Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Тимохина И.В, судей Бритвиной Н.С. и Орловой И.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании поданную 1 июля 2022 года кассационную жалобу регионального отделения Социалистической политической партии "Справедливая Россия - Патриоты - За Правду" в Республике Башкортостан (далее - РО СПП "Справедливая Россия - Патриоты - За Правду") на решение Ленинского районного суда города Уфы Республики Башкортостан от 21 октября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 27 апреля 2022 года по административному делу N 2а-4148/2021 по административному исковому заявлению РО СПП "Справедливая Россия - Патриоты - За Правду" об оспаривании действий (бездействий) территориальной и участковых избирательных комиссий.
Заслушав доклад судьи Шестого кассационного суда общей юрисдикции Тимохина И.В, возражения представителя Территориальной избирательной комиссии Ленинского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан Кашаповой Ю.В, полагавшей кассационную жалобу необоснованной, заключение прокурора отдела управления Главного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Трофимова А.А, полагавшего судебные акты законными и обоснованными, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Указом Президента Российской Федерации от 17 июня 2021 года N 367 назначены выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва.
В соответствии с Постановлением Центральной избирательной комиссии от 18 июня 2021 года N 11/87-8 в целях создания дополнительных возможностей реализации избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, проведение голосования на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва, а также на иных выборах, назначенных на 19 сентября 2021 года, производится в течение нескольких дней подряд - 17, 18 и 19 сентября 2021 года.
Усматривая, что участковыми избирательными комиссиями Ленинского района городского округа город Уфы Республики Башкортостан в дни голосования допущены многочисленные нарушения избирательного законодательства, связанные с организацией голосования и порядком подсчета голосов, РО СПП "Справедливая Россия - Патриоты - За Правду" оспорило результаты выборов в судебном порядке.
Решением Ленинского районного суда города Уфы Республики Башкортостан от 21 октября 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 27 апреля 2022 года, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе административный истец просит об отмене судебных актов, приводя доводы об их незаконности, указывая на допущенные нарушения норм материального и процессуального права, а также несоответствии выводов судов обстоятельствам административного дела. Ссылается на неправомерность подписанных Игнатьевым Ю.В. документов, ошибочность выводов судов об отсутствии нарушений избирательного права на участковых избирательных комиссиях N 170 и 175 и незаконный, по мнению заявителя, отказ суда апелляционной инстанции в исследовании протоколов голосования на спорных избирательных участках.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражения, судебная коллегия судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Таких нарушений судебными инстанциями не допущено.
Правовой основой регулирования отношений, связанных с осуществлением конституционного права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, порядка подготовки и проведения таких выборов, полномочий членов участковой избирательной комиссии является Федеральный закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 67-ФЗ), Федеральный закон от 22 февраля 2014 года N 20-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации".
В соответствии частью 15 статьи 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением об отмене решения избирательной комиссии, комиссии референдума об итогах голосования, о результатах выборов, референдума могут обратиться гражданин, зарегистрированный в установленном порядке и участвовавший в выборах в качестве кандидата, избирательное объединение, участвовавшее в выборах и выдвинувшее кандидата или список кандидатов на выборные должности, инициативная группа по проведению референдума и (или) ее уполномоченные представители, в установленных законом случаях прокурор.
Обстоятельства, установление которых в судебном порядке судом соответствующего уровня, могут повлечь отмену решения избирательной комиссии о результатах соответствующих выборов после определения результатов выборов, определены пунктом 2 статьи 77 Федерального закона N 67-ФЗ путем перечисления конкретных нарушений в подпунктах "а" - "е".
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно обращал внимание, что судебная защита активного избирательного права, равно как и права быть избранным в органы государственной власти, органы местного самоуправления, не может осуществляться без учета того обстоятельства, что следствием пересмотра результатов выборов как состоявшегося акта прямого волеизъявления населения может быть нарушение стабильности функционирования институтов представительной демократии, дисквалификация актов реализации избирательного права. Поэтому не любые, а только существенные нарушения законодательства, допущенные при подсчете голосов и установлении итогов голосования, определении результатов выборов, не позволяющие установить действительное волеизъявление избирателей, могут служить основанием для отмены итогов голосования, результатов выборов судом на соответствующей территории, такое решение должно быть обусловлено наличием веских оснований полагать, что при подсчете голосов и установлении итогов голосования, определении результатов выборов волеизъявление избирателей было действительно искажено (постановления от 22 апреля 2013 года N 8-П, от 15 января 2002 года N 1-П).
Одним из принципов административного судопроизводства является состязательность и равноправие сторон административного судопроизводства при активной роли суда (пункт 7 статьи 6 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Исходя из этого принципа в части 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлена прежде всего обязанность административного истца доказывать обстоятельства, на которые он ссылается как на основания своих требований, если иной порядок распределения обязанностей доказывания не предусмотрен поименованным кодексом.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, судебные инстанции, оценив представленные доказательства по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации? обоснованно исходили из того, что нарушений избирательного законодательства, не позволяющих с достоверностью определить действительную волю избирателей при проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва на участковых избирательных комиссиях N 170 и 175 города Уфы Республики Башкортостан не установлено, при этом доказательств, опровергающих указанные суждения, административным истцом не представлено.
Доводы кассационной жалобы, в том числе об отсутствии у полномочий у ранее действующего председателя Совета РО СПП "Справедливая Россия - Патриоты - За Правду" Игнатьева Ю.В. на подачу списков наблюдателей, являлись предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции, где получили надлежащую правовую оценку. Кроме того, аргументы кассационной жалобы, по сути, выражают несогласие с данной судами оценкой доказательств по делу и установленными обстоятельствами. Между тем суд кассационной инстанции не наделен полномочиями по переоценке доказательств и установлению иных фактических обстоятельств по делу, отличных от ранее установленных судами.
Утверждение автора кассационной жалобы об отказе судом апелляционной инстанции в удовлетворении ходатайства об истребовании доказательств не ставят под сомнение правомерность выводов судебной инстанции, в связи с чем отмену судебных актов не влечет.
Таким образом, суды первой и апелляционной инстанций правильно определили юридически значимые обстоятельства дела, применили закон, подлежащий применению, дали надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебных заседаниях доказательствам, а постановленные по делу судебные акты соответствуют нормам материального и процессуального права, в связи с чем основания для их отмены отсутствуют.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ленинского районного суда города Уфы Республики Башкортостан от 21 октября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 27 апреля 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу регионального отделения Социалистической политической партии "Справедливая Россия - Патриоты - За Правду" в Республике Башкортостан - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение составлено 15 августа 2022 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.