Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего
Мироновой Н.В, судей
Калугина Д.М, Буруновой С.В, при секретаре
Виноградовой Л.Д.
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи административное дело по административному исковому заявлению ИП Персовой Ольги Александровны о признании частично недействующим нормативного правового акта
по апелляционной жалобе администрации города Новочебоксарск Чувашской Республики на решение Верховного Суда Чувашской Республики от 5 мая 2022 года.
Заслушав доклад судьи Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции Буруновой С.В, объяснения представителя административного ответчика Новочебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики и заинтересованного лица администрации города Новочебоксарск Чувашской Республики Лебедевой Т.Н, объяснения представителя административного истца Данилова В.В, заключение прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Дмитриева М.С, судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Решением Новочебоксарского городского собрания депутатов Чувашской Республики от 25 ноября 2021 N С 22-10 "О внесении изменений в решение Новочебоксарского городского собрания депутатов Чувашской Республики от 26.12.2019 NС 71-9 "Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов, расположенных в городе Новочебоксарск Чувашской Республики на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена" из Схемы был исключен п.п. 109 - остановочно-торговый павильон, расположенный по адресу: "адрес"
ИП Персова О.А. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Новочебоксарскому городскому Собранию депутатов Чувашской Республики о признании незаконным решения Новочебоксарского городского собрания депутатов Чувашской Республики от 25.11.2021 N С 22-10 "О внесении изменений в решение Новочебоксарского городского собрания депутатов Чувашской Республики от 26.12.2019 NС 71-9 "Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов, расположенных в городе Новочебоксарск Чувашской Республики на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена" в части исключения из Схемы размещения пп.109 - остановочно-торговый павильон, площадью "данные изъяты" кв.м, расположенный по адресу: г "адрес".
В обоснование заявленных требований указано, что ранее действовавшая Схема размещения включала в себя указанный остановочно-торговый павильон, размещенный ИП ФИО1. на основании договора N от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между администрацией г. Новочебоксарск и ИП ФИО1 На основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ указанный нестационарный объект был передан в собственность ИП Персовой О.А.
Административный истец полагает, что административным ответчиком в оспариваемом решении не приведены сведения о том, что исключение нестационарного торгового объекта административного истца, из схемы размещения нестационарных торговых объектов отвечает целям формирования такой схемы, приведенным в п. 3 "Правил включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объектов", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29 сентября 2010 года N 772. Также в нарушение ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" в оспариваемом решении отсутствуют сведения о том, что исключение объекта из указанной схемы произведено с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Решением Верховного Суда Чувашской Республики от 5 мая 2022 признано недействующим с момента вступления в силу решения суда решение Новочебоксарского городского собрания депутатов Чувашской Республики от 25.11.2021 N С 22-10 "О внесении изменений в решение Новочебоксарского городского собрания депутатов Чувашской Республики от 26.12.2019 NС 71-9 "Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов, расположенных в городе Новочебоксарск Чувашской Республики на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена" в части исключения из Схемы размещения нестационарных торговых объектов, расположенных в городе Новочебоксарск Чувашской Республики на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, подпункта 109 - остановочно-торгового павильона, площадью 24 кв.м, расположенного по адресу: "адрес"; постановлено, что сообщение о принятом решении подлежит размещению на официальном сайте Новочебоксарского городского собрания в информационно-телекоммуникационной сети интернет "данные изъяты"
В апелляционной жалобе администрация г. Новочебоксарска Чувашской Республики просит решение Верховного Суда Чувашской Республики от 5 мая 2022 отменить, вынести новый акт, которым в удовлетворении исковых требований Персовой О.А. отказать в полном объеме.
В обоснование жалобы указано, что судом не принято во внимание, что в материалах дела имеется письмо администрации г..Новочебоксарска от ДД.ММ.ГГГГ N об исключении из Схемы размещения нестационарных торговых объектов, расположенных в городе Новочебоксарске Чувашской Республики на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, утв. Решением Новочебоксарского городского собрания депутатов Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ N, в том числе на "адрес" в связи с размещением указанных НТО на территориях, занятых инженерными коммуникациями и их охранными зонами с приложением выписки из дежурного плана города Новочебоксарска, подтверждающего на месте размещения НТО истца водопровода Д = 600 мм (охранная зона составляет 5 м от оси в обе стороны), актом осмотра от ДД.ММ.ГГГГ, составленного при участии специалистов МУП "Коммунальные сети города Новочебоксарска. Также судом не дана оценка представленным административным ответчиком доказательства по вопросу обеспеченности населения стационарными торговыми объектами в городе Новочебоксарске - письму Минэкономразвития Чувашии от ДД.ММ.ГГГГ N, согласно которому обеспеченность площадью НТО по состоянию на 01.01.2021 составляет по городу Новочебоксарску 7 на 10000 человек, что превышает рассчитанный норматив минимальной обеспеченностью площадью нестационарных торговых объектов при нормативе 6, 9, в том числе по продаже продукции общественного питания 2 при нормативе 0, 8, т.е. суммарная площадь НТО в настоящее время превышает установленный законом минимальный норматив. Судом не принято во внимание, что решением Арбитражного суда Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ N требования администрации города Новочебоксарска были удовлетворены, суд обязал истца в течение пятнадцати ней с момента вступления в законную силу решение суда произвести за свой счет демонтаж указанного НТО.
Оспариваемое решение направлено на приведение муниципального правового акта в соответствие с постановлением администрации города Новочебоксарска от 15.02.2019 N260 "Об утверждении порядка размещения нестационарных торговых объектов, расположенных в городе Новочебоксарске Чувашской Республики на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена", в соответствии с пунктом 4.4. которого размещение НТО запрещается на территориях, занятых инженерными коммуникациями и их охраняемыми зонами. Оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит ст. 10 Федерального закона N381-ФЗ. Ссылка суда на то, что в период заключения договора размещения НТО и включения торгового павильона в схему НТО администрацией города Новочебоксарска было согласовано размещение НТО, по мнению заявителя жалобы правового значения не имеет, поскольку на момент заключения договора N от ДД.ММ.ГГГГ не было получено согласования с МУП "Коммунальные сети города Новочебоксарска" либо другой организацией, обслуживающей водопроводные и канализационные сети. В настоящем случае срок предоставления места для размещения НТО площадью 24 кв.м. по адресу: "адрес" в соответствии с Договором от ДД.ММ.ГГГГ N истек. В отсутствие заключенного договора на размещение объекта у истца отсутствуют основания для дальнейшего размещения такого объекта, в связи с чем, изменение схемы размещения нестационарных торговых объектов путем исключения сведений об объекте, договор на размещение которого не заключен, не может нарушить права и законные интересы заявителя. Истец не лишен возможности принять участие в аукционе на размещение НТО, расположенного в непосредственной близости от места расположения спорного торгового павильона.
Административным истцом Персовой О.А. представлены возражения на апелляционную жалобу администрации г. Новочебоксарска Чувашской Республики, в которых административный истец просит решение суда от 5 мая 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения
Прокурор, участвующий в деле в суде первой инстанции, представил возражения относительно апелляционной жалобы, в которых полагал, что решение суда подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Заинтересованным лицом МУП "Коммунальные сети города Новочебоксарска" представлен отзыв на апелляционную жалобу администрации г. Новочебоксарска Чувашской Республики.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель административного ответчика Новочебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики и заинтересованного лица администрации города Новочебоксарск Чувашской Республики Лебедева Т.Н, участвующая в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи, доводы апелляционной жалобы поддержала.
Представитель административного истца Данилов В.В, участвующий в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи, просил решение Верховного Суда Чувашской Республики от 5 мая 2022 года оставить без изменения.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверена судебной коллегией с учетом части 1 статьи 308 КАС РФ, по смыслу которой суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, выслушав объяснения явившихся участников процесса, заслушав заключение прокурора, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на апелляционную жалобу, приходит к следующему.
На основании части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В силу пункта 15 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в редакции, действующей на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта) создание условий для обеспечения жителей городского округа услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания относится к вопросам местного значения городского округа.
На основании пункта 1 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".
В соответствии с частью 3 статьи 3 и части 2 статьи 6 Федерального закона от 28 декабря 2009 г. N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее Федеральный закон от 28 декабря 2009 г. N 381-ФЗ) органы местного самоуправления вправе издавать муниципальные правовые акты по вопросам, связанным с созданием условий для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли, в случаях и в пределах, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 6 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ нестационарным торговым объектом является торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от наличия или отсутствия подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение.
Согласно части 3 статьи 17 указанного Федерального закона от 28 декабря 2009 г. N 381-ФЗ предусмотрено, что органы местного самоуправления в целях обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли: разрабатывают и утверждают схемы размещения нестационарных торговых объектов с учетом нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов (пункт 2); принимают меры экономического стимулирования по поддержке строительства, размещению объектов социально ориентированной торговой инфраструктуры и обеспечению доступности для хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, имущества, находящегося в муниципальной собственности (пункт 3).
Согласно статье 10 Федерального закона от 28 декабря 2009 г. N 381-ФЗ схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (часть 3).
Из части 5 статьи 10 Федерального закона от 28 декабря 2009 года N381-ФЗ следует, что схема размещения нестационарных торговых объектов и вносимые в нее изменения подлежат опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, а также размещению на официальных сайтах органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Аналогичные положения содержатся в частях 2, 3 статьи 5 Закона Чувашской Республики от 13 июля 2010 года N39 "О государственном регулировании торговой деятельности в Чувашской Республике и о внесении изменений в статью 1 Закона Чувашской Республики "О розничных рынках".
Закон Чувашской Республики от 13 июля 2010 года N 39 "О государственном регулировании торговой деятельности в Чувашской Республике и о внесении изменений в статью 1 Закона Чувашской Республики "О розничных рынках" содержит аналогичные положения (части 1- 3 ст. 5).
Процедура разработки и утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов определена приказом Министерства экономического развития, промышленности и торговли Чувашской Республики от 16 ноября 2010 года N 184 "О Порядке разработки и утверждения органами местного самоуправления в Чувашской Республике схемы размещения нестационарных торговых объектов".
Согласно пунктам 2, 7, 8 этого Порядка (в ред. Приказа Минэкономразвития ЧР от 08.12.2015 N 209) схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органами местного самоуправления городских округов и муниципальных районов по городским, сельским поселениям, входящим в их составы, определенными в соответствии с уставами муниципальных образований, на неопределенный срок с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов, формирования торговой инфраструктуры с учетом видов и типов торговых объектов, форм и способов торговли и повышения доступности товаров для населения в соответствии с градостроительным, земельным, санитарно-эпидемиологическим, экологическим законодательством и другими установленными федеральными законами требованиями. В Схему могут быть внесены изменения в порядке, установленном для ее разработки и утверждения.
Согласно ч. 1 ст. 25 Устава города Новочебоксарска Чувашской Республики, представительным органом города Новочебоксарска, обладающим правом представлять интересы населения, принимать от его имени решения, действующие на территории города Новочебоксарска, является Новочебоксарское городское Собрание депутатов.
Пунктом 21 статьи 37.1 Устава города Новочебоксарска Чувашской Республики предусмотрено, что администрация города Новочебоксарска как исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления: разрабатывает схему размещения нестационарных торговых объектов.
Согласно пункту 17 статьи 26 Устава вышеуказанная Схема утверждается Новочебоксарским городским Собранием депутатов.
Из пункта 1 статьи 25 Устава следует, что Новочебоксарское городское Собрание депутатов состоит из 25 депутатов.
Заседание Новочебоксарского городского Собрания депутатов считается правомочным, если на нем присутствует не менее 2/3 от общего числа депутатов (ст.25 Устава).
Пунктом 3 решения Новочебоксарского городского Собрания депутатов ЧР от 25.01.2018 N С 40-4 "О периодическом печатном издании "Информационный вестник местного самоуправления города Новочебоксарска" установлено, что официальным опубликованием (обнародованием) муниципальных правовых актов города Новочебоксарска считается помещение их полного текста в периодическом печатном издании, установленном решением Новочебоксарского городского Собрания депутатов, или в периодическом печатном издании "Информационный вестник местного самоуправления города Новочебоксарска", учрежденным органами местного самоуправления исключительно для издания официальных сообщений и материалов, нормативных и иных актов органов местного самоуправления города Новочебоксарска и размещение (опубликование) на официальном сайте города Новочебоксарска в информационно-телекоммуникационной сети Интернет ("данные изъяты").
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, решением Новочебоксарского городского собрания депутатов Чувашской Республики от 25 ноября 2021 N С 22-10 "О внесении изменений в решение Новочебоксарского городского собрания депутатов Чувашской Республики от 26.12.2019 NС 71-9 "Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов, расположенных в городе Новочебоксарск Чувашской Республики на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена" был исключен из Схемы размещения нестационарных торговых объектов, расположенных в городе Новочебоксарск Чувашской Республики на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, утвержденной решением Новочебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики в том числе п.п. 109 - остановочно-торговый павильон, расположенный по адресу: "адрес"
Согласно протоколу от 25 ноября 2021 года, на заседании Новочебоксарского городского Собрания депутатов из 24 депутатов присутствовали 17, что свидетельствует о наличии кворума.
Решение от 25 ноября 2021 N С 22-10 официально опубликовано 25 ноября 2021 года на официальном сайте г. Новочебоксарск в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и в издании " "данные изъяты"" от 26 ноября 2021 года N34.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции, что при принятии решения Новочебоксарского городского Собрания депутатов от 25 ноября 2021 года N С 22-10 "О внесении изменений в решение Новочебоксарского городского собрания депутатов Чувашской Республики от 26.12.2019 NС 71-9 "Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов, расположенных в городе Новочебоксарск Чувашской Республики на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена" соблюдены требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа на принятие соответствующего нормативного правового акта, процедуру принятия соответствующего нормативного правового акта и правила введения его в действие.
В соответствии с частью 2 статьи 6 Федерального закона от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ органы местного самоуправления в области регулирования торговой деятельности создают условия для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли.
Согласно ч. 6 ст. 10 Федерального закона от 28 декабря 2009 года N381-ФЗ утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов, а равно как и внесение в нее изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ между ИП ФИО1 (Продавец) и ИП Персовой О.А. (Покупатель) был заключен договор купли-продажи, предметом которого стал нестационарный торговый объект - торговый киоск, расположенный по адресу: "адрес"
Согласно акту приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГ указанный торговый объект перешел в собственность ИП Персовой О.А.
Постановлением от 29 ноября 2012 года N493 администрации г. Новочебоксарск Чувашской Республики была утверждена схема размещения нестационарных объектов, расположенных в городе Новочебоксарск Чувашской Республики на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участках, государственная собственность на которые не ограничена. П. 49 утвержденной схемы включал в себя торговый киоск по "адрес"
ДД.ММ.ГГГГ между Администрацией г. Новочебоксарск Чувашской Республики и индивидуальным предпринимателем ФИО1 был заключен договор N на размещение нестационарного торгового объекта - торгового киоска по адресу: "адрес". Согласно пунктами 1.3, 4.1 указанного договора срок его действия ограничен 1 февраля 2019 года.
Решением Новочебоксарского городского собрания депутатов Чувашской Республики от 26.12.2019 NС 71-9 была утверждена схема размещения нестационарных торговых объектов, расположенных в городе Новочебоксарск Чувашской Республики на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена. Нестационарный торговый объект, принадлежащий административному истцу, в указанную схему включен не был.
Решением Новочебоксарского городского собрания депутатов Чувашской Республики от 10 июня 2020 года NС 78-1 были внесены дополнения в решение Новочебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики от 26.12.2019 NС 71-9 "Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов, расположенных в городе Новочебоксарск Чувашской Республики на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена" - Раздел "2. Торговые павильоны, киоски" дополнен в том числе подпунктом 109 - остановочно-торговый павильон, расположенный по адресу: г. Новочебоксарск, ул. Винокурова, на остановке общественного транспорта "Микрорайон Юраково" (нечетная сторона).
Решением Арбитражного суда Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ оставленным в силе Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу N, были удовлетворены требования администрации города Новочебоксарска к ИП Персовой О.А. о демонтаже НТО в связи с истечением срока размещения НТО.
Решением Новочебоксарского городского собрания депутатов Чувашской Республики от 25 ноября 2021 N С 22-10 "О внесении изменений в решение Новочебоксарского городского собрания депутатов Чувашской Республики от 26.12.2019 NС 71-9 "Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов, расположенных в городе Новочебоксарск Чувашской Республики на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена" был исключен из Схемы размещения нестационарных торговых объектов, расположенных в городе Новочебоксарск Чувашской Республики на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, утвержденной решением Новочебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики в том числе п.п. 109 - остановочно-торговый павильон, расположенный по адресу: "адрес"
Первоначальное размещение ФИО1 нестационарного торгового объекта - торгового киоска, расположенного по адресу: "адрес" осуществлено на основании договора N от ДД.ММ.ГГГГ на размещение нестационарного торгового объекта.
Главой V.6 Земельного кодекса Российской Федерации, введенной в действие Федеральным законом от 23 июня 2014 года N171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" с 1 марта 2015 года, предусмотрена возможность использования земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, без предоставления земельных участков и установления сервитута в случае размещения нестационарных торговых объектов, то есть без заключения договора аренды земельных участков (статьи 39.33, 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации).
Аналогичная позиция содержится и в разъяснении Министерства экономического развития Российской Федерации от 24 марта 2015 года N 6786-ПК/Д23и, в котором указано, что в связи с вступлением в силу главы V.6 Земельного кодекса Российской Федерации разрешение на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в случаях размещения нестационарных торговых объектов, установки и эксплуатации рекламных конструкций не выдается: данные объекты могут размещаться в силу утвержденных схем размещения нестационарных торговых объектов без оформления прав на земельные участки (пункт 8).
Согласно п. 2 приказа Минэкономразвития Чувашской Республики от 16.11.2010 N 184 "О Порядке разработки и утверждения органами местного самоуправления в Чувашской Республике схемы размещения нестационарных торговых объектов" схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органами местного самоуправления на неопределенный срок с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов, формирования торговой инфраструктуры с учетом видов и типов торговых объектов, форм и способов торговли и повышения доступности товаров для населения в соответствии с градостроительным, земельным, санитарно-эпидемиологическим, экологическим законодательством и другими установленными федеральными законами требованиями.
Пунктом 3.2.2. приказа Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 25 декабря 2014 года N 2733 "Об утверждении Стратегии развития торговли в Российской Федерации на 2015 - 2016 годы и период до 2020 года" предусмотрено, что при отсутствии системных нарушений правил торговли и желании хозяйствующего субъекта продолжать торговую деятельность по истечении сроков разрешенного размещения нестационарного торгового объекта необходимо обеспечивать продление договоров (иных разрешительных документов) без проведения конкурентных процедур. При градостроительной необходимости освобождения места размещения нестационарного торгового объекта следует обеспечивать предоставление хозяйствующему субъекту альтернативных равноценных компенсационных мест, реализуя принцип "меняется место - сохраняется бизнес".
Согласно ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" и ст. 15 Закона от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ органам местного самоуправления запрещается принимать акты, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов.
При этом в силу пп. 3 п. 3 ст. 17 Закона от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ органы местного самоуправления в целях обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли должны принимать меры экономического стимулирования по поддержке строительства, размещению объектов социально ориентированной торговой инфраструктуры и обеспечению доступности для хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, имущества, находящегося в муниципальной собственности.
Судом первой инстанции обоснованно отмечено, что по смыслу приведенных норм исключение места размещения нестационарного торгового объекта не может носить произвольный характер, обусловлено интересами населения и без ущерба для стабильного ведения предпринимательства, для исключения спорного НТО из Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Новочебоксарск, утвержденных решением Новочебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики от 26 декабря 2019 года N71-9, в распоряжении административного ответчика должны были иметься доказательства необходимости указанной меры.
Как правильно установлено судом первой инстанции, материалы дела не содержат доказательств наличия каких-либо замечаний или выявленных нарушений при размещении нестационарного торгового объекта ИП Персовой О.П. в период осуществления ею предпринимательской деятельности и, в том числе на дату принятия оспариваемого нормативного правового акта; доказательств того, что земельный участок (место размещения) на котором находится вышеназванный торговый объект, подлежит изъятию для государственных или муниципальных нужд либо необходим для иного градостроительного решения, также не представлено.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, положение части 6 статьи 10 Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" направлено на обеспечение условий для предоставления населению торговых услуг, стабильности прав хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, возможности долгосрочного планирования ими своего бизнеса, на недопущение передела рынка, сокращения или прекращения торгового бизнеса, ухудшения положения субъектов предпринимательской деятельности при изменении органами публичной власти схемы размещения нестационарных торговых объектов, сокращения сферы торговых услуг. При этом реализация законоположения должна основываться на вытекающем из Конституции Российской Федерации требовании согласованного осуществления конституционных ценностей, включая ценности, связанные с гарантированием свободы экономической деятельности и поддержкой конкуренции (статья 8, часть 1), с одной стороны, и признанием и гарантированием самостоятельности местного самоуправления в пределах его полномочий (статья 12) - с другой. В соответствии с этим законоположение не может рассматриваться как исключающее необходимость достижения в каждом конкретном случае при утверждении (изменении) схемы размещения нестационарных торговых объектов баланса интересов местного сообщества в целом и соответствующих хозяйствующих субъектов с учетом особенностей конкретного муниципального образования, а потому органы местного самоуправления не лишены возможности, действуя в пределах своих полномочий, решать вопросы размещения торговых объектов, принимая во внимание их нестационарный характер, в целях создания условий для наилучшего удовлетворения потребностей населения в получении необходимых товаров, работ и услуг по месту жительства и без ущерба для стабильного ведения предпринимательства, с тем чтобы при изменении места ведения бизнеса сам бизнес сохранялся (Определение от 29 января 2015 г.N 225-О).
В Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 6 декабря 2018 г. N 3111-О отмечено, что согласно части 1 статья 130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. При этом осуществление местной администрацией отнесенных уставом муниципального образования к ее ведению полномочий по решению вопросов местного значения должно обеспечивать реализацию интересов местного сообщества при решении вопросов местного значения, развитие муниципального образования, в том числе расширение сферы услуг, и не может носить произвольный характер.
Исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, исключение нестационарного торгового объекта из Схемы размещения нестационарных торговых объектов не может быть произвольным, без учета потребности населения в предоставлении торговых услуг в указанном месте, других заслуживающих внимания обстоятельств в целях обеспечения стабильности прав добросовестных предпринимателей, осуществляющих торговую деятельность, чтобы обеспечить им возможность долгосрочного планирования своего бизнеса, в целях недопущения передела рынка, сокращения или прекращения торгового бизнеса, ухудшения положения субъектов предпринимательской деятельности
Случаи для принятия органом местного самоуправления в Чувашской Республике решения об отказе хозяйствующему субъекту в заключении договора на новый срок без проведения торгов предусмотрены частью 8 статьи 5 Закона Чувашской Республики от 13 июля 2010 года N39 "О государственном регулировании торговой деятельности в Чувашской Республике и о внесении изменений в статью 1 Закона Чувашской Республики "О розничных рынках".
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции, что вопреки требованиям действующего федерального и регионального законодательства решение Новочебоксарского городского собрания депутатов Чувашской Республики от 25 ноября 2021 года N С 22-10 об исключении пункта 109 из Схемы размещения нестационарных торговых объектов не содержит какого-либо правового обоснования, т.е. не является мотивированным.
В материалы дела представлено письмо МУП "Коммунальные сети города Новочебоксарск", согласно которому указанное предприятие, обращаясь к администрации города Новочебоксарк, просит организовать претензионно-исковую работу по сносу выявленных объектов находящихся на сетях предприятия, поскольку нарушают права предприятия, а так же ставят под угрозу бесперебойное водоснабжение, водоотведение и электроснабжение города Новочебоксарск. В приложении к письму указан объект находящийся по адресу: "адрес" (п.4 Перечня).
Из акта осмотра нестационарного объекта N от ДД.ММ.ГГГГ по адресу: "адрес" следует, что в результате обследования обнаружено, что нестационарный торговый объект расположен непосредственно на водопроводе d=600 (охранная зона составляет 5 м от оси в обе стороны).
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции, что указанный акт обследования, письменный отзыв, представленный МУП "Архитектурно-градостроительное управление города Новочебоксарска Чувашской Республики", а так же письмо МУП "Коммунальные сети города Новочебоксарск", не могут свидетельствовать о законности исключения НТО из Схемы размещения нестационарных торговых объектов, поскольку обоснование о невозможности размещения нестационарного торгового объекта по указанному адресу в ранее согласованном месте в охранной зоне, на момент вынесения постановления администрацией города Новочебоксарск, а в последующем при принятии решения Новочебоксарским городским собранием депутатов, отсутствовало.
Судом первой инстанции обоснованно учтено, что на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта Новочебоксарским городским собранием депутатов, мотивированного обоснования для исключения спорного нестационарного торгового объекта из Схемы размещения нестационарных торговых объектов по указанному в отзыве ответчика основанию, как расположенного в охранной зоне инженерных коммуникаций, не имелось, потребность населения в размещении нестационарного торгового объекта в указанном месте, не исследовалась.
Материалы дела не содержат достоверных доказательств в подтверждение того, что изначально внесение данного нестационарного торгового объекта в Схему размещения нестационарных торговых объектов было осуществлено с нарушением установленных требований законодательства, как и о том, что данное место, где находится нестационарный торговый объект, расположено в охранной зоне инженерных коммуникаций, где не допускается размещение нестационарных торговых объектов.
Как верно установлено судом первой инстанции, административным ответчиком не представлено достоверных доказательств о том, что в данном месте, где согласно ранее принятому решению Новочебоксарским городским собранием депутатов, а так же постановлением администрации города Новочебоксарск с 2012 до 2021 года было разрешено размещение нестационарного торгового объекта, на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта размещение спорного киоска невозможно по причине отнесения указанного места к охранной зоне, где расположены охранные зоны инженерных сетей.
Согласно сведениям, содержащимся в публичной кадастровой карте, земельный участок с кадастровым номером N по адресу: "адрес", имеет вид разрешенного использования: для содержания и эксплуатации остановочного павильона с торговым киоском. Сведения о том, что земельный участок полностью или частично расположен в границах зоны с особыми условиями использования территории, отсутствуют.
На момент исключения из Схемы размещения нестационарных торговых объектов сведения об установлении охранной зоны инженерных сетей по указанному адресу и ее границах в едином государственном реестре недвижимости отсутствовали.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции, что ссылки представителя административного ответчика на решение Арбитражного суда Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ по делу N, которым на ИП Персову О.А. возложена обязанность произвести демонтаж нестационарного торгового объекта площадью 24 кв.м, расположенного по адресу: "адрес" как имеющего преюдициальное значение по настоящему делу об оспаривании нормативного правового акта, являются ошибочными и не могут быть приняты во внимание.
Доводы жалобы о том, что судом не принято во внимание, что в материалах дела имеется письмо администрации г. Новочебоксарска от ДД.ММ.ГГГГ N с приложением выписки из дежурного плана города Новочебоксарска, судебной коллегией отклоняется, поскольку вышеуказанные документы, на которые ссылается административный ответчик, в отсутствие заключения специалиста, подтверждающего факт размещения нестационарного торгового объекта на территориях, занятых инженерными коммуникациями и их охранными зонами, которое было бы предметом рассмотрения органа, принимавшего оспариваемое решение, не могут быть признаны мотивированным обоснованием исключения спорного нестационарного торгового объекта из Схемы размещения нестационарных торговых объектов.
Доводы жалобы относительно обеспеченности населения стационарными торговыми объектами в городе Новочебоксарске, в отсутствие надлежащих доказательств подтверждения размещения нестационарного торгового объекта на территориях, занятых инженерными коммуникациями и их охранными зонами, на правильность выводов суда первой инстанции по существу спора не влияют.
Другие доводы апелляционной жалобы аналогичны доводам, заявлявшимся в суде первой инстанции, которым в соответствии со статьей 84 КАС РФ в решении суда дана надлежащая правовая оценка, а также не содержат сведений, свидетельствующих о нарушении судом норм материального права, и на вывод суда о противоречии муниципального правового акта федеральному законодательству, имеющему большую юридическую силу, не влияют.
Установив, что представленные материалы безусловно не свидетельствуют о наличии законных оснований для исключения решением Новочебоксарского городского собрания депутатов Чувашской Республики от 25 ноября 2021 года N С 22-10 пункта 109 (остановочно-торгового павильона, расположенного по адресу: "адрес" из Схемы размещения нестационарных торговых объектов, расположенных в городе Новочебоксарск, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что решение Новочебоксарского городского собрания депутатов Чувашской Республики от 25.11.2021 N С 22-10 "О внесении изменений в решение Новочебоксарского городского собрания депутатов Чувашской Республики от 26.12.2019 NС 71-9 "Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов, расположенных в городе Новочебоксарск Чувашской Республики на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена" в части исключения из Схемы размещения пп.109 - остановочно-торговый павильон, площадью 24 кв.м, расположенный по адресу: г "адрес" нарушает права, свободы и законные интересы ИП Персовой О.А, противоречит правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Решение суда основано на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании представленных сторонами доказательств, правовая оценка которым дана судом надлежащим образом. Нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения применены судом правильно. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену или изменение решения, судом допущено не было.
Оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Верховного Суда Чувашской Республики от 5 мая 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации города Новочебоксарск Чувашской Республики - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в соответствии с главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в кассационном порядке в течение шести месяцев в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) через Самарский областной суд.
Мотивированное апелляционное определение составлено 9 августа 2022 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.