Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Шевчук Т.В, судей Чекрий Л.М, Широкова А.М, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N2-1154/2021 по иску прокурора Кольского района в интересах неопределенного круга лиц к публичному акционерному обществу "Территориальная генерирующая компания N1" о возложении обязанности по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса по кассационной жалобе публичного акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N1" на решение Кольского районного суда Мурманской области от 28 сентября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Мурманского областного суда от 22 декабря 2021 года.
Заслушав доклад судьи Шевчук Т.В, объяснения прокурора отдела управления Главного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Власовой О.Н, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Прокурор Кольского района Мурманской области, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к ПАО "ТГК N1" в лице филиала "Кольский" о возложении обязанности оборудовать объекты средствами охраны.
Решением Кольского районного суда Мурманской области от 28 сентября 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Мурманского областного суда от 22 декабря 2021 года, иск прокурора Печенегского района Мурманской области удовлетворен в полном объеме, на ПАО "ТГК N 1" возложена обязанность в срок до 1 января 2024 года устранить нарушения Правил по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 5 мая 2012 года N 458, на территории Верхнее-Туломской ГЭС-12 и Нижнее-Туломской ГЭС-13 Каскада Туломских и Серебрянских ГЭС, а именно: оборудовать объекты системой периметральной охранной сигнализации с выводом на объектовый пункт централизованной охраны; оборудовать объекты системой сбора и обработки информации; оборудовать объекты системой контроля и управления доступом; оборудовать защитные конструкции объектов защитным остекленением. С ПАО "ТГК N 1" взыскана государственная пошлина в доход местного бюджета в размере 300 рублей.
В кассационной жалобе ПАО "ТГК-1" в лице филиала "Кольский" ставится вопрос об отмене решения Кольского районного суда Мурманской области от 28 сентября 2021 года и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Мурманского областного суда от 22 декабря 2021 года, как постановленных с нарушением норм материального и процессуального права.
В возражениях на кассационную жалобу прокуратура Кольского района Мурманской области и УФСБ России по Мурманской области критикуют доводы жалобы и содержится просьба об оставлении обжалуемых судебных постановлений без изменения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Согласно статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанции при рассмотрении данного дела не допущено.
Как установлено судом, Верхнее-Туломской ГЭС-12 и Нижнее-Туломской ГЭС-13 Каскада Туломских и Серебрянской ГЭС являются структурными подразделениями филиала "Кольский" ПАО "ТГК N1", относятся к объектам топливно-энергетического комплекса с непрерывным технологическим циклом производства средней категории опасности.
В ходе проведенной прокуратурой Кольского района проверки исполнения законодательства в сфере антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса Верхнее-Туломской ГЭС-12 и Нижнее-Туломской ГЭС-13 Каскада Туломских и Серебрянских ГЭС выявлено, что на данных объектах выполнены проектно-изыскательные работы по созданию комплексов инженерно-технических средств охраны, однако строительно-монтажные работы на объекте не проведены. Защитное остекление, стальные или деревянные конструкции с вставками из бронестекла или защитное остекление отсутствуют, наружные двери конструкции степени устойчивости 2 класса не соответствуют требованиям законодательства. Система сигнализации по периметру территории объектов ТЭК, а также система сбора и обработки информации не соответствует предъявляемым требованиям, объекты не оборудованы системой контроля и управления доступом.
В соответствии с Планом мероприятий, направленных на устранение недостатков антитеррористической защищенности объектов генерации Каскада Туломских и Серебрянских ГЭС филиала "Кольский" ПАО "ТГК N1", выявленных по итогам проверки прокуратуры Кольского района Мурманской области, составленным по результатам рассмотрения представления, установлены следующие сроки: Верхне-Туломская и Нижне- Туломская ГЭС до 1 сентября 2020 года в части удаления растительности, а также оборудования КПП по пропуску автомобильного транспорта ГЭС-12 дорожным запрещающим знаком "Контроль" до 1 сентября 2020 года. Данные мероприятия выполнены в установленный срок.
Из раздела 10.6 паспортов безопасности всех указанных объектов ТЭК (текст раздела идентичен во всех паспортах) следует, что имеющиеся средства для выполнения мероприятий по физической защите и антитеррористической защищенности объекта не достаточны, так как не в полном объеме выполнены требования по охране объекта и защите его элементов, изложенные в постановлении Правительства Российской Федерации от 5 мая 2012 года N 458дсп. Мероприятия ПИР по созданию КИТСО срок реализации запланирован до 31 декабря 2026 года, создание КИТСО - до 31 декабря 2028 года и 31 декабря 2029 года.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 2, 4, 6, 7 Федерального закона от 21 июля 2011 года N 256-ФЗ "О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса", учитывая положения пунктов 2, 4, 19, 52, 103, 112, 170 Правил по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 5 мая 2012 года N 458дсп, принял во внимание, что ответчику необходимо определенное время для надлежащего выполнения действий по приведению объектов в соответствие с требованиями закона, пришел к выводу о том, что разумным и достаточным для выполнения ответчиком возложенной на него судом обязанности будет являться срок до 1 января 2024 года.
Суд первой инстанции исходил из того, что, несмотря на длительный срок, прошедший с момента введения в действие Федерального закона от 21 июля 2011 N256-ФЗ "О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса", а также Правил, ответчик не обеспечил требуемый уровень физической защиты и антитеррористической защищенности объектов, в то время как паспорта безопасности содержат указание, что существующая система охраны и физической защиты сформировалась до принятия Федерального закона от 21 июля 2011 года N256-ФЗ "О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса", что не позволяет в полном объеме обеспечить требуемый уровень физической защиты и антитеррористической защищенности объектов.
С выводами суда первой инстанции согласился суд апелляционной инстанции.
При разрешении спора судами правильно применены нормы материального права, выводы суда соответствуют установленным фактическим обстоятельствам дела.
Доводы кассационной жалобы ответчика о недостаточности времени для исполнения решения суда допустимыми и относимыми доказательствами не подтверждаются, при этом судом установлено, что с 2013 года ответчиком не предпринимаются меры для устранения нарушений действующего законодательства, в связи с чем, длительное бездействие не может быть принято во внимание в качестве критерия определения времени необходимого для обеспечения безопасности антитеррористической защищенности объектов ТЭК.
Вопреки доводам жалобы всем представленным доказательствам судом дана оценка по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, доводы заявителя кассационной жалобы о несогласии с данной оценкой доказательств и установленными судом обстоятельствами не могут служить основанием для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
Принимая во внимание, что нарушений норм материального и процессуального права судами не допущено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы об отмене решения суда первой инстанции и апелляционного определения не имеется.
Руководствуясь статьями 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Кольского районного суда Мурманской области от 28 сентября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Мурманского областного суда от 22 декабря 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу публичного акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N1" - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.