Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Стешовиковой И.Г, судей Лепской К.И, Шлопак С.А, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФИО1 на решение Ленинского районного суда города Мурманска от 30 сентября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Мурманского областного суда от 09 февраля 2022 года по делу N2-3440/2021 по иску ФИО1 к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Мурманске о включении периодов работы в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, заслушав доклад судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции Стешовиковой И.Г,
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Мурманске о включении периодов работы в специальный стаж, назначении досрочной страховой пенсии по старости.
В обоснование заявленных требований, с учетом их уточнения, истец указал, что решением ГУ-УПФ РФ в Первомайском округе г. Мурманска от 16 апреля 2021 года ему отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого специального стажа работы в качестве водителя автобуса на регулярных городских пассажирских маршрутах.
В специальный стаж работы не включены периоды работы 4 марта 1993 года по 31 мая 2014 года в должности водителя автобуса на городских маршрутах, без указания причин такого отказа; период работы с 1 января 2019 года по 27 декабря 2020 года в должности водителя автобуса на регулярных городских пассажирских маршрутах в АО "Электротранспорт" в связи с отсутствием сведений о проведении специальной оценки условий труда, а также сведений о начислении и уплате дополнительного тарифа.
Просил суд обязать ГУ-УПФ РФ в г. Мурманске включить периоды работы в специальный стаж по пункту 10 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ, с 4 марта 1993 года по 14 мая 1993 года, с 16 августа 1995 года по 9 сентября 1996 года, с 15 сентября 1996 года по 12 ноября 1996 года, с 28 ноября 1996 года по 31 мая 1997 года, с 1 октября 1997 года по 31 октября 1997 года, 1 января 1998 года по 31 декабря 1998 года, с 1 сентября 1999 года по 30 сентября 1999 года, с 1 апреля 2002 года по 30 апреля 2002 года, с 1 сентября 2004 года по 30 октября 2004 года, с 1 декабря 2005 года по 31 декабря 2005 года, с 1 июля 2006 года по 31 июля 2006 года, с 1 марта 2008 года по 30 апреля 2008 года, с 16 марта 2009 года по 30 апреля 2009 г ода, с 1 июня 2009 года по 30 июня 2009 года, с 1 августа 2009 года по 31 августа 2009 года, с 1 февраля 2010 года по 11 марта 2010 года, с 1 июня 2010 года по 21 июня 2010 года, с 28 июня 2010 года по 31 июля 2010 года, с 1 ноября 2010 года по 30 ноября 2010 года, с 1 января 2011 года по 21 августа 2011 года, с 30 августа 2011 года по 5 июня 2012 года, с 27 июня 2012 года по 31 декабря 2012 года, с 1 мая 2013 года по 31 июля 2013 года, с 1 декабря 2013 года по 31 декабря 2013 года, с 1 марта 2014 года по 31 мая 2014 года, с 1 января 2019 года по 27 декабря 2020 года, назначить истцу досрочную страховую пенсию по старости с момента обращения с заявлением о назначении пенсии, то есть с 28 декабря 2020 года.
Решением Ленинского районного суда города Мурманска от 30 сентября 2021 года, оставленным без изменение апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Мурманского областного суда от 09 февраля 2022 года, исковые требования ФИО1 удовлетворены частично.
На ГУ-УПФ РФ в г. Мурманске возложена обязанность включить ФИО1 в специальный стаж в качестве водителя автобуса на регулярных городских пассажирских маршрутах периоды работы в акционерном обществе "Электротранспорт города Мурманска" с 01 января 2019 года по 18 августа 2019 года, с 20 августа 2019 года по 27 декабря 2020 года, в удовлетворении остальной части требований отказано.
С ГУ-УПФ РФ в г. Мурманске в пользу ФИО1 взысканы расходы по уплате государственной пошлины в сумме 300 рублей.
В кассационной жалобе ФИО4 просит об отмене постановленных судебных актов, ссылается на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, что повлекло за собой вынесение неправомерных судебных актов.
Третье лицо по делу АО "Электротранспорт" представило отзыв на кассационную жалобу.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке. В судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, сведений о причинах неявки не представили. Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с ч.1 ст.379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Доводы кассационной жалобы, содержание судебных постановлений и материалы изученного дела о таких нарушениях не свидетельствуют.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 28 декабря 2020 года ФИО1, 24 января 1971 года рождения, реализуя свое право на получение досрочной страховой пенсии по старости, обратился в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости.
Решением пенсионного органа от 16 апреля 2021 года N 3691 17/20 заявителю отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости, в соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" ввиду отсутствия необходимой продолжительности стажа работы в качестве водителя автобусов, троллейбусов, трамваев на регулярных городских пассажирских маршрутах.
Из данного решения следует, что документально подтвержденный стаж по состоянию на дату обращения истца в пенсионный орган составил: страховой стаж - 32 года 04 месяца 06 дней, при требуемом не менее 25 лет; стаж работы в районах Крайнего Севера - 27 лет 08 месяцев 28 дней, при требуемом не менее 15 лет; стаж работы в качестве водителя автобусов на регулярных городских пассажирских маршрутах - 07 лет 11 месяцев 25 дней, при требуемом не менее 20 лет.
При этом из подсчета стажа работы в качестве водителя автобусов, троллейбусов, трамваев на регулярных городских пассажирских маршрутах исключены периоды работы истца в автоколонне N1118 Мурманского территориального объединения автотранспорта "Мурманскавтотранс": с 4 марта 1993 года по 14 мая 1993 года, с 16 августа 1995 года по 9 сентября 1996 года, поскольку согласно табелей учета рабочего времени истец работал с мая 1993 года по август 1995 года, с 15 сентября 1996 года по 12 ноября 1996 года, с 28 ноября 1996 года по 31 мая 1997 года, с 1 октября 1997 года по 31 октября 1997 года, с 1 января 1998 года по 31 декабря 1998 года, с 1 сентября 1999 года по 30 сентября 1999 года, поскольку отсутствуют табели учета рабочего времени, а также периоды: с 1 апреля 2002 года по 30 апреля 2002 года, с 1 сентября 2004 года по 30 октября 2004 года, с 1 декабря 2005 года по 31 декабря 2005 года, с 1 июля 2006 года по 31 июля 2006 года, с 1 марта 2008 года по 30 апреля 2008 года, с 16 марта 2009 года по 30 апреля 2009 года, с 1 июня 2009 года по 30 июня 2009 года, с 1 августа 2009 года по 3 1 августа 2009 года, с 1 февраля 2010 года по 11 марта 2010 года, с 1 июня 2010 года по 21 июня 2010 года, с 28 июня 2010 года по 31 июля 2010 года, с 1 ноября 2010 года по 30 ноября 2010 года, с 1 января 2011 года по 21 августа 2011 года, с 30 августа 2011 года по 5 июня 2012 года, с 27 июня 2012 года по 31 декабря 2012 года, с 1 мая 2013 года по 31 июля 2013 года, с 1 декабря 2013 года по 31 декабря 2013 года, с 1 марта 2014 года по 31 мая 2014 года, поскольку данные периоды не подтверждены сведениями персонифицированного учета и отсутствуют табеля учета рабочего времени.
Кроме того, из стажа работы на соответствующих видах работ исключен период работы в АО "Электротранспорт" с 1 января 2019 года по 27 декабря 2020 года, поскольку отсутствуют сведения о начислении и уплате дополнительного тарифа.
Полагая необоснованным исключение из подсчета специального стажа вышеуказанных периодов его работы, ФИО1 обратился с настоящим иском в суд.
Частью 2 статьи 30 Федерального закона Федерального закона "О страховых пенсиях" предусмотрено, что Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение", исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых, пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года N 516. В соответствии с указанными Правилами в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня (пункт 4). При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодного основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года N 516 утверждены Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27, 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в силу пункта 4 которого в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно Трудовому кодексу Российской Федерации основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника является трудовая книжка установленного образца (статья 66), к документам, связанным с работой, отнесены копии приказа о приеме на работу, приказов о переводах на другую работу, приказа об увольнении с работы, выписки из трудовой книжки, справки о заработной плате, о начисленных и фактически уплаченных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование, о периоде работы у данного работодателя и другое (статья 62).
Кроме того, в соответствии письмом Министерства транспорта Российской Федерации от 02 июля 1992 года N 13-пр "О порядке подтверждения специального трудового стажа водителей автобусов, трудившихся на регулярных городских пассажирских маршрутах" Министерством транспорта Российской Федерации, ЦК профсоюза работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства России, концерном "Росавтотранс" и Министерством социальной защиты населения Российской Федерации согласован Порядок подтверждения специального трудового стажа водителей автобусов, трудившихся на регулярных городских пассажирских маршрутах.
Согласно данному Порядку право на назначение пенсии в связи с особыми условиями труда имеют водители автобусов, постоянно трудившиеся на регулярном городском маршруте в течение полного рабочего времени. Под полным рабочим временем понимается выполнение работы на таких работах не менее 80% рабочего времени за месяц (пункт 1 Порядка).
Подтверждение специального трудового стажа возможно на основании приказов о назначении на работу водителя регулярных городских пассажирских маршрутов, путевых листов, справок предприятий с указанием документальных оснований (приказов, лицевых счетов, ведомостей на заработную плату, коллективных договоров и др.) (пункт 2 Порядка).
При суммированном учете рабочего времени рабочее время, подтверждающее занятость водителей автобусов на регулярных городских пассажирских маршрутах, определяется по итогам месяца.
В рабочее время за месяц включается суммарное время работы на линии на регулярном городском пассажирском маршруте и связанное с этой работой суммарное время на выполнение работ по обеспечению трудовых функций: на проведение подготовительно-заключительных работ, на прохождение предрейсового и послерейсового медицинских осмотров (по норме, установленной предприятием); на участие в плановых технических обслуживаниях N1 и N2 и на устранение эксплуатационных неисправностей автобуса при работе на регулярных городских маршрутах. Время выполнения указанных работ также можно рассчитать на основании лицевых счетов (ведомостей на заработную плату) (пункт 3 Порядка).
Таким образом, в соответствии с вышеназванными нормативными актами, для определения права истца на досрочную пенсию, юридически значимым обстоятельством является факт осуществления работником своих трудовых обязанностей в качестве водителя на регулярных городских пассажирских маршрутах, занятостью в спорные периоды не менее 80% рабочего времени за месяц.
Как следует из записей в трудовой книжке ФИО1, с 20 июля 1992 года истец принят на работу в Автоколонну N1118 Мурманского территориального объединения автотранспорта "Мурманскавтотранс" (в последующем - ОАО "Автоколонна 1118") автослесарем первого разряда, с 4 марта 1993 года переведен водителем 3 класса на автобус, с 1 сентября 2004 года присвоен второй класс водителя, уволен 31 мая 2014 года на основании пункта 3 части 1 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации (по собственному желанию). При этом запись о работе истца на регулярных городских пассажирских маршрутах в трудовой книжке отсутствует.
Факт работы ФИО1 водителем в Автоколонне N1118 Мурманского территориального объединения автотранспорта "Мурманскавтотранс" подтверждается представленными архивными справками, личной карточки Т-2.
Так, в соответствии с архивной справкой от 1 сентября 2021 года N X- 3232 ФИО1 в соответствии с приказом о приеме на работу от 17 июля 1992 года N 194 принят на работу автослесарем 1 разряда с 20 июля 1992 года; согласно приказу от 3 марта 1993 года N 131 переведен водителем 3 класса на автобус "ЛИАЗ-677" 2 автоотряда с 4 марта 1993 года с прохождением специальной стажировки; с 1 мая 1994 года на основании приказа N188 п. 2 от 20 апреля 1994 года ФИО1 переведен водителем 3 класса ЛИАЗ-677; с 1 марта 1996 года истец приказом N127 от 27 февраля 1996 переведен с прохождением стажировки 20 часов водителем 3 класса "Д" ИК-260 3 автоотряда; приказом N 185 от 16 апреля 1997 года ФИО1 переведен с 16 апреля 1997 года на должность водителя 3 класса ИК-256 3 автоотряда с прохождением стажировки 8 часов; с 26 января 1998 года на основании приказа от 22 января 1998 года N 92 о переводе со стажировкой 24 часа водителем 3 класса "ВД" "Газель" 4 автоотряда; приказом от 20 февраля 2002 года N 89 ФИО1 переведен с 1 марта 2002 года водителем 3 класса "Volvo" 2 автоотряда с прохождением стажировки 32 часа, с 5 января 2003 года водителем 3, 2 классов "Volvo"B- 10М на основании приказа от 5 января 2003 года N 2 с прохождением стажировки 32 часа, где работал по 31 мая 2014 года.
Согласно архивной справке ММБУ "УОДОМС города Мурманска" в документах по личному составу имеются сведения об отвлечении ФИО1 от основной работы в период с 1992 года по 2014 год, а именно: периоды предоставления отпусков без сохранения заработной платы: с 17 сентября 1992 года по 21 сентября 1992 года (приказ от 17 сентября 1992 года N 216-к), с 21 июля 1994 года по 4 августа 1994 года (приказ от 14 июля 1994 года N 189), с 13 ноября 1996 года по 27 ноября 1996 года (приказ от 14 ноября 1996 года N 325), с 27 мая 1999 года по 6 июня 1999 года (приказ от 27 мая 1999 года N 142), с 8 августа 2006 года по 9 августа 2006 года (приказ от 7 августа 2006 года N 1331);
Периоды дорожных дней для проезда в отпуск и обратно: с 28 июля 1995 года по 31 июля 1995 года, с 10 сентября 1996 года по 14 сентября 1996 года, с 1 августа 2000 года по 8 августа 2000 года, с 9 августа 2002 года по 16 августа 2002 года, с 6 сентября 2004 года по 13 сентября 2004 года, с 3 сентября 2007 года по 9 сентября 2007 года, с 22 июня 2010 года по 27 июня 2010 года; с 22 августа 2011 года по 29 августа 2011 года, с 9 августа 2013 года по 16 августа 2013 года; период направления в командировку в поселок Видяево с 23 августа 2000 года по 28 августа 2000 года.
По сведениям, содержащиеся в ежемесячных табелях-графиках работы водителей за 1993-1995 годы, ФИО1 выполнял работу в Автоколонне N1118 в качестве водителя на городских маршрутах NN1, 2, 3, 5, 21, 27, 33 с мая 1993 года по август 1995 года. При этом за апрель 1993 года ФИО1 в табеле-графике не значится, сведения об установлении истцу неполного рабочего дня отсутствуют.
В справках о линейных часах на городских маршрутах имеются сведения о занятости ФИО1 на регулярных городских маршрутах (город, час/остальные час):
за 1997 год - январь (58, 8/110, 3), февраль (31, 9/44, 0), март (9, 3/143, 7), апрель (22, 4/101, 2), май (35, 0/99, 2), июнь-сентябрь, ноябрь-декабрь - на регулярных городских маршрутах не работал (с 23.09.1997 по 18.11.1997 - очередной отпуск);
за 1999 год - сентябрь (6, 6/92, 9), январь-август, октябрь-декабрь - на регулярных городских маршрутах не работал;
за 2000-2001. 2003, 2007 годы - на регулярных городских маршрутах не работал;
за 2002 год - апрель (7, 8/92, 7), январь-март, май-декабрь - на регулярных городских маршрутах не работал:
за 2004 год - сентябрь (23.1/79, 1), октябрь (11, 6/122, 2), январь-август, ноябрь- декабрь на регулярных городских маршрутах не работал;
за 2005 год - декабрь (23, 1/128, 5), январь-ноябрь - на регулярных городских маршрутах не работал:
за 2006 год - июль (9.8/101.0), январь-июнь, август-декабрь - на регулярных городских маршрутах не работал:
за 2008 год - март (2.1/181, 0), апрель (4, 0/151, 8), январь-февраль, май- декабрь - на регулярных городских маршрутах не работал;
за 2009 год - февраль (2, 1/150, 9), апрель (4, 5/145, 6), июнь (178, 7/0, 8), октябрь (113, 1/71, 1), ноябрь (20, 8/ 46, 4), декабрь (106, 4/5, 8), январь, март, май, июль, сентябрь - на регулярных городских маршрутах не работал (очередной отпуск с 21.07.2009 по 24.09.2009);
за 2010 год - январь (47, 1/98, 7), февраль (79, 2/78, 7), март (6, 5/45, 2) (больничный лист 17 дней), июнь (1 1, 8/18, 0) (очередной отпуск с 02.06.2010 по 21.06.2010, дорожные дни с 22.06.2010 по 27.06.2010), июль (23, 7/149, 7), ноябрь (11, 8/150, 5), апрель-май, август-октябрь, декабрь - на регулярных городских маршрутах не работал;
за 2013 год - май (7.9/140, 6), июнь (7, 9/14, 4), январь-апрель, август- ноябрь - на регулярных городских маршрутах не работал (очередной отпуск с 07.06.2013 по 08.08.2013, дорожные дни с 09.08.2013 по 16.08.2013);
за 2014 год - апрель (18, 9/1, 6), январь-февраль - на регулярных городских маршрутах не работал (очередной отпуск с 28.02.2014 по 28.04.2014).
Справки о линейных часах на городских маршрутах за 1993-1996, 1998, 2011- 2012 годы, декабрь 2013 года, май 2014 года на хранение в архив не поступали.
В поименных списках работников, пользующихся правом на досрочное назначение трудовых пенсий, разработанных ОАО "Автоколонна 1118" для работников названного предприятия с указанием фамилий и должностей, на 01.01.2010, на 01.07.2010 значится ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р, водитель автобуса на регулярных городских пассажирских маршрутах. В списках за 2002-2006, 2008 годы, на 01.01.2011 года, за 2011- 2014 годы (по 31.03.2014) ФИО1 не значится. Списки за 1993-1998 годы, 2007 год. за апрель-май 2014 года на хранение в архив не поступали. Списки за 1999-2001 годы поступили в архив не в полном объеме, среди них отсутствуют списки водителей 4 автоотряда.
В представленных суду архивных справках, отсутствуют какие-либо доказательства, что с 1993 по 2014 годы истец выполнял работу в особых условиях труда - в качестве водителя на регулярных городских пассажирских маршрутах при полной занятости в течение полного рабочего дня (не менее 80% рабочего времени).
Разрешая спор и частично удовлетворяя требования истца, суд первой инстанции, применив нормы пенсионного права, оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, пришел к выводу о наличии правовых оснований для включения в специальный стаж истца, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, период работы в АО "Электротранспорт" с 1 января 2019 года по 18 августа 2019 года, с 20 августа 2019 года по 27 декабря 2020 года, не найдя при этом оснований для удовлетворения исковых требований в части включения в специальный стаж работы перечисленных выше периодов работы в ОАО "Автоколонна 1118", в связи с отсутствием сведений о постоянной занятости истца (выполнении им работы не менее 80% рабочего времени за месяц) в должности водителя на регулярных городских пассажирских маршрутах.
Суд первой инстанции отметил, что согласно выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица ФИО1 зарегистрирован в системе государственного пенсионного страхования 29 октября 1999 года, в связи с чем спорные периоды работы после указанной даты при под счете страхового стажа подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. Однако, в выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений (индивидуального) персонифицированного учета, имеющейся в пенсионном деле истца, отсутствуют сведения о работе в особых условиях, спорные периоды указаны страхователем с обычными условиями труда (отсутствует код льготы). Код льготы "27-10" указан только в отношении периодов работы с 1 января 2009 года по 15 марта 2009 года, с 1 января 2010 года по 15 марта 2010 года, учтенный пенсионным органом.
Разрешая требования ФИО1 о включении периода работы в АО "Электротранспорт" с 1 января 2019 года по 27 декабря 2020 года в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, суд первой инстанции, оценив представленные в материалы дела доказательства, в их совокупности по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, установив, что работодателем представлены сведения об уплате дополнительного тарифа страховых взносов за спорный период, удовлетворил в указанной части требования истца, обязав включить в специальный стаж ФИО1, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с работой в качестве водителя автобусов, троллейбусов, трамваев на регулярных городских пассажирских маршрутах, в соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" периоды работы в акционерном обществе "Электротранспорт города Мурманска" с 1 января 2019 года по 18 августа 2019 года, с 20 августа 2019 года по 27 декабря 2020 года.
Принимая во внимание, что с учетом включения периода работы в АО "Электротранспорт" по состоянию на дату обращения истца с заявлением о назначении пенсии стаж работы в качестве водителя на регулярных городских пассажирских маршрутах составляет менее 20 лет, то суд первой инстанции отказал в удовлетворении требования истца о назначении ему досрочной страховой пенсии по старости по пункту 10 части 1 статьи 30, части 2 статьи 33 Федерального закона "О страховых пенсиях".
Проверив и оценив фактические обстоятельства дела, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что оснований для отмены состоявшегося по делу судебного постановления не имеется.
При этом судебная коллегия отметила, что материалами дела достоверно подтверждено, что в спорный период с 4 марта 1993 года по 31 мая 2014 года ФИО1 наряду с городскими перевозками также обслуживал межгородские и пригородные маршруты, работа на которых в качестве водителя не дает право на досрочное назначение пенсии в соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 30 Федерального закона Российской Федерации от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", в связи с чем оснований полагать, что заявленный в иске период работы истца в качестве водителя на регулярных линиях городских пассажирских маршрутов может быть включен в льготный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, не имеется.
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции полагает, что выводы, содержащиеся в обжалуемых судебных постановлениях, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, и нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения сторон.
Исследовав собранные по делу доказательства, в том числе трудовую книжку истца, представленные сведения ММБУ "УОДОМС города Мурманска", из личной карточки ФИО1, а также материалы пенсионного дела, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований истца о включении периодов с 1993 года по 2014 года в льготный стаж, поскольку доказательств, отвечающих требованиям статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, подтверждающих, что ФИО1 постоянно трудился на регулярном городском маршруте в течение полного рабочего времени, не представлено.
Доводы кассационной жалобы, о том, что в архивной справке о линейных часах на городских маршрутах в ОАО "Автоколонна 1118", неправильно отражены сведения о работе истца, не могут являться основанием для отмены обжалуемых судебных актов.
Указанные документы тщательно исследованы и оценены судами первой и апелляционной инстанции, им дана надлежащая оценка. Несогласие с оценкой доказательств, данной судами, не может служить основанием для отмены судебных постановлений в кассационном порядке.
В силу своей компетенции суд кассационной инстанции исходит из признанных установленными судом первой и апелляционной инстанций фактических обстоятельств, проверяя лишь правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судебными инстанциями, и правом переоценки доказательств не наделен.
Вопреки доводам кассационной жалобы о том, что суды проигнорировали доводы заявителя, всем представленным сторонами доказательствам судами первой и апелляционной инстанции дана надлежащая оценка.
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции, не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений, поскольку нарушений судами норм материального или процессуального права по доводам кассационной жалобы не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда города Мурманска от 30 сентября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Мурманского областного суда от 09 февраля 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.