Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 12 февраля 2010 г. N Ф03-453/2010
по делу N A51-4847/2009
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от заявителя - открытого акционерного общества "П": Карелина Н.Б. - юрисконсульт по доверенности N 395 (21-11) от 02.02.2010; Бочарникова О.В. - главный бухгалтер по доверенности N 21-78 от 19.02.2008, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Приморскому краю на решение от 28.08.2009, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 03.11.2009 по делу N А51-4847/2009 Арбитражного суда Приморского края, по заявлению открытого акционерного общества "П" к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Приморскому краю о признании незаконными действий.
Резолютивная часть постановления объявлена 11 февраля 2010 г. Полный текст постановления изготовлен 12 февраля 2010 г.
Открытое акционерное общество "П" (далее - ОАО "П", общество) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением, с учетом уточнений, о признании незаконными действий Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Приморскому краю (далее - налоговый орган, инспекция) по выдаче справки от 24.03.2009 N 100790 с отражением в ней задолженности по пени в размере 3888022 руб. 45 коп. и налоговых санкций в размере 81046 руб. 20 коп. без указания невозможности взыскания данной задолженности, а также обязании налогового органа выдать справку, содержащую информацию о невозможности взыскания задолженности по пени и налоговым санкциям в отношении которых пропущен установленный для взыскания срок.
Решением от 28.08.2009, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 03.11.2009, заявленные требования удовлетворены в полном объеме. Судебные акты мотивированы необоснованностью включения инспекцией в справку о состоянии расчетов по налогам и сборам числящейся за ОАО "П" задолженности по пеням и штрафу, в связи с невозможностью ее взыскания в принудительном порядке в силу статей 70, 46, 47, 48 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, общество обратилось в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа с кассационной жалобой, в которой просит решении и постановление отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование жалобы инспекция ссылается на отсутствие в ее действиях нарушений требований закона или иного нормативного правового акта, считает, что пропуск налоговым органом установленных налоговым законодательством сроков для взыскания пеней не является основанием для их исключения из лицевого счета налогоплательщика.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит судебные акты оставить без изменения, считая их законными и обоснованными, а доводы кассационной жалобы - несостоятельными.
Налоговый орган, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, явку своего представителя в суд кассационной инстанции не обеспечил.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на нее, заслушав представителей общества, проверив в порядке и пределах требований статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 24.03.2009 налоговым органом на основании имеющихся у него данных обществу, в связи с его обращением, выдана справка от 24.03.2009 N 100790 по форме 39-1 о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам по состоянию на 15.03.2009, согласно которой у ОАО "П" имеется задолженность по налогам, сборам, пени и штрафам, отраженная в графах 7 и 10, без указания информации о невозможности ее взыскания.
Считая действия инспекции, выраженные в отказе уточнить в справке о состоянии расчетов общества с бюджетом информацию о невозможности взыскания задолженности по пени в размере 3888022 руб. 45 коп. и налоговых санкций в размере 81046 руб. 20 коп., не соответствующими действующему законодательству и нарушающими его права и законные интересы, ОАО "Приморсватотранс" обратилось в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанции, оценив в соответствии со статьей 71 АПК РФ представленные участвующими в деле лицами доказательства в обоснование заявленных требований и возражений на них, обоснованно пришли к выводу об отсутствии доказательств, подтверждающих соблюдение уполномоченным органом установленного законом порядка принудительного взыскания задолженности по обязательным платежам, при этом руководствовались следующим.
Согласно подпункту 10 пункта 1 статьи 32 НК РФ налоговый орган обязан представлять налогоплательщику по его запросу справки о состоянии расчетов указанного лица по налогам, сборам, пеням и штрафам на основании данных налогового органа.
Судами установлено, что налоговый орган в выданной обществу справке указал о наличии задолженности по пени и штрафам, при этом возможность принудительного взыскания пени и штрафов в соответствии со статьями 70, 46, 47, 48 НК РФ утрачена, что не отрицается налоговым органом.
Инспекция, оспаривая выводы судов, сослалось на статью 59 НК РФ и Постановление Правительства Российской Федерации от 12.02.2001 N 100 "О порядке признания безнадежными к взысканию и списания недоимки и задолженности по пеням и штрафам по федеральным налогам и сборам, а также задолженности по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, начисленным пеням и штрафам", которыми не предусмотрена возможность признания безнадежными к взысканию и списанию недоимок по налогам и сумм пеней, числящихся за налогоплательщиками, принудительное взыскание которых оказалось невозможным ввиду пропуска налоговым органом в совокупности установленных статьями 46, 47, 48, 70 НК РФ сроков, поэтому не имеется правовых оснований для исключения из лицевых счетов этих сумм после истечения сроков принудительного взыскания недоимок.
Признав обоснованным вывод инспекции о том, что в случае пропуска установленных сроков на взыскание недоимки, пени, штрафов у налогового органа отсутствовали правовые основания для списания их из лицевого счета, суды обеих инстанций правомерно указали, что выданная справка не отражает реального размера существующих у общества налоговых обязательств.
Поскольку выданная обществу справка о состоянии расчетов с бюджетом не содержит информацию о невозможности взыскания долга в принудительном порядке, вывод судебных инстанций о том, что неполная информация о задолженности по налогам, сборам, пеням и штрафам, числящаяся за обществом, нарушает требования подпункта 10 пункта 1 статьи 32 НК РФ и, затрагивая право ОАО "П" на достоверную информацию, влечет нарушение прав общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, является законным и обоснованным.
Доводы кассационной жалобы по существу сводятся к переоценке установленных судом первой инстанции, оцененных при рассмотрении в апелляционном порядке, обстоятельств и имеющихся в деле доказательств, что в силу статьи 286 АПК РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Принимая во внимание, что выводы судов сделаны с правильным применением норм материального права на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены обжалуемых судебных актов, не установлено, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 28.08.2009, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 03.11.2009 по делу N А51-4847/2009 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Согласно подп.10 п.1 ст.32 НК РФ налоговый орган обязан представлять налогоплательщику по его запросу справки о состоянии расчетов указанного лица по налогам, сборам, пеням и штрафам на основании данных налогового органа.
Налогоплательщик считает, что налоговый орган неправомерно отразил в выданной ему справке о состоянии расчетов по налогам и сборам задолженность по пеням и штрафам без указания невозможности ее взыскания по причине пропуска срока, установленного для взыскания.
Суд согласился с позицией налогоплательщика.
Установлено, что налоговый орган в выданной налогоплательщику справке указал о наличии у него задолженности по пени и штрафам, при этом возможность принудительного взыскания пени и штрафов в соответствии со ст. 70, 46, 47, 48 НК РФ утрачена.
Статьей 59 НК РФ, Постановлением Правительства РФ от 12.02.2001 N 100 "О порядке признания безнадежными к взысканию и списания недоимки и задолженности по пеням и штрафам_" не предусмотрена возможность признания безнадежными к взысканию и списания задолженностей по налогам и пеням, числящихся за налогоплательщиками, принудительное взыскание которых стало невозможным ввиду пропуска сроков, установленных ст.46, 47, 48, 70 НК РФ. Поэтому нет оснований для исключения из лицевых счетов указанных сумм после истечения сроков принудительного взыскания недоимок.
В связи с этим суд признал обоснованным довод налогового органа о том, что в случае пропуска установленных сроков на взыскание недоимки, пени, штрафов отсутствуют основания для их списания из лицевого счета.
Вместе с тем, выданная налогоплательщику справка о состоянии расчетов с бюджетом не отражает реального размера существующих у него налоговых обязательств, т.к. не содержит информацию о невозможности взыскания долга в принудительном порядке. Неполная информация о задолженности по налогам, пеням и штрафам, числящаяся за налогоплательщиком, нарушает требования подп.10 п.1 ст.32 НК РФ и нарушает права налогоплательщика на достоверную информацию.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 12 февраля 2010 г. N Ф03-453/2010 по делу N A51-4847/2009
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании