Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего
Кузьмичева В.А, судей
Рогожиной Е.В, Савинова К.А.
при секретаре
Чайко А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Реал-Кстово" о признании недействующими отдельных пунктов решения Региональной службы по тарифам Нижегородской области от 18 декабря 2020 года N 54/130, по апелляционным жалобам Региональной службы по тарифам Нижегородской области, Федеральной антимонопольной службы на решение Нижегородского областного суда от 21 марта 2022 года, которым административное исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции Рогожиной Е.В, объяснения представителей административного истца общества с ограниченной ответственностью "Реал-Кстово" ФИО6 и ФИО7, представителей заинтересованного лица ФАС России ФИО8, ФИО9, представителя административного ответчика Региональной службы по тарифам Нижегородской области ФИО10, заключение прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Куренкова Е.А, судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
ООО "Реал-Кстово" обратилось в Нижегородский областной суд с административным исковым заявлением (с учетом дополнений и исправлений, принятых судом в ходе рассмотрения дела) о признании недействующими со дня вступления решения суда в законную силу пункты 1-2 решения региональной службы по тарифам Нижегородской области от 18 декабря 2020 года N 54/130 "Об установлении ООО "РЕАЛ-Кстово" (N), "адрес", единых тарифов на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами по зоне деятельности N 5", обязать региональную службу по тарифам Нижегородской области принять нормативный правовой акт, заменяющий данное решение.
В обоснование требований указало, что Общество является региональным оператором по обращению с ТКО и осуществляет деятельность на основании соглашения от 22 марта 2018 года об организации деятельности по обращению с ТКО на территории "адрес" (зона деятельности 5), заключенного между Министерством экологии и природных ресурсов "адрес" и ООО "Реал-Кстово".
18 декабря 2020 года региональной службой по тарифам "адрес" принято решение N 54/130 об установлении ООО "Реал-Кстово" единых тарифов на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами по зоне деятельности N5.
Согласно пунктов 1, 2 решения Обществу установлены единые тарифы на период с 1 января 2021 года по 31 декабря 2023 года, утверждена производственная программа ООО "Реал-Кстово" по обращению с твердыми коммунальными отходами по зоне деятельности N 5 согласно Приложению к решению.
В решении расходы на базовый период 2021 год определены методом экономически обоснованных расходов на 2022 и 2023 года, применен метод индексации.
Региональная служба по тарифам Нижегородской области скорректировала объем НВВ в сторону уменьшения, что выразилось в сокращении расходов на оплату труда и отчисления на социальные нужды административно-управленческого персонала, величину расчетной предпринимательской прибыли, а также произведена корректировка НВВ с учетом предписания УФАС по Нижегородской области.
Согласно экспертному заключению N в-1172 от 16 декабря 2020 года региональная служба по тарифам Нижегородской области на базовый период с 1 января 2021 года по 31 декабря 2021 года сократила следующие статьи затрат ООО "Реал-Кстово": расходы на оплату труда с 13 330 тыс. руб. (заявленные ООО "Реал-Кстово") до 9 913 тыс. руб.; отчисления на социальные нужды с 3 335 тыс. руб. (заявленные ООО "Реал-Кстово") до 3 004 тыс. руб.; величину расчетной предпринимательской прибыли с 1756 тыс. руб. (заявленные ООО "Реал-Кстово") до 1370 тыс. руб.
Приказом ФАС России от 12 июня 2019 года N 1206/19 была проведена внеплановая выездная проверка в отношении установленных региональной службой по тарифам Нижегородской области предельных единых тарифов на услуги регионального оператора по обращению с ТКО ООО "Реал-Кстово" на 2019 год, по результатам которой выдано Предписание N СП/85836/20 от 2 октября 2020 года об устранении нарушения законодательства РФ в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с ТКО на 2019 год.
Во исполнение предписания ФАС России Органом регулирования принято решение от 18 декабря 2020 года N 54/130, в соответствии с которым из состава НВВ ООО "Реал-Кстово" на период 2020-2023 года исключены как экономически необоснованные (завышенные), расходы на оплату труда и социальные отчисления в сумме 2181, 69 тыс. руб. и расчетная предпринимательская прибыль в размере 109, 25 тыс. руб. (включенные в состав НВВ на 2019 год).
По мнению административного истца, административный ответчик неправильно рассчитал расходы Общества на оплату труда исходя из сводной статистической информации о средней заработной плате на одного работника в Нижегородской области за 2019 год по видам экономической деятельности, которую административный истец не осуществляет - "Водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений" - в размере 27595 руб./ мес./ чел.
Такой расчет противоречит пункту 42 Основ ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 мая 2016 года N 484 вместе с "Правилами регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами", Приказу Федеральной антимонопольной службы России от 21 ноября 2016 года N 1638/16 "Об утверждении Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами", статьям 45, 48 Трудового Кодекса Российской Федерации, сделан без учета Отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017 - 2019 годы", которое является обязательным к применению (прошло уведомительную регистрацию в Федеральной службе по труду и занятости, регистрационный N 22/17-19 от 28 декабря 2016 года: письмо Роструда от 30 декабря 2016 года N 4521-ТЗ; срок окончания действия настоящего Соглашения - 31 декабря 2022 года).
Решением Нижегородского областного суда от 21 марта 2022 года административное исковое заявление ООО "Реал-Кстово" удовлетворено.
Признаны недействующими со дня вступления решения суда в законную силу пункты 1-2 решения региональной службы по тарифам Нижегородской области от 18 декабря 2020 года N 54/130 "Об установлении ООО "Реал-Кстово" (N), "адрес", единых тарифов на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами по зоне деятельности N 5".
В апелляционной жалобе Региональная служба по тарифам Нижегородской области и ФАС России просят решение суда отменить, принято по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Относительно доводов апелляционной жалобы участвующим в деле прокурором представлены возражения.
В ходе рассмотрения дела от ООО "Реал-Кстово" поступило ходатайства об отказе от административного искового заявления.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, не возражали против удовлетворения ходатайства об отказе от административного искового заявления ООО "Реал-Кстово".
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного заседания извещены в соответствии с положениями главы 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ).
Учитывая требования статьи 150 КАС РФ, положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся по делу лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 308 КАС РФ, суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно доводов жалобы, представления.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в судебном заседании, заключение прокурора, проверив материалы дела, оценив имеющиеся в деле доказательства, исследовав дополнительные доказательства, указанные в протоколе судебного заседания от 4 августа 2022 года, обсудив доводы апелляционных жалоб и возражений на них, заявления об отказе от административного искового заявления, судебная коллегия приходит к следующему.
Статьей 46 КАС РФ установлено, что административный истец вправе до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение административного дела по существу в суде первой инстанции или в суде апелляционной инстанции, отказаться от административного иска полностью или частично. Суд не принимает отказ административного истца от административного иска, если это противоречит КАС РФ, другим федеральным законам или нарушает права других лиц.
Согласно частям 3 - 4 статьи 157 КАС РФ в случае принятия судом отказа от административного иска суд выносит определение, которым одновременно прекращается производство по административному делу полностью или в соответствующей части. В случае непринятия или невозможности принятия судом отказа от административного иска суд выносит об этом определение и продолжает рассмотрение административного дела по существу.
На основании пункта 3 части 1 статьи 194 КАС РФ, если иное не установлено КАС РФ, суд прекращает производство по административному делу в случае, если административный истец отказался от административного иска и отказ принят судом.
В силу статьи 195 КАС РФ производство по административному делу прекращается определением суда, в котором указываются основания для прекращения производства по административному делу. Повторное обращение в суд по административному спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается.
Статьей 304 КАС РФ предусмотрено, что отказ административного истца от иска, совершенный после принятия апелляционной жалобы, должен быть выражен в поданном суду апелляционной инстанции заявлении в письменной форме. При принятии заявления об отказе административного истца от иска суд апелляционной инстанции отменяет принятое решение суда и прекращает производство по административному делу.
Пунктом 42 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25 декабря 2018 года N50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" разъяснено, что порядок и последствия рассмотрения в суде апелляционной инстанции заявления об отказе административного истца от административного иска об оспаривании нормативного правового акта или акта, обладающего нормативными свойствами, определяются по правилам, установленным статьей 157 КАС РФ (часть 2 статьи 304 КАС РФ).
Согласно части 5 статьи 46, части 10 статьи 213, пункту 2 части 2 статьи 214 КАС РФ суд апелляционной инстанции не принимает отказ административного истца от административного иска, если это противоречит закону, нарушает права других лиц или имеются публичные интересы, препятствующие принятию судом данного отказа (например, в случае когда в суде апелляционной инстанции заявлен отказ от административного иска по делу, в котором принято решение, содержащее вывод о несоответствии применения оспоренного акта истолкованию данного акта, выявленному судом с учетом его места в системе нормативных правовых актов).
Судебная коллегия считает возможным принять отказ административного истца от административного искового заявления, поскольку административный истец отказался от административного иска добровольно, подобный отказ соответствует положениям КАС РФ и не противоречит другим федеральным законам, не нарушает права и законные интересы других лиц, а также отсутствуют публичные интересы, препятствующие принятию судом данного отказа от административного иска.
При этом судебная коллегия принимает во внимание, что выявленное при рассмотрении по существу судом первой инстанции несоответствие нормативного правового акта в оспариваемой части требованиям законодательства, имеющего большую юридическую силу, не могут служить препятствием для принятия отказа от административного искового заявления, так как им затрагиваются только права и законные интересы административного истца
С учетом изложенного, принимая отказ административного истца от административного искового заявления, на основании статьи 304 КАС РФ, судебная коллегия считает необходимым отменить решение суда, производство по настоящему делу прекратить по основаниям, предусмотренным пунктом 3 части 1 статьи 194 КАС РФ.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 309, 311 КАС РФ Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации
ОПРЕДЕЛИЛА:
принять отказ административного истца общества с ограниченной ответственностью "Реал-Кстово" от административного искового заявления о признании недействующими отдельных пунктов решения Региональной службы по тарифам Нижегородской области от 18 декабря 2020 года N 54/130.
Решение Нижегородского областного суда от 21 марта 2022 года по настоящему административному делу отменить.
Производство по административному делу по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Реал-Кстово" о признании недействующими отдельных пунктов решения Региональной службы по тарифам Нижегородской области от 18 декабря 2020 года N 54/130, прекратить.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Первый кассационный суд общей юрисдикции (город Саратов) по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через Нижегородский областной суд.
Мотивированное апелляционное определение составлено 4 августа 2022 года.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.