Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 15 февраля 2010 г. N Ф03-433/2010
по делу N A51-10101/2009
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от общества с ограниченной ответственностью "Акваиндустрия" - Плахута Л.Б., юрисконсульт по доверенности от 11.01.2010 N 1/10; от третьего лица: Центр государственной инспекции по маломерным судам Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Приморскому краю - Солодовников З.Б., представитель по доверенности от 20.04.2009 N б/н; Глеклер А.И., представитель по доверенности от 10.03.2009 N 25-02/507163; рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Акваиндустрия" на решение от 09.10.2009, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 18.12.2009 по делу N51-10101/2009 Арбитражного суда Приморского края, по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Акваиндустрия" к Федеральному государственному унитарному предприятию "Российский государственный центр инвентаризации и учета объектов недвижимости - Федеральное бюро технической инвентаризации", третье лицо: Центр государственной инспекции по маломерным судам Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Приморскому краю, о признании незаконными действий.
Резолютивная часть постановления объявлена 10 февраля 2010 года. Полный текст постановления изготовлен 15 февраля 2010 г.
Общество с ограниченной ответственностью "Акваиндустрия" (далее - общество; заявитель) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконными действий Федерального государственного унитарного предприятия "Российский государственный центр инвентаризации и учета объектов недвижимости - Федеральное бюро технической инвентаризации" (далее - ФГУП "Ростехинвентаризация") по проведению технического учета (инвентаризации) и составлению технического паспорта от 10.11.2008 на бетонную площадку.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, определением суда от 25.08.2009 привлечен Центр государственной инспекции по маломерным судам Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Приморскому краю (далее - центр государственной инспекции по маломерным судам).
Решением суда от 09.10.2009 в удовлетворении заявленных требований обществу отказано.
Постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 18.12.2009 решение суда отменено и производство по делу прекращено по основанию, предусмотренному пунктом 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее - АПК РФ).
Не согласившись с данными судебными актами, ООО "Акваиндустрия" подало кассационную жалобу, в которой просит отменить постановление апелляционного суда и решение суда первой инстанции, ссылаясь при этом на нарушение судом апелляционной инстанции норм процессуального права, в частности статей 150, 198 АПК РФ, а также неправильное применение судом первой инстанции, отказавшим в удовлетворении заявления общества, норм материального права. По мнению заявителя жалобы, поддержанному его представителем в суде кассационной инстанции, дело подведомственно арбитражному суду, поскольку ФГУП "Ростехинвентаризация" является уполномоченным лицом по проведению государственного технического учета и технической инвентаризации объектов градостроительной деятельности, его действия могут быть оспорены в порядке главы 24 АПК РФ.
ФГУП "Ростехинвентаризация" извещено надлежаще о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, однако его представители в судебное заседание кассационной инстанции не прибыли, отзыв не представили.
Центр государственной инспекции по маломерным судам в отзыве и его представители в суде кассационной инстанции против отмены постановления апелляционного суда возражают, полагают, что он принят с правильным применением процессуальных норм.
Проверив в порядке и пределах статей 284, 286 АПК РФ применение судом норм права, кассационная инстанция считает необходимым отменить постановление суда апелляционной инстанции с направлением дела для рассмотрения в этот же апелляционный суд, исходя из следующего.
Дела об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, нарушающих права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, рассматриваются арбитражным судом в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с учетом особенностей административного производства.
Административный либо иной публично-правовой характер спорных отношений основан на неравном положении его участников. Одним из таких участников является государственный орган, орган местного самоуправления, иной орган или должностное лицо, наделенные властными полномочиями и использовавшие эти полномочия по отношению к другому участнику в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как видно из материалов дела, заявитель оспаривал действия ФГУП "Ростехинвентаризация" по проведению государственного технического учета (инвентаризации) и составлению технического паспорта.
Технический учет объектов недвижимости - это описание существующих объектов недвижимости, таких как здания, строения, сооружения, жилые и нежилые помещения. Одной из основных задач государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства является информационное обеспечение системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Сведения об объектах учета, полученные от организаций (органов) по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации объектов капитального строительства, являются основой для осуществления государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Регламентация порядка технического учета (инвентаризации) определена в Положении об организации в Российской Федерации государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 04.12.2000 N 921 (с последующими изменениями).
В соответствии с пунктами 6 и 7 указанного Положения техническая инвентаризация объектов учета подразделяется на первичную, плановую и внеплановую. Первичной технической инвентаризации подлежат все объекты учета, техническая инвентаризация которых ранее не проводилась. По результатам первичной технической инвентаризации на каждый объект учета оформляется технический паспорт, форма которого и состав включаемых в него сведений устанавливаются уполномоченным органом государственного регулирования в сфере государственного технического учета и технической инвентаризации объектов градостроительной деятельности. Технический паспорт является документальной основой для ведения Единого государственного реестра. Объектам учета в установленном порядке присваиваются инвентарный и кадастровый номера.
В соответствии постановлением Правительства от 10.09.2004 N 477 (в редакции постановлений Правительства РФ от 19.03.2005 N 141, от 05.06.2008 N 438) государственный технический учет объектов капитального строительства осуществляют Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости и его территориальные органы. До принятия нормативных правовых актов, определяющих порядок ведения государственного технического учета, технический учет и техническую инвентаризацию объектов капитального строительства осуществляют организации (органы), аккредитованные Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости в порядке, устанавливаемом Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации, по правилам, утверждаемым указанным Министерством.
В данном случае такой уполномоченной организацией является ФГУП "Ростехинвентаризация", которое в силу своих полномочий обязано установить и зафиксировать фактическое техническое состояние объекта, подлежащего инвентаризации.
Таким образом, действия указанной организации по техническому учету (инвентаризации) объектов капитального строительства либо отказу в его проведении могут быть оспорены в порядке главы 24 АПК РФ. Следовательно, у суда апелляционной инстанции отсутствовали правовые основания для прекращения производства по делу в порядке пункта 1 части 1 статьи 150 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 18.12.2009 по делу N А51-10101/2009 Арбитражного суда Приморского края отменить, дело направить на новое рассмотрение в Пятый арбитражный апелляционный суд.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктами 6 и 7 указанного Положения техническая инвентаризация объектов учета подразделяется на первичную, плановую и внеплановую. Первичной технической инвентаризации подлежат все объекты учета, техническая инвентаризация которых ранее не проводилась. По результатам первичной технической инвентаризации на каждый объект учета оформляется технический паспорт, форма которого и состав включаемых в него сведений устанавливаются уполномоченным органом государственного регулирования в сфере государственного технического учета и технической инвентаризации объектов градостроительной деятельности. Технический паспорт является документальной основой для ведения Единого государственного реестра. Объектам учета в установленном порядке присваиваются инвентарный и кадастровый номера.
В соответствии постановлением Правительства от 10.09.2004 N 477 (в редакции постановлений Правительства РФ от 19.03.2005 N 141, от 05.06.2008 N 438) государственный технический учет объектов капитального строительства осуществляют Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости и его территориальные органы. До принятия нормативных правовых актов, определяющих порядок ведения государственного технического учета, технический учет и техническую инвентаризацию объектов капитального строительства осуществляют организации (органы), аккредитованные Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости в порядке, устанавливаемом Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации, по правилам, утверждаемым указанным Министерством."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 15 февраля 2010 г. N Ф03-433/2010 по делу N A51-10101/2009
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании