по осуществлению федерального государственного лесного надзора (далее - органы государственного надзора) согласно их компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Федеральный государственный лесной надзор (лесная охрана) может осуществляться государственными учреждениями, подведомственными органам государственной власти субъектов Российской Федерации, в пределах полномочий указанных органов.
Должностные лица органов государственного надзора, государственных учреждений, являющиеся государственными лесными инспекторами или лесничими, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право: предотвращать нарушения лесного законодательства, в том числе совершаемые лицами, не осуществляющими использования лесов; осуществлять патрулирование лесов в соответствии с нормативами, установленными уполномоченным федеральным органом исполнительной власти; проверять у граждан документы, подтверждающие право осуществлять использование, охрану, защиту, воспроизводство лесов и лесоразведение; пресекать нарушения лесного законодательства, в том числе приостанавливать рубки лесных насаждений, осуществляемые лицами, не имеющими предусмотренных документов; ограничивать и предотвращать доступ граждан, въезд транспортных средств на лесные участки в период действия ограничения или запрета на пребывание в лесах; осуществлять проверки соблюдения лесного законодательства: составлять по результатам проверок соблюдения лесного законодательства акты и предоставлять их для ознакомления гражданам, юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим использование, охрану, защиту, воспроизводство лесов и лесоразведение; давать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в результате проверок соблюдения лесного законодательства нарушений и осуществлять контроль за исполнением указанных предписаний в установленные сроки; осуществлять в установленном порядке досмотр транспортных средств и при необходимости их задержание; уведомлять в письменной форме граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих использование, охрану, защиту, воспроизводство лесов и лесоразведение, о результатах проверок соблюдения лесного законодательства и о выявленных нарушениях; предъявлять гражданам, юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим использование, охрану, защиту, воспроизводство лесов и
лесоразведение, требования об устранении выявленных в результате проверок соблюдения лесного законодательства нарушений; предъявлять иски в суд, арбитражный суд в пределах своей компетенции; осуществлять в пределах своей компетенции производство по делам об административных правонарушениях; привлекать в установленном законодательством Российской Федерации порядке экспертов и экспертные организации к проведению мероприятий по контролю при проведении проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, а также к проведению мероприятий по контролю в лесах; задерживать в лесах граждан, нарушивших требования, лесного законодательства, и доставлять указанных нарушителей в правоохранительные органы; изымать у граждан, нарушающих требования лесного законодательства, орудия совершения правонарушений, транспортные средства и соответствующие документы; осуществлять иные предусмотренные федеральными законами права.
В соответствии со статьей 99 Лесного кодекса Российской Федерации лица, виновные в нарушении лесного законодательства, несут административную, уголовную и иную ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Как следует из пункта 1 статьи 77 Закона "Об охране окружающей среды", юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.
Возмещение вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства (далее - возмещение вреда), осуществляется добровольно или в судебном порядке (статья 100 Лесного кодекса Российской Федерации).
Особенности возмещения вреда, включая таксы и методики определения размера возмещения такого вреда, в соответствии с частью 4 статьи 100 Лесного Кодекса Российской Федерации утверждаются Правительством Российской Федерации, которое постановлением от 8 мая 2007 года N 273 утвердило Методику исчисления размера вреда, причиненного лесам, в том числе лесным насаждениям, или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам вследствие нарушений лесного законодательства, действовавшую по 1 июля 2021 года (на момент спорных правоотношений). Сведения о земельном участке с кадастровым номером N 4958 были внесены в ЕГРН как о ранее учтенном объекте недвижимости 20 июня 2019 года на основании заявления Мусина-Пушкина А.Н. в соответствии с постановлением Главы администрации г. Сосногорска от 25 августа 1995 года N 847 и делом по отводу земель от 1995 года, содержащим договор аренды земельного участка от 30 августа 1995 года, которые подтверждали возникновение у ответчика права на данный участок.
В соответствии с частью 3 статьи 14 Федерального закона от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" в редакции Федерального закона от 29 июля 2017 года N 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель" в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в ГЛР, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями ЕГРН, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в ЕГРН, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в ЕГРН, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 данной статьи. Правила указанной части применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 1 января 2016 года.
Частями 5 и 6 статьи 4.6 Федерального закона от 4 декабря 2006 года N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" предусмотрено, что информация о границах лесных участков и правах на них вносится в ГЛР на основании сведений ЕГРН; сведения о лесных участках, внесенных в ГЛР, исключаются из ГЛР органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области лесных отношений, в том числе на основании заявления заинтересованного лица, если указанные сведения соответствуют одновременно следующим условиям: сведения об этих лесных участках не внесены в ЕГРН; границы этих лесных участков пересекают границы иных лесных и (или) земельных участков, а также границы лесничеств, за исключением случаев, если такое пересечение допускается федеральным законом; договоры аренды этих лесных участков прекращены или расторгнуты ко дню исключения сведений об этих лесных участках из ГЛР (в случае, если эти лесные участки были образованы в целях заключения указанных договоров аренды).
Согласно части 1 статьи 60.2 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218- ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", если при осуществлении государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, права на который возникли до 1 января 2016 года и до даты внесения в ЕГРН сведений о местоположении границ лесного участка, было выявлено пересечение границ такого земельного участка с границами лесного участка, лесничества, данное обстоятельство не является препятствием для осуществления государственного кадастрового учета указанного земельного участка.
Границы лесных участков изменяются в соответствии с описанием местоположения границ земельного участка, содержащимся в сведениях ЕГРН, в случае выявления их пересечения с границами земельного участка, права на который зарегистрированы до 1 января 2016 года, если пересечение их границ было выявлено органом регистрации прав при осуществлении регистрации прав на данный земельный участок, обнаружении ошибки, указанной в части 3 статьи 61 данного Федерального закона, в том числе выявленной по заявлению правообладателя земельного участка (часть 4 статьи 60.2 Закона N 218-ФЗ).
В силу части 6 статьи 10 Федерального закона от 29 июля 2017 года N 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель" орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение ЕГРН и предоставление сведений, содержащихся в ЕГРН, до 01 января 2023 года осуществляет устранение противоречий между сведениями ЕГРН в части пересечения границ земельных участков и границ лесных участков, пересечения границ лесных участков и границ иных лесных участков, если границы таких земельных участков, лесных участков описаны в соответствии с системой координат, используемой для ведения ЕГРН в порядке, установленном Законом N 218-ФЗ, и в части лесных участков, которые имеют одинаковый адрес или иное одинаковое описание, позволяющие предполагать полное или частичное совпадение их местоположения, в порядке, предусмотренном для устранения реестровых ошибок. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области лесных отношений, до 1 января 2023 года приводит сведения ГЛР в соответствие со сведениями ЕГРН, в том числе в части сведений об особо охраняемых природных территориях, территориях объектов культурного наследия, расположенных на землях лесного фонда, о границах таких территорий и об ограничениях по использованию лесных участков, расположенных в указанных границах (часть 7 статьи 10 Закона N 280-ФЗ).
Таким образом, правообладатель земельного участка, границы которого установлены в соответствии с земельным законодательством, и сведения о котором содержатся в ЕГРН, в случае наложения границ принадлежащего ему участка на участок лесного фонда, границы и площадь которого не установлены в силу требований кадастрового законодательства (ранее учтенные), вправе предъявлять требования о внесении изменений в ГЛР на основании положений Закона N 280-ФЗ и иных законодательных актов в редакции указанного Закона с учетом того, что ими установлен приоритет сведений, содержащихся в ЕГРН.
Приведенные в жалобе доводы не опровергают выводы судов, не подтверждают существенных нарушений судами норм материального и (или) процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра обжалуемых судебных актов в кассационном порядке.
Выводы судов об изъятии ответчиком грунта в нарушение закона последним не опровергнуты. Оспаривая определенный судом размер ущерба, ответчик также не представил доказательств иного размера.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, повторяют правовую позицию ответчика при рассмотрении дела судом первой и апелляционной инстанций, доводы кассационной жалобы, направлены на переоценку доказательств по делу и оспаривание выводов судов по фактическим обстоятельствам спора, исследованных судами и получивших должную правовую оценку, тогда как в силу части 3 статьи 390 ГПК РФ при рассмотрении дела в порядке кассационного производства суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, либо предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
С учетом изложенного предусмотренных статьей 379.7 ГПК РФ оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемых судебных актов в кассационном порядке не имеется.
Руководствуясь статьями 379.5, 379.6, 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
заочное решение Сосногорского городского суда Республики Коми от 15 апреля 2021 года в неизмененной части и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми от 13 января 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Мусина- ФИО1 - без удовлетворения.
ПредседательствующийСудьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.