Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Кузьмичева В.А, судей Бушминой А.Е, Савинова К.А, при секретаре ФИО6, рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи административное дело по административному исковому заявлению Ивановой Валентины Геннадьевны к Правительству Самарской области об оспаривании в части постановления Правительства Самарской области от 11 июля 2014 года N 389 (в редакции постановления Правительства Самарской области от 25 мая 2016 года N 265) "Об установлении категорий граждан, проживающих на территории Самарской области и нуждающихся в специальной социальной защите, и утверждении порядка и условий предоставления жилых помещений (квартир) для социальной защиты отдельных категорий граждан" по апелляционной жалобе Ивановой Валентины Геннадьевны на решение Самарского областного суда от 18 марта 2022 года.
Заслушав доклад судьи Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции Бушминой А.Е, объяснение представителя административного истца Ивановой Валентины Геннадьевны - Инжеваткиной Е.М, заключение прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Дмитриева М.С, судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Постановлением Правительства Самарской области от 11 июля 2014 N 389 "Об установлении категорий граждан, проживающих на территории Самарской области и нуждающихся в специальной социальной защите, и утверждении порядка и условий предоставления жилых помещений (квартир) для социальной защиты отдельных категорий граждан" (далее - Постановление Правительства Самарской области от 11 июля 2014 N 389), опубликованном в газете "Волжская коммуна" N 182 (29034) 16 июля 2014 года, установлены категории граждан, проживающих на территории Самарской области и нуждающихся в специальной социальной защите и утвержден порядок и условия предоставления жилых помещений (квартир) для социальной защиты отдельных категорий граждан.
Постановлением Правительства Самарской области от 25 мая 2016 года N 265, опубликованном в газете "Волжская коммуна" N 129 (29675) 26 мая 2016 года, в Постановление Правительства Самарской области от 11 июля 2014 N 389 внесены изменения.
Пункт 1 постановления Правительства Самарской области от 11 июля 2014 года N 389 (в редакции постановления Правительства Самарской области от 25 мая 2016 года N 265) устанавливает, что в специальной социальной защите в виде предоставления жилых помещений (квартир) специализированного жилищного фонда для социальной защиты отдельных категорий граждан нуждаются перечисленные в данном подпункте категории граждан, проживающих на территории Самарской области.
Административный истец Иванова В.Г. обратилась в Самарский областной суд с административным иском, в обоснование которого указала, что является инвалидом I группы, передвигающимся с помощью кресла-коляски, сохранившим частичную способность к самообслуживанию, не нуждающимся по состоянию здоровья в постоянной посторонней помощи и уходе. Департамент управления имуществом городского округа Самара отказал Ивановой В.Г. в предоставлении жилого помещения в специализированном жилом доме со ссылкой на подпункт "б" пункта 1 постановления Правительства Самарской области от 11 июля 2014 года N 389, указав, что у нее есть две дочери, которые по закону должны ухаживать за ней и содержать ее, чем нарушены ее права на социальное обеспечение, социальную защиту и социальную поддержку, право на жилище.
Административный истец полагает, что оспариваемые положения нормативного правового акта не отвечают принципу равенства, установленному статьей 19 Конституции Российской Федерации, статьей 1 Жилищного кодекса Российской Федерации, поскольку одиноко проживающие инвалиды поставлены в неравное положение с инвалидами, проживающими совместно с супругом, поэтому оспариваемая норма противоречит части 1 статьи 15 Федерального закона Российской Федерации от 28 декабря 2013 года N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" в той мере, в какой не позволяет при принятии решения о предоставлении специальной социальной защиты учитывать конкретные обстоятельства, в которых находится инвалид.
Административный истец Иванова В.Г. просила суд признать недействующим подпункт "б" пункта 1 постановления Правительства Самарской области от 11 июля 2014 года N 389 (в редакции постановления Правительства Самарской области от 25 мая 2016 года N 265) в части слов "не имеющие родственников, обязанных в соответствии с действующим законодательством содержать и оказывать необходимую помощь" с даты вступления в силу постановления от 25 мая 2016 года N 265.
Решением Самарского областного суда от 18 марта 2022 года в удовлетворении административных исковых требований Ивановой В.Г. к Правительству Самарской области об оспаривании в части постановления Правительства Самарской области от 11 июля 2014 года N 389 (в редакции постановления Правительства Самарской области от 25 мая 2016 года N 265) "Об установлении категорий граждан, проживающих на территории Самарской области и нуждающихся в специальной социальной защите, и утверждении порядка и условий предоставления жилых помещений (квартир) для социальной защиты отдельных категорий граждан" отказано.
В апелляционной жалобе административный истец Иванова В.Г. просила решение суда от 18 марта 2022 года отменить, принять по делу новое решение, которым удовлетворить заявленные требования.
Прокурор, участвовавший в деле в суде первой инстанции, предоставил возражения относительно апелляционной жалобы, в которых просил решение Самарского областного суда от 18 марта 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель административного истца Инжеваткина Е.М, участвующая в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи, доводы апелляционной жалобы поддержала.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции прокурор отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Дмитриев М.С, в заключении полагал решение суда подлежащим оставлению без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Другие лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного заседания извещены в соответствии с главой 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ).
Согласно статьи 150 КАС РФ, статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся по делу лиц.
Заслушав объяснения представителя административного истца, участвующего в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи, заключение прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Дмитриева М.С, проверив материалы дела, оценив имеющиеся в деле доказательства, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений относительно апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Положениями статей 208, 213 и 215 КАС РФ установлено, что лица, в отношении которых применен нормативный правовой акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании такого нормативного правового акта не действующим полностью или в части, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, социальная защита граждан находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Реализация субъектами Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения, в том числе в области социальной защиты, предполагает осуществление ими нормативно-правового регулирования по вопросам, отнесенным федеральным законодателем к их ведению, включая принятие соответствующих законов и иных нормативных правовых актов.
Такие законы и подзаконные акты, согласно части 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации, не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, а в случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
В соответствии с подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона Российской Федерации от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ), к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств регионального бюджета относит решение вопросов, в том числе социальной поддержки и социального облуживания граждан пожилого возраста и инвалидов.
Органы государственной власти субъекта Российской Федерации в пределах своих полномочий при решении вопросов социальной поддержки отдельных категорий граждан вправе устанавливать законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации критерии нуждаемости (пункт 2.1 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ).
Исходя из критерия нуждаемости, субъект Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств собственного бюджета дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право. Финансирование полномочий, предусмотренных статьей 26.3-1, не является обязанностью субъекта Российской Федерации, осуществляется при наличии такой возможности (части 3, 4 статьи 26.3-1 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ).
Таким образом, субъект Российской Федерации вправе предоставлять меры социальной поддержки исходя из критерия нуждаемости, если они являются дополнительными к установленным федеральным законодательством мерам социальной поддержки, а также в отношении тех категорий граждан, которым необходима государственная социальная помощь и которые субъектом Российской Федерации определены самостоятельно вне зависимости от наличия такой категории граждан в федеральных нормативных правовых актах.
Основные начала жилищного законодательства установлены статьей 1 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которой жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав (далее - жилищные права), а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений (далее - жилищные отношения) по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению (часть 1). Жилищные права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (часть 3).
К полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений, относится определение порядка предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда субъекта Российской Федерации (пункт 2 статьи 13 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Жилые помещения для социальной защиты отдельных категорий граждан предназначены для проживания граждан, которые в соответствии с законодательством отнесены к числу граждан, нуждающихся в специальной социальной защите. Категории граждан, нуждающихся в специальной социальной защите, устанавливаются федеральным законодательством, законодательством субъектов Российской Федерации (статья 98 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Предоставление жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан по договорам безвозмездного пользования осуществляется в порядке и на условиях, которые установлены федеральным законодательством, законодательством субъектов Российской Федерации (статья 109 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Правовые, организационные и экономические основы социального обслуживания граждан в Российской Федерации; полномочия федеральных органов государственной власти и полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере социального обслуживания граждан; права и обязанности получателей социальных услуг установлены Федеральным законом Российской Федерации от 28 декабря 2013 года N 442-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" (далее - Федеральный закон Российской Федерации от 28 декабря 2013 года N 442-ФЗ).
В силу части 1 статьи 15 Федеральный закон Российской Федерации от 28 декабря 2013 года N 442-ФЗ гражданин признается нуждающимся в социальном обслуживании в случае, если существуют следующие обстоятельства, которые ухудшают или могут ухудшить условия его жизнедеятельности: 1) полная или частичная утрата способности либо возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, обеспечивать основные жизненные потребности в силу заболевания, травмы, возраста или наличия инвалидности; 2) наличие в семье инвалида или инвалидов, в том числе ребенка-инвалида или детей-инвалидов, нуждающихся в постоянном постороннем уходе; 3) наличие ребенка или детей (в том числе находящихся под опекой, попечительством), испытывающих трудности в социальной адаптации; 4) отсутствие возможности обеспечения ухода (в том числе временного) за инвалидом, ребенком, детьми, а также отсутствие попечения над ними; 5) наличие внутрисемейного конфликта, в том числе с лицами с наркотической или алкогольной зависимостью, лицами, имеющими пристрастие к азартным играм, лицами, страдающими психическими расстройствами, наличие насилия в семье; 6) отсутствие определенного места жительства, в том числе у лица, не достигшего возраста двадцати трех лет и завершившего пребывание в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; 7) отсутствие работы и средств к существованию; 8) наличие иных обстоятельств, которые нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации признаны ухудшающими или способными ухудшить условия жизнедеятельности граждан.
Указанный перечень обстоятельств, признанных ухудшающими или способными ухудшить условия жизнедеятельности гражданина является условно открытым и может быть дополнен нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, исходя из социально-экономических и иных особенностей того или иного района проживания граждан.
"ГОСТ Р 52495-2005. Национальный стандарт Российской Федерации. Социальное обслуживание населения. Термины и определения" (далее ГОСТ Р 52495-2005), утвержденный Приказом Ростехрегулирования от 30 декабря 2005 года N 532-ст, реализует нормы Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", а также Федерального закона от 2 августа 1995 года N 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов", который утратил силу с 1 января 2015 года в связи с принятием Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 442-ФЗ и Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации", который утратил силу с 1 января 2015 года в связи с принятием Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 442-Ф.
ГОСТ Р 52495-2005 устанавливает термины и определения понятий в области социального обслуживания населения, которые обязательны для применения во всех видах документации по социальному обслуживанию населения, входящих в сферу работ по стандартизации и (или) использующих результаты этих работ, в том числе:
2.3.3. Виды учреждений социального обслуживания
2.3.3.3. "Специальный дом для одиноких престарелых": учреждение социального обслуживания, предназначенное для постоянного проживания одиноких граждан и супружеских пар пожилого возраста, сохранивших полную или частичную способность к самообслуживанию в быту.
2.4. Категории клиентов социальной службы
2.4.6. "Одинокий гражданин": гражданин, не состоящий в браке, не имеющий родственников, обязанных по закону содержать его и оказывать ему необходимую помощь.
Согласно пункту 1.1 Примерного положения о специальном доме для одиноких престарелых, утвержденному Минсоцзащиты 7 апреля 1994 года, Роскоммунхозом 6 апреля 1994, специальный дом для одиноких престарелых предназначается для постоянного проживания одиноких граждан пенсионного возраста, а также супружеских пар из их числа, сохранивших полную или частичную способность к самообслуживанию в быту и нуждающихся в создании условий для самореализации основных жизненных потребностей.
Принадлежность гражданина к категории получателей социальных услуг не влечет его безусловное отнесение к категории граждан, нуждающихся в специальной социальной защите, для определения которых введено отдельное правовое регулирование, в том числе Законом Самарской области от 5 июля 2005 года N 139-ГД "О жилище" и постановлением Правительства Самарской области от 11 июля 2014 года N 389 (в редакции постановления Правительства Самарской области от 25 мая 2016 года N 265).
Органы государственной власти Самарской области вправе устанавливать за счет средств бюджета Самарской области (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету Самарской области на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право (статья 30 Устава Самарской области).
Закон Самарской области от 5 июля 2005 года N 139-ГД "О жилище" регулирует отношения, возникающие, в том числе в связи с предоставлением жилых помещений специализированного жилищного фонда Самарской области (статья 1).
Положения статьи 19 Закона Самарской области от 5 июля 2005 года N 139-ГД "О жилище" установлено, что к жилым помещениям специализированного жилищного фонда Самарской области (далее - специализированные жилые помещения) относятся, в том числе жилые помещения для социальной защиты отдельных категорий граждан.
Назначение жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан определено статьей 24 Закона Самарской области от 5 июля 2005 года N 139-ГД "О жилище", согласно которой жилые помещения для социальной защиты отдельных категорий граждан предназначены для проживания граждан, которые в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Самарской области отнесены к числу граждан, нуждающихся в специальной социальной защите. Категории граждан, нуждающихся в специальной социальной защите, устанавливаются федеральным законодательством, законодательством Самарской области.
В целях реализации части 2 статьи 98 и статьи 109 Жилищного кодекса Российской Федерации Правительством Самарской области принято Постановление от 11 июля 2014 года N 389 "Об установлении категорий граждан, проживающих на территории Самарской области и нуждающихся в специальной социальной защите, и утверждении порядка и условий предоставления жилых помещений (квартир) для социальной защиты отдельных категорий граждан", которым установлены категории граждан, проживающих на территории Самарской области и нуждающихся в специальной социальной защите и утвержден порядок и условия предоставления жилых помещений (квартир) для социальной защиты отдельных категорий граждан.
Подпунктом "б" пункта 1 постановления Правительства Самарской области от 11 июля 2014 года N 389 (в редакции постановления Правительства Самарской области от 25 мая 2016 года N 265) установлено, что в специальной социальной защите в виде предоставления жилых помещений (квартир) специализированного жилищного фонда для социальной защиты отдельных категорий граждан нуждаются следующие категории граждан, проживающих на территории Самарской области:
б) одинокие (не состоящие в браке, не имеющие родственников, обязанных в соответствии с действующим законодательством содержать и оказывать необходимую помощь) или проживающие совместно с супругой (супругом) инвалиды, передвигающиеся с помощью кресла-коляски, сохранившие полную или частичную способность к самообслуживанию, не нуждающиеся по состоянию здоровья в постоянной посторонней помощи и уходе, не обеспеченные жилым помещением или обеспеченные жилым помещением общей площадью менее двукратного размера учетной нормы, установленной для инвалидов органом местного самоуправления муниципального образования, на территории которого расположены жилые помещения (квартиры) специализированного жилищного фонда для социальной защиты отдельных категорий граждан, а также получавшие до обращения за специализированным жилым помещением не менее одного года социальные услуги в стационарной форме в организации социального обслуживания на территории этого же муниципального образования.
Рассматривая дело, суд верно исходил из того, что оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом, с соблюдением требований, предъявляемых к его форме и виду, опубликован в установленном порядке и по данным основаниям не оспаривается.
Из материалов дела следует, что административный истец Иванова В.Г. является инвалидом I группы, инвалидность с детства, способна к частичному самообслуживанию, проживает и постоянно зарегистрирована в государственном бюджетном учреждении Самарской области "Самарский областной геронтологический центр (дом-интернат для престарелых и инвалидов)", находится на полном государственном обеспечении с 8 октября 2015 года по настоящее время.
Решением комиссии по жилищным вопросам администрации городского округа Самара от 11 декабря 2020 года Ивановой В.Г. отказано в предоставлении жилого помещения в специализированном жилом доме N 365 по пр. Кирова в г. Самары на основании подпункта "б" пункта 1 постановления Правительства Самарской области от 11 июля 2014 года N 389, так как Иванова В.Г. не является одиноким инвалидом, имеет двоих совершеннолетних дочерей, обязанных в соответствии с действующим законодательством содержать и оказывать соответствующую помощь, а также имеет в собственности жилое помещение, превышающее двукратный размер учетной нормы, установленной для инвалидов.
Оспариваемый административным истцом в части подпункт "б" пункта 1 постановления Правительства Самарской области от 11 июля 2014 года N 389 (в редакции постановления Правительства Самарской области от 25 мая 2016 года N 265) определяет категории граждан, проживающих на территории Самарской области, для специальной социальной защиты в виде предоставления жилых помещений (квартир) специализированного жилищного фонда, среди которых указаны одинокие (не состоящие в браке, не имеющие родственников, обязанных в соответствии с действующим законодательством содержать и оказывать необходимую помощь) инвалиды.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходил из того, что оспариваемая часть нормативного правового акта является составной частью наименования одной из категорий граждан, установленной законодательством, в том числе ГОСТ Р 52495-2005, и не вводит различия между правами данной категории лиц и правами других категорий, определенных данным постановлением, не ограничивает жилищные права одиноких инвалидов, а также не находится в противоречии с положениями Жилищного кодекса Российской Федерации и статьи 15 Федерального закона Российской Федерации от 28 декабря 2013 года N 442-ФЗ, кроме того постановление Правительства Самарской области от 11 июля 2014 года N 389 (в редакции постановления Правительства Самарской области от 25 мая 2016 года N 265) определяет категории граждан, нуждающихся в социальной защите, и само по себе не может нарушать прав административного истца, а то обстоятельство, что Ивановой В.Г. было отказано в предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда, поскольку она не относится к категории лиц, на которых распространяется оспариваемый нормативный правовой акт, о нарушении ее прав не свидетельствует.
Также суд отклонил доводы административного истца о том, что оспариваемая норма ставит в неравное положение одиноких инвалидов с инвалидами, проживающими совместно с супругами, поскольку оспариваемая норма не ставит в неравное положение граждан, нуждающихся в специальной социальной защите, а лишь определяет категории граждан, нуждающихся в такой защите, которые в равной степени распространяются на всех проживающих на территории Самарской области лиц, нуждающихся в специальной социальной защите, направлена на обеспечение их социальной защиты, поэтому не может быть признан дискриминационной и нарушающей права административного истца.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они обоснованы, соответствуют материалам дела, сделаны с учетом оценки представленных доказательств и основаны на правильном применении законодательства, регулирующего спорные правоотношения.
В апелляционной жалобе административный истец указал, что оспариваемый им в части подпункт "б" пункта 1 постановления Правительства Самарской области от 11 июля 2014 года N 389 (в редакции постановления Правительства Самарской области от 25 мая 2016 года N 265) не позволяет предоставлять жилые помещения в жилищном фонде для социальной защиты отдельных категорий граждан одиноко проживающим инвалидам-колясочникам, имеющим родственников, обязанных в соответствии с действующим законодательством содержать их и оказывать им необходимую помощь, в то время как допускает возможность предоставлять такие жилые помещения инвалидам, проживающим совместно с супругой (супругом), которые также могут иметь родственников, обязанных в соответствии с действующим законодательством содержать их и оказывать им необходимую помощь, что ставит одиноко проживающих инвалидов в неравное положение с инвалидами, проживающими с супругом.
Указанные доводы апелляционной жалобы не могут повлечь отмену решения суда, поскольку в силу пункта 2.1 статьи 26.3, частей 3, 4 статьи 26.3-1 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ органы государственной власти субъекта Российской Федерации в пределах своих полномочий при решении вопросов социальной поддержки отдельных категорий граждан вправе устанавливать законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации критерии нуждаемости. Исходя из критерия нуждаемости, субъект Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств собственного бюджета дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право. При этом финансирование полномочий, предусмотренных статьей 26.3-1, не является обязанностью субъекта Российской Федерации и осуществляется при наличии такой возможности
Следовательно за счет средств бюджета Самарской области могли быть установлены дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан, к каковым оспариваемым подпунктом отнесены одинокие или проживающие совместно с супругой (супругом) инвалиды, передвигающиеся с помощью кресла-коляски. Приведенное в оспариваемом подпункте определение понятия одинокие инвалиды, как лица, не состоящие в браке, не имеющие родственников, обязанных в соответствии с действующим законодательством содержать их и оказывать необходимую помощь, полностью соответствует определению понятия "одинокий гражданин", данному в ГОСТ Р 52495-2005 (пункт 2.4.6), поэтому оспариваемый подпункт в части расшифровки определения "одинокий инвалид" соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Само по себе то обстоятельство, что в части подпункт "б" пункта 1 постановления Правительства Самарской области от 11 июля 2014 года N 389 (в редакции постановления Правительства Самарской области от 25 мая 2016 года N 265) устанавливает дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи не только категории "одинокие инвалиды", передвигающиеся с помощью кресла-коляски, но и категории "проживающие совместно с супругой (супругом) инвалиды", передвигающиеся с помощью кресла-коляски, не свидетельствует о том, что оспариваемым подпунктом одиноко проживающие инвалиды поставлены в неравное положение с инвалидами, проживающими совместно с супругом, поскольку это разные категории лиц, которым за счет средств бюджета Самарской области установлены дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи. Такое установление нескольким различным категориям лиц за счет средств бюджета дополнительных мер социальной поддержки и социальной помощи не нарушает принцип равенства, установленный статьей 19 Конституции Российской Федерации.
Ссылка в апелляционной жалобе на правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации не влечет отмену решения суда, поскольку в решении каких-либо выводов суда, противоречащих данным правовым позициям, не содержится.
Правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации учитывается судом, если обстоятельства рассматриваемого дела являются аналогичными обстоятельствам, ставшим предметом анализа и выводов Конституционного Суда Российской Федерации, что в данном случае отсутствует.
Установив, что какому-либо федеральному закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, в оспариваемой части нормативный правовой акт не противоречит, суд на основании пункта 2 части 2 статьи 215 КАС РФ отказал административному истцу в удовлетворении заявленного требования. При этом оспоренная норма не допускает какой-либо двусмысленности, отвечает общеправовому критерию формальной определенности, вытекающему из принципа равенства всех перед законом и судом.
Другие доводы апелляционной жалобы аналогичны доводам заявлявшимся административным истцом в суде первой инстанции, которым в решении суда дана надлежащая правовая оценка, оснований для несогласия с которой судебная коллегия не усматривает.
Решение суда основано на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании представленных сторонами доказательств, правовая оценка которым дана судом надлежащим образом.
Нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения применены судом правильно. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену или изменение решения, судом допущено не было
Оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Самарского областного суда от 18 марта 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Ивановой Валентины Геннадьевны - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в соответствии с главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) через Самарский областной суд.
Мотивированное апелляционное определение составлено 16 августа 2022 г.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.